Решение б/н Решение по жалобе ООО «Мехатронные системы» на действия зака... от 30 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Мехатронные системы»

    620075, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 101, оф. 9.08

     

  2. Акционерное общество «Ордена Ленина научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля» (АО «НИКИЭТ»)
    107140, Москва, ул. Красносельская М.,
    д. 2/8

     

  3. АО «ЕЭТП»
    115114, Москва, ул. Кожевническая,
    д. 14, стр. 5
     

  4. ФАС России
    125993, Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1509/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

26.06.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО «Мехатронные системы»

АО «НИКИЭТ»

в отсутствие:

АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.06.2017 № ИШ/30499/17),

рассмотрев жалобу ООО «Мехатронные системы» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «НИКИЭТ» (далее — Заказчик) при проведении аукционов в электронной форме на право заключения контрактов на: поставку, монтаж и пуско-наладка зубофрезерного станка с ЧПУ; поставку, монтаж и пуско-наладка зубодолбежного станка с ЧПУ (реестровые №№ 1373000000817000008, 1373000000817000010) (далее — Аукционы),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении в Аукционной документации избыточных требований относительно наличия допуска к государственной тайне по форме 3.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) извещение и Аукционная документация (реестровые №№ 1373000000817000008, 1373000000817000010) размещены 26.04.2017. Дата окончания подачи заявок на участие в Аукционах — 07.07.2017. Дата проведения Аукционов — 17.07.2017.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию относительно наименования и описания объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. В том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно разделу V Технического задания Аукционной документации установлены следующие условия допуска на территорию Заказчика: с учетом того, что Заказчик является режимным предприятием, доставку товара, выполнение монтажных работ, а также гарантийное обслуживание должны осуществлять граждане РФ, имеющие допуск к государственной тайне по форме 3.

Статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Согласно статье 17 Закона о государственной тайне, передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 названного закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом, до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

Порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, установлены Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 (далее — Инструкция).

В силу пункта 4 Инструкции доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации допуск граждан к государственной тайне осуществляется по принципу необходимости такого допуска для выполнения лицами их должностных (специальных, функциональных) обязанностей. Если такая необходимость отсутствует, требование не может быть предъявлено.

В обоснование законности установления спорного требования в Аукционной документации Заказчик отмечает, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 № 1665-75 АО «НИКИЭТ» включено в перечень особо режимных объектов, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 1311-р — в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационные опасные и ядерно опасные производства и объекты.

Согласно статье 52 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» к работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, а также лица, получившие допуск к указанной работе, связанной с обеспечением государственной тайны, в соответствии с требованиями к обеспечению государственной безопасности, установленными законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, АО «НИКИЭТ» с использованием закупаемого оборудования будут осуществляться работы по государственным оборонным заказам, в том числе связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, как отмечает Заказчик, территория АО «НИКИЭТ», на которую будет осуществляться поставка оборудования является особо режимным объектом, то есть охраняемой территорией, на которой проводятся секретные работы и обеспечивается сохранность сведений, составляющих государственную тайну в связи с чем, с целью обеспечения режима секретности и сохранности сведений, составляющих государственную тайну, на территорию названного общества по его требованию для выполнения работ допускаются лица, имеющие доступ к государственной тайне по установленной форме.

Кроме того, Комиссией в соответствии с письменными пояснениями Заказчика установлено, что рассматриваемое требование предъявляется Заказчиком не к участникам Аукционов, подавшим заявку на участие в процедурах, а к исполнителю по договору, который должен обеспечить доставку товара, выполнение монтажных работ, а также гарантийное обслуживание гражданами, имеющими доступ к государственной тайне по форме 3.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности обеспечения выполнения работ, предусмотренных Аукционной документацией вышеуказанными лицами не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.

Как отмечает Заказчик, данное требование не является условием участия в Аукционах, не влияет на допуск к участию в процедуре того или иного лица, а также на порядок определения победителя по итогам проведения Аукционов.

Таким образом, с учетом изложенного, Комиссией установлена обоснованность установления Заказчиком спорного требования, а следовательно, установление в Аукционной документации рассматриваемого требования о не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом, на заседании Комиссии доказательств обратного Заявителем не представлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, в частности недоказанность указанных в жалобе доводов, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Аукционов, наложенные письмом Московского УФАС России от 21.06.2017 № ИШ/30499/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны