Решение б/н САО «ВСК» (далее — Заявитель) на действия заказчика - АО «РЭ... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. САО «ВСК»

121552, Москва, ул. Островная, д. 4

 

  1. АО «РЭУ»

119021, Москва, пр-кт Комсомольский, д. 18, корп. 3

 

  1. ЗАО «ОБОРОНТОРГ»

123317, Москва, Тестовская ул., д. 10, 25 этаж

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1513/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.09.2015                                                                                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее — Заявитель) на действия заказчика - АО «РЭУ» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности автотранспорта
ОАО «РЭУ» и филиалов на один календарный год (реестровый № 31502498632) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерного порядка оценки по критерию «Качество работ, услуг» в Закупочной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение о закупке, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 24.06.2015. Дата окончания подачи заявок – 25.08.2015. Дата подведения итогов – 01.09.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 01.09.2015                            № 31502498632-06 (далее – Протокол) участникам Закупки присвоены следующие порядковые номера:

 

Регистр. № заявки

Участник закупки

Итоговый рейтинг

Присвоенное место

1

ОАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" – "Удмуртэнергогарант"

8,55

3

2

АО "СОГАЗ"

9,15

5

3

САО "ВСК"

8,25

2

4

ОАО "АльфаСтрахование"

7,65

1

5

ООО "Росгосстрах"

9

4

Заявитель с данным решением Конкурсной комиссии Заказчика не согласен, считает, что оценка осуществлена неправомерно.

Согласно пункту 18.1 Закупочной документации единая закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запрос котировок, поданных участниками закупочной процедуры, признанными участниками запрос котировок. Оценка и сопоставление таких заявок осуществляется в течение  десяти дней со дня рассмотрения заявок на участие в запрос котировок, если иной срок не указан в РАЗДЕЛЕ II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАПРОСА КОТИРОВОК».

В соответствии с пунктом 18.2 Закупочной документации оценка и сопоставление заявок на участие в запрос котировок осуществляются Единой закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены запрос котировочной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Согласно пункту 18.4 Закупочной документации для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в запросе котировок, Единая закупочная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в запрос котировочной документации.

В соответствии с пунктом 18.5 Закупочной документации критериями оценки заявок на участие в запросе котировок могут быть:

1)          цена договора;

2)          функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

3)          качество работ, услуг;

4)          обеспеченность материально-техническими ресурсами;

5)          обеспеченность кадровыми ресурсами;

6)          опыт и деловая репутация участника запроса котировок;

7)          степень внедрения действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля);

8)          срок предоставления гарантии качества продукции;

9)          объем финансовых ресурсов (ежегодная выручка за 2012-2014 годы)

10)        иные требования.

В соответствии с пунктом 18.8 Закупочной документации оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок осуществляется с использованием рейтингового метода.

Порядок присвоения рейтинговых мест включается в себя, в том числе критерий «Качество работ, услуг».

Значимость критерия: 35%

Содержание: Приложение №3 Форма №4 «КАЧЕСТВО РАБОТ, УСЛУГ»

Предмет оценки: Качество работ, услуг

Порядок оценки заявок по критерию:

Рейтинговое место по критерию вычисляется исходя из оценки по каждому показателю критерия оценки. Показателями критерия оценки являются:

а)           технология оказания услуг, предложения по порядку оказания услуг

б)          предложения по взаимодействию с заказчиком

в)           дополнительные предложения

По показателю «Технология оказания услуг, предложения по порядку оказания услуг» первое место присваивается заявке, в которой наиболее подробно описан метод, способ, порядок оказания услуг в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25.04.2002. Последнее место присваивается заявке, в которой наименее подробно описан метод, способ, порядок оказания услуг в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25.04.2002.

По показателю «Предложения по взаимодействию с заказчиком» первое место присваивается заявке, в которой наиболее подробно описан порядок взаимодействия с заказчиком с указанием предложений, наиболее полно отражающих суть такого взаимодействия, с возможным приложением регламентов, положений, таблиц, схем и т.п. Последнее место присваивается заявке, в которой наименее подробно описан такой порядок взаимодействия.

По показателю «Дополнительные предложения» первое место присваивается заявке, в которой указано наибольшее количество дополнительных предложений за рамками стандартного пакета услуг, которые позволят с максимальным эффектом оптимизировать временные и трудовые затраты заказчика в связи с наступлением страхового случая. Последнее место присваивается заявке с наименьшим количеством таких дополнительных предложений.

Первое рейтинговое место по критерию присваивается заявке с наименьшей суммой присвоенных мест по каждому из показателей, последнее место присваивается заявке с наибольшей суммой присвоенных мест по каждому из показателей.

Порядок оценки заявок по критерию:

-                        первое рейтинговое место присваивается заявке, содержащей большее количество договоров по предмету закупки, последнее рейтинговое место присваивается заявке с наименьшим количеством договоров по предмету закупки.

Порядок присвоения рейтинговых мест по п.п.10 п. 18.5 закупочной документации устанавливается в РАЗДЕЛЕ 2 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА».

Согласно пункту 2.13 раздела 2 Закупочной документации установлены критерии запроса котировок. При оценке заявок применяются следующие критерии и их значимость:

1.           Цена договора - 40%;

2.           Качество работ, услуг (технология оказания услуг, предложения по порядку оказания услуг, взаимодействие с заказчиком, дополнительные предложения) - 35%;

3.           Объем финансовых ресурсов (ежегодная выручка за 2012-2014 годы) - 10%;

4.           Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 2012, 2013, 2014 годы - 15%.

Согласно Протоколу, участникам Закупки присвоены следующие оценки по критерию «Качество работ, услуг»:

1          ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» – «Удмуртэнергогарант» - 2,1;

2          АО «СОГАЗ» - 3,15;

3          САО «ВСК» - 4,2;

4          ОАО «АльфаСтрахование» - 1,05;

5          ООО «Росгосстрах» - 5,25.

В соответствии с пояснениями Заказчика, оценка заявок по критерию «Качество работ, услуг» проводилась исходя из субъективного мнения членов закупочной комиссии Заказчика. Наибольшее количество баллов присвоено участнику, представившему заявку с наиболее подробным описанием, в соответствии с требованиями Закупочной документации. Однако Закупочной документацией не раскрыто понятие «наиболее подробное описание». В названном порядке оценки Заказчиком не раскрыты минимальные, средние и максимальные значения по критерию, то есть указанный порядок не позволяет определить, каким конкретно требованиям должна соответствовать заявка участника для получения максимального или иного количества баллов.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами, информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, в Закупочной документации отсутствует порядок начисления баллов участникам закупки по критерию «Качество работ, услуг», что не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов по одному из критериев в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов, является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В действиях Заказчика усматривается состав правонарушения, предусмотренный частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем на заседание Комиссии Заказчиком представлен договор, заключенный по итогам проведения Закупки от 10.09.2015 № 2015/3-605.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику не выдавать, поскольку заключен договор по итогам проведения Закупки от 10.09.2015 № 2015/3-605.
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны