Решение б/н Решение по жалобе САО «ВСК» на действия заказчика — ГБУ «Мо... от 1 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-1499/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.08.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее также — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ГБУ «Мосгоргеотрест» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на страхование автотранспортных средств (реестровый № 31806743830, далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Заявитель в своей жалобе обжалует положения Конкурсной документации, которые, по его мнению, нарушают действующее законодательство.

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017
№ 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 11.01.2018 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ «Мосгоргеотрест» (далее — Положение о закупках).

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе:

– требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

– критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

– порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заявитель в своей жалобе выражает своё несогласие с установлением дополнительных требований в Конкурсной документации, предъявляемых к участникам Конкурса, а также с критериями оценки установленными в документации.

Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 14 Положения о закупках помимо обязательных требований Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам Конкурса, в том числе:

• квалификационные требования (включая требования к опыту работы);

• требования к наличию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

На основании изложенного, пунктом 8.7 Информационной карты Конкурсной документации Заказчик установил к участникам Конкурса дополнительные требования.

При этом также установлено, что непредоставление участником Конкурса дополнительных требований не является основанием для отказа участника в допуске.

Таким образом Комиссия отмечает, что данные дополнительные требования не относятся к критериям допуска участников, и предоставляются участниками по собственному усмотрению.

Так, в Конкурсной документации установлено дополнительное требование
к наличию опыта оказания аналогичных услуг по страхованию автотранспортных средств за 2016-2018 гг: не менее 10 исполненных договоров страхования автотранспортных средств категории «B», «C», «D», «CE» с актами подтверждения исполнения обязательств со страховой премией не менее 2 500 000, 00 рублей (двух миллионов пятисот тысяч рублей) - каждый (в качестве подтверждения, предоставляются копии договоров).

Заявитель считает, что указанное требование создает для участников Конкурса необходимость разглашения сведений, таких, как сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе. При этом, как установила Комиссия, представление данной информации для подтверждения опыта оказания аналогичных услуг не требуется. Решение о формате предоставления подтверждающей информации — договоров — включая принятие мер с целью соблюдения сохранности неразглашаемых данных принимается участником Конкурса самостоятельно. В этой связи невозможность представления данной информации Комиссией не установлена.

Относительно дополнительного требования о наличии в штате участника закупки (не менее 10 чел) квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в сфере оказания страховых услуг более 3-х лет, подтвержденных выпиской из штатного расписания, копиями трудовых книжек, копиями дипломов, сертификатов, квалификационных аттестатов (удостоверений) специалистов по страховому делу (из расчета: 1 специалист – 1 диплом, аттестат/удостоверение + трудовая книжка), установлено следующее.

По мнению Заявителя, представление такой информации требует согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Представитель Заказчика пояснил, что подтверждающие данные используются Заказчиком для определения уровня квалификации организации, подавшей заявку на участие в Конкурсе. Заказчик при осуществлении закупочной деятельности не выполняет каких-либо функций по обработке персональных данных. Кроме того, участник самостоятельно принимает решение о формате предоставления подтверждающей информации, включая принятие мер по сохранению неразглашаемых данных.

Таким образом, участник сам волен представить подтверждение наличия квалифицированных специалистов в той форме, в которой посчитает нужным.

При этом невозможности представления таких подтверждающих данных Заявителем представлено не было.

Вместе с тем в Конкурсной документации установлено дополнительное требование о предоставлении подробного (мотивированного) обоснования снижения начальной (максимальной) цены, в случае, если предлагаемое участником снижение цены составило более 10% от начальной (максимальной) цены: обоснование предлагаемой цены договора может включать в себя гарантийное письмо от правообладателя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие соответствующих прав у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить предоставление прав, являющихся предметом конкурса, по предлагаемой цене.

Заявитель считает, что предоставление обоснования цены предполагает субъективную оценку достаточности представленного участником обоснования.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, указанное требование установлено им исходя из опыта заключения договоров с победителями, предлагавшими большое снижение и не имевшими возможность оказывать услуги должного качества по предлагаемой цене.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что Заказчиком не установлено каких либо ограничений и требований к форме предоставления данного обоснования снижения цены.

При этом доказательств нарушения прав Заявителя установлением данных требований на заседании Комиссии представлено не было.

В совокупности изложенного Комиссией не установлено нарушений в установлении вышеуказанных дополнительных требований в Конкурсной документации.

Относительно обжалования заявителем установленных в Конкурсной документации порядка и критериев оценки установлено следующее.

Порядок оценки заявок на участие в Закупке установлен в Приложении
к части III Конкурсной документации.

Так в своей жалобе Заявитель выражает несогласие с установлением в качестве показателей критерия оценки «Квалификация участника процедуры закупки при осуществлении закупок, работ, услуг» следующих показателей.

Подпунктом «в» пункта 3 Приложения к части III Конкурсной документации установлен следующие показатели:

«предложение о наличии опыта оказания аналогичных услуг по страхованию автотранспортных средств за 2016-2018 гг - до 20 баллов.

20 баллов присваивается заявке при подтверждении опыта оказания услуг аналогичных предмету конкурса в количестве 10 и более исполненных договоров страхования автотранспортных средств категории «B», «C», «D», «CE» с актами подтверждения исполнения обязательств, со страховой премией не менее 2 500 000, 00 рублей (двух миллионов пятисот тысяч рублей) - каждый (в качестве подтверждения, предоставляются копии указанных договоров). Договоры на меньшую сумму к рассмотрению не принимаются. Подтверждение опыта менее 10 договоров рассчитывается пропорционально требуемому значению.»

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 13 Положения о закупках критериями оценки являются в том числе наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора; обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация); деловая репутация.

При этом, как указано ранее, информации о страхователях, застрахованных лицах и выгодоприобретателях для подтверждения не требуется.

Комиссия отмечает, что установление данного показателя обусловлено потребностью Заказчика выявить контрагента, имеющего наибольшее количество опыта оказания аналогичных услуг.

С учетом изложенного, Комиссия, принимая во внимание то, что установление данного показателя критерия оценки прямо предусмотрено Положением о закупке, не усматривает каких-либо нарушений в его установлении.

Аналогично вышеописанному случаю установлены показатели критерия оценки «Квалификация участника процедуры закупки при осуществлении закупок, работ, услуг» установленные в подпунктах «д» и «ж» пункта 3 Приложения к части III Конкурсной документации, оспариваемые Заявителем в своей жалобе.

Относительно указанного в жалобе критерия подпункта «з» пункта 3 Приложения к части III Конкурсной документации, комиссия сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 3 Приложения к части III Конкурсной документации в качестве показателя оценивается форма предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору – до 5 баллов.

Максимальный балл (5 баллов) присваивается участнику, предоставляющему обеспечение исполнения договора в виде денежных средств. 3 балла присваивается участнику, предлагающему обеспечение исполнения договора в форме безотзывной банковской гарантии, удовлетворяющей требованиям части II настоящей документации. 2 балла присваивается участнику, предлагающему обеспечение исполнения договора в форме безотзывной банковской гарантии, не удовлетворяющей или частично удовлетворяющей требованиям части II настоящей документации.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, на этапе подачи заявок Заказчик оценивает намерение участников закупки обеспечить исполнение договора, что является для Заказчиком показателя надежности участника Конкурса и готовности возместить причиненный ущерб в случае его возникновения.

Вместе с тем Комиссия не может не считать данный показатель конкурентным, поскольку участники Конкурса сами выбирают, какой способ обеспечения представить, и такое не может нарушать права лиц, участвующих в Конкурсе. При этом Заказчик в данном случае исходит из удобства получения обеспечения.

Таким образом, по мнению Заказчика, соответствующие требования продиктованы его объективной потребностью. В свою очередь, Заявителем ограничивающий характер данных требований в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несоответствие Заявителя данным требованиям не может быть признано фактором ограничения конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы необоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу СО «ВСК» (ОГРН: 1027700186062, ИНН: 7710026574) на действия ГБУ «Мосгоргеотрест» (ОРГН: 1177746118230, ИНН: 7714972558 ) при проведении Конкурса необоснованной.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
    от 27.08.2018 № ИГ/41166/18.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны