Решение б/н МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвиж... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости»

190031, г. Санкт-Петербург,
пр. Московский, д. 7, оф. 167

 

  1. ГУП «ЛПЗ»

109428, Москва, Рязанский пр-кт,
д. 8А, стр. 45

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1522/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

16.09.2015                                                                                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ГУП «ЛПЗ» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание коллекторских услуг (реестровый № 31502628782) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерного порядка оценки в Закупочной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее — Положение о закупках, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 03.08.2015. Дата окончания подачи заявок – 17.08.2015. Дата подведения итогов – 28.09.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 07.09.2015                            № 0110/2015 (далее – Протокол) участникам Закупки присвоены следующие порядковые номера:

 

Регистр. № заявки

Участник закупки

Итоговая оценка в баллах

Присвоенное место

2

ООО «Унисон-сервис»

3,05

1

1

МОО «Общество защиты прав собственников и арендаторов недвижимости»

2,85

2

3

ООО «Агенство Р.О.С. долгЪ»

0,95

3

Заявитель с данным решением Конкурсной комиссии Заказчика не согласен, считает, что оценка осуществлена неправомерно.

Согласно пункту 10 Закупочной документации основными критериями при выборе поставщика, являются критерии отраженные в «Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП «ЛПЗ», которое размещено на Официальном сайте, a также на официальном сайте нашего предприятия www.guplpz.ru.

В соответствии с пунктом 43.2 Положения о закупках и пунктом 6.4 постановление Правительства Москвы от 05.07.2013 № 441-ПП «Об утверждении Перечня дополнительных требований к Положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы» (далее – Постановление Правительства № 441) установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсных процедурах:

1)   цена договора;

2)   расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)   качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)   квалификация участников закупки, в том числе:

-      наличие финансовых ресурсов;

-      наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;

-      опыт работы, связанный с предметом договора;

-      деловая репутация;

-      обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).

Согласно пункту 6.5 Постановления Правительства № 441 значимость критериев «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» не может составлять в сумме более 50 процентов (пункт 43.3 Положения о закупках).

Таким образом, основные критерии, используемые для оценки заявок участник конкурентных процедур определены Положением о закупках и Постановлением Правительства № 441.

В соответствии с положениями Закупочной документацией Заказчик установил следующие критерии оценки и сопоставления заявок:

  1. Качественные характеристики объекта закупки – значимость критерия 20%;

-                        цена договора.

  1. Квалификация участников закупки (наличие положительного опыта взыскания в других компаниях) – значимость критерия 30%;

-                         расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

-                        срок поставки товаров.

  1. Срок выполнения работ (min до 12 мес.) - значимость критерия 50%;

-                        Объем предоставления гарантии.

Принимая во внимание названные критерии оценки и сопоставления заявок, Комиссия установила, что Заказчик включил в состав критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» подкритерий «цена договора». Однако данное действие, по мнению Комиссии является недопустимым, поскольку в соответствии с пунктом 6.4 постановления Правительства № 441 «цена договора» должна выступать в качестве отдельно взятого критерия и не входить в состав иных критериев.

Вместе с тем показатель «срок выполнения работ (min до 12 мес.)» выделен Заказчиком в качестве отдельного критерия, в то время как в соответствии с Положением о закупках и Постановлением Правительства № 441 может быть включен исключительно в виде одного из подкритериев, основных критериев, изложенных в пункте 6.4 Постановления Правительства № 441. Использование данного критерия не допустимо в качестве отдельно взятого показателя. Более того, значимость критериев также не соответствует названным нормативным документам. Так, следуя требованиям действующего законодательства, значимость критерия «Цена договора» не может составлять в совокупности менее 50%, а значимость критериев «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» не может составлять в сумме более 50 процентов.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, Заказчиком нарушены часть 2 статьи 3, пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также пункты 6.4 и 6.5 Постановления Правительства № 441 при разработке Закупочной документации, в части установления критериев и их значимости, не соответствующих Положению о закупках.

Вместе с тем Комиссия установила, что в составе размещенной на Официальном сайте Закупочной документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

В соответствии с пояснениями Заказчика, оценка заявок проводилась на основании утвержденной методики оценки и сопоставления заявок (предложений) на участие в закупках товаров, работ, услуг ГУП «ЛПЗ». При этом сама методика не размещена Заказчиком. Следовательно, не представляется возможным определить, каким конкретно требованиям должна соответствовать заявка участника для получения максимального или иного количества баллов.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами, информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, в Закупочной документации отсутствует порядок начисления баллов участникам закупки, что не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов по одному из критериев в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов, является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В действиях Заказчика усматривается состав правонарушения, предусмотренный частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 1, 2 и 6 статьи 3, пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 6.4 и 6.5 Постановления Правительства № 441.
  3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны