Решение б/н ООО «Строймастер» (далее — Заявитель) на действия заказчика ... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Строймастер»

660037, г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, д. 27, стр. 38

 

  1. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

125993, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 37, корп. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1516/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.09.2015                                                                                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Строймастер» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на подряда по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи аэропорта Красноярск, включая строительство КДП, оснащение радиомаячной системой посадки, системами ближней навигации, КСА ПИВП, комплексным тренажером и тренажером типа «Вышка», автоматическим радиопеленгатором, модернизацию КСА УВД, г. Красноярск, Красноярский край, СМР Здание КДП с обеспечивающими сооружениями» (реестровый № 31502625038) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в осуществлении неправомерной оценки заявок участников Конкурса по подкритериям «качество выполняемых работ», «технические ресурсы, оборудование», «наличие у участника конкурса опыта выполнения работ» критерия «Качество работ и квалификация участника конкурса» Закупочной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение о закупке, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 31.07.2015. Дата окончания подачи заявок – 20.08.2015. Дата подведения итогов – 01.09.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 03.09.2015                            № 31502625038-03 (далее – Протокол) закупочная комиссия Заказчика присвоила следующее количество баллов участникам Конкурса:


Регистр. № заявки

Участник закупки

Суммарное количество баллов

Присвоенное место

1

Общество с ограниченной ответственностью «Балкан-Строй»

90,10

1

2

Общество с ограниченной ответственностью «Строймастер»

83,40

2

3

Общество с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания «КЭСС»

67,30

3

Заявитель с данным решением Конкурсной комиссии Заказчика не согласен, считает, что оценка осуществлена с нарушениями установленного порядка.

Согласно пункту 1.2.11.1 Конкурсной документации, с целью выявления лучшей заявки комиссия по закупке в срок не более десяти дней со дня окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе осуществляет оценку и сопоставление заявок, допущенных до участия в конкурсе, в соответствии с критериями и в порядке, установленными частью IV Конкурсной документации «Методика оценки заявок».

В соответствии с пунктом 2 части IV Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется комиссией в отношении заявок на участие в конкурсе.

Согласно пункту 3 части IV Конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1) цена контракта;

2) качество работ и квалификация участника конкурса;

В соответствии с пунктом 4 части IV Конкурсной документации совокупная значимость указанных выше критериев составляет сто процентов.

Согласно пункту 5 части IV Конкурсной документации значимости критериев составляют:

1) цена договора – 40 процентов;

2) качество работ и квалификация участника конкурса – 60 процентов.

В соответствии с частью IV Конкурсной документации установлены, в том числе следующе подкритерии оценки заявок участников Конкурса критерия «Качество работ и квалификация участника конкурса»:

22.1.

среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов единой комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе по показателю «качество выполняемых работ»

С1max = 35

Максимальное количество баллов выставляется только в случае детального описания методологии и технологии выполнения работ, при предоставлении копии сертификата менеджмента качества ГОСТ Р ИСО и наиболее полных технологических карт по видам работ предмета конкурса.

В процессе оценки члены комиссии анализируют представленное в Заявке на участие описание методологии и технологии выполнения работ, в том числе: интенсивность выполнения работ (продолжительность рабочего дня, количество смен, рабочие и выходные дни), мероприятия по охране труда и технике безопасности, описание системы контроля качества, описание экологических норм и мероприятий, мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций, и выставляют от 0 до 35 баллов по сумме подкритериев А, Б и В:

А. описание методологии и технологии выполнения работ:

– при предоставлении участником конкурса описания методологии и технологии выполняемых по предмету конкурса работ – участнику выставляется до 15 баллов;

– 15 баллов выставляется участнику, предоставившему наиболее полное описание по сравнению с другими участниками конкурса;

– участнику, предоставившему наименее полные описания по сравнению с остальными конкурсантами, выставляется 1 балл;

– при не предоставлении описания  – участнику выставляется 0 баллов;

Б. технологические карты:

– при предоставлении участником конкурса технологических карт на выполняемые по предмету конкурса работы – участнику выставляется до 15 баллов;

– 15 баллов выставляется участнику, предоставившему наиболее полные технологические карты  по сравнению с другими участниками конкурса;

– участнику, предоставившему наименее полные технологические карты по сравнению с остальными участниками конкурса, выставляется 1 балл;

– при не предоставлении технологических карт  – участнику выставляется 0 баллов;

В. наличие копии сертификата менеджмента качества ГОСТ Р ИСО:

– при предоставлении участником конкурса копии сертификата качества ГОСТ Р ИСО – участнику выставляется 5 баллов;

– при не предоставлении участником конкурса копии сертификата качества ГОСТ Р ИСО – участнику выставляется 0 баллов.

2.3.

среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов единой комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе

«технические ресурсы, оборудование»

C3max = 15

В процессе оценки члены комиссии анализируют наличие у участника конкурса  производственных мощностей и технологического оборудования, и выставляют от 0 до 15 баллов по сумме подкритериев А и Б:

А. наличие производственных мощностей:

– если участник конкурса документально подтвердил наличие собственных или арендованных помещений (склад, гараж, мастерская, цех и т.п.), используемых для обеспечения выполняемых по предмету конкурса работ, которые расположены на расстоянии не более 100 км от строительной площадки, и предоставил копии соответствующих свидетельств о собственности, договоров аренды и т.п. – участнику выставляется 10 баллов;

– если участник конкурса документально подтвердил наличие собственных или арендованных помещений, используемых для обеспечения выполнения работ, расположенных на расстоянии более 100 км от строительной площадки, и предоставил копии соответствующих документов – участнику выставляется 5 баллов;

– если участник конкурса документально не подтвердил наличие помещений – участнику выставляется 0 баллов;

– если участник конкурса документально подтвердил наличие помещений и предоставил копии соответствующих документов, но не подтвердил расстояние от строительной площадки до этих помещений – участнику выставляется 5 баллов;

Б. наличие технологического оборудования:

– если участник конкурса документально подтвердил наличие у него в собственности или в аренде технологического оборудования (машин, механизмов), необходимого для выполнения работ по предмету конкурса, и предоставил на него копии ОС–6, ПТС, технических паспортов, договоров аренды и т.п. – участнику выставляется 5 баллов;

– если участник конкурса документально не подтвердил наличие у него технологического оборудования и не предоставил копии соответствующих документов – участнику выставляется 0 баллов.

2.5.

среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов единой комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе «наличие у участника конкурса опыта выполнения работ»

C5max = 35

В процессе оценки члены комиссии анализируют наличие у участника конкурса опыта за последние три года по успешному выполнению аналогичных строительно-монтажных работ, сопоставимых по характеру и объему, и выставляют от 0 до 35 баллов:

– при предоставлении участником конкурса копий документов, подтверждающих опыт успешного выполнения полного комплекса строительно–монтажных работ на объектах авиационной инфраструктуры (п.п. 6 п. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ), сдачу построенных объектов приемочным комиссиям (КС–11, КС–14), при этом стоимость одного договора на строительство объекта составляла не менее 120 млн. рублей без учета стоимости поставки специального технологического оборудования – участнику выставляется 35 баллов;

– при предоставлении участником конкурса копий документов, подтверждающих опыт успешного выполнения полного комплекса строительно–монтажных работ на объектах авиационной инфраструктуры, сдачу построенных объектов приемочным комиссиям, при этом стоимость одного договора на строительство объекта составляла менее 120 млн. рублей без учета стоимости поставки специального технологического оборудования – участнику выставляется 15 баллов;

– при предоставлении участником конкурса копий документов, подтверждающих опыт успешного выполнения полного комплекса строительно–монтажных работ на иных особо опасных и технически сложных объектах (п. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ), сдачу построенных объектов приемочным комиссиям (КС–11, КС–14), при этом стоимость одного договора на строительство объекта составляла не менее 120 млн. рублей без учета стоимости поставки специального технологического оборудования – участнику выставляется 10 баллов;

– при предоставлении участником конкурса копий документов, подтверждающих опыт успешного выполнения полного комплекса строительно–монтажных работ на иных особо опасных и технически сложных объектах со стоимостью одного договора менее 120 млн. рублей, либо при подтверждении опыта выполнения части строительно–монтажных работ на объектах авиационной инфраструктуры и иных особо опасных и технически сложных объектах (субподряд) вне зависимости от стоимости таких работ – участнику выставляется 5 баллов;

– при наличии подтвержденной информации о нарушениях, допущенных участником конкурса при исполнении ранее заключенных (в том числе завершенных) договоров, по несоблюдению качества работ и требований строительных норм (брак), нарушениям техники безопасности, срокам исполнения договоров и устранения недостатков, в том числе о связанных с этими нарушениями претензиями, судебными исками и т.п. – оценка участнику снижается на 20 баллов, но не ниже 0;

– при рассмотрении заявок принимаются во внимание только документально подтвержденная информация – копии договоров с ведомостями работ, копии КС–11 и т.п., при их отсутствии участнику выставляется 0 баллов.

2.2.

среднее арифметическое значение оценок в баллах всех членов единой комиссии, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе «финансовые ресурсы участника конкурса»

С2max = 10

В процессе оценки члены комиссии анализируют наличие у участника конкурса финансовых ресурсов, достаточных для выполнения работ по предмету конкурса, и выставляют до 10 баллов

 

Согласно Протоколу участникам Конкурса присвоены следующие баллы по вышеуказанным подкритериям:

 

 

 

ИТОГО

Член Комиссии № 1

Член Комиссии № 2

Член Комиссии № 3

Член Комиссии № 4

Член Комиссии № 5

Член Комиссии № 6

ООО «Балкан-Строй»

2.1. Качество выполняемых работ

20,00

20,00

20,00

20,00

20,00

20,00

20,00

2.3. Технические ресурсы, оборудование

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

15,00

2.5. Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ

34,17

30,00

35,00

35,00

35,00

35,00

35,00

 

 

ИТОГО

Член Комиссии № 1

Член Комиссии № 2

Член Комиссии № 3

Член Комиссии № 4

Член Комиссии № 5

Член Комиссии № 6

ООО «Строймастер»

2.1. Качество выполняемых работ

22,50

21,00

21,00

21,00

30,00

21,00

21,00

2.3. Технические ресурсы, оборудование

12,67

13,00

15,00

10,00

15,00

13,00

10,00

2.5. Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ

22,50

20,00

20,00

20,00

20,00

35,00

20,00

 

 

ИТОГО

Член Комиссии № 1

Член Комиссии № 2

Член Комиссии № 3

Член Комиссии № 4

Член Комиссии № 5

Член Комиссии № 6

ООО «Дорожно-строительная компания «КЭСС»

2.1. Качество выполняемых работ

16,67

19,00

17,00

15,00

17,00

15,00

17,00

2.3. Технические ресурсы, оборудование

4,33

10,00

15,00

1,00

0,00

0,00

0,00

2.5. Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ

10,00

20,00

5,00

5,00

20,00

5,00

5,00

 

Заслушав пояснениями Заказчика, изучив установленный Конкурсной документацией порядок оценки, Комиссия установила, что оценка заявок по подкритерию «Качество выполняемых работ», в частности по подкритериям «А» и «Б» проводилась исходя из субъективного мнения членов закупочной комиссии Заказчика. Наибольшее количество баллов присвоено участнику, представившему заявку с наиболее полным описание по сравнению с другими участниками Конкурса, в соответствии с требованиями Конкурсной документации, то есть указанный порядок не позволяет определить, каким конкретно требованиям должна соответствовать заявка участника для получения максимального или иного количества баллов.

Вместе с тем, не смотря на четко установленный порядок оценки по подкритериям «Технические ресурсы, оборудование», «Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ» члены закупочной комиссии Заказчика осуществили оценку заявок участников, руководствуясь своим субъективным мнением. Об этом, в частности свидетельствуют разные баллы, присвоенные членами комиссии по вышеизложенным критериям, что является недопустимым при четко определенном порядке оценки заявок.

Между тем установленный порядок оценки по подкритерию «финансовые ресурсы участника конкурса» также не раскрыт Заказчиком. Однако данный факт не повлиял на результаты оценки, поскольку всем участникам было присвоено максимальное количество баллов по данному подкритерию.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами, информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, в Закупочной документации отсутствует порядок начисления баллов участникам закупки по подкритериям «А» и «Б» подкритерия «Качество выполняемых работ», а также осуществлена неправомерная оценка по подкритериям «Технические ресурсы, оборудование», «Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ», что не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов по одному из критериев в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов, является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В действиях Заказчика усматривается состав правонарушения, предусмотренный частями 7 и 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны