Решение б/н Решение и предписание по жалобе ИП <...> на действия конкурс... от 13 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1526/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.09.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии:

ИП <...> лично,

представителя конкурсного управляющего <...> - <...> (доверенность от 31.08.2018 № б/н),

рассмотрев жалобу ИП <...> (далее — Заявитель) на действия организатора торгов — конкурсного управляющего <...> (далее — Организатор торгов, Конкурсный управляющий) при проведении электронный торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Стальная линия инвест» (сообщение № 2904570 лот № 13) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном отказе в допуске Заявителя к участию в Торгах.

Организатор торгов против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по спорным Торгам.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-9983/2014 от 16.10.2015 ООО «Стальная линия инвест» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден <...>.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок).

На официальном сайте электронной торговой площадки «Аукционы Сибири» www.ausib.ru Организатором торгов опубликовано Извещение о проведении Торгов.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.

В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в газете «Коммерсантъ» № 138 — 04.08.2018, дата публикации объявления о проведении Торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 30.07.2018.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном названным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

В соответствии с извещением, размещенным на Официальном сайте Торгов, дата начала предоставление заявок на участие — 13.08.2018, дата окончания предоставления заявок на участие — 25.08.2018.

Согласно абзацу 2 пункта 5.1 Порядка определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Из протокола об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества от 21.08.2018 № 6270-ОТПП/1/13 следует, что Заявителю было отказано в допуске к участию в Торгах на основании отсутствия подтверждения поступления задатка.

Согласно доводам жалобы 21.08.2018 в 16:56 Заявителем была подана заявка на участие в Торгах.

При этом Заявитель действовал в интересах Принципала — ООО «Гринлэнд» (далее также - Принципал) на основании агентского договора от 20.08.2018 № 32, в соответствии с пунктом 2.2.6 которого Принципал обязуется оплатить своими силами и собственными денежными средствами задаток за участие в Торгах.

Принципалом было исполнено обязательство по оплате задатка путем перечисления средств на расчетный счет Организатора торгов, что подтверждается соответствующим платежным поручением от 20.08.2018 № 74.

На заседании Комиссии представитель Организатора торгов подтвердил своевременное поступления задатка, однако, при составлении протокола от 21.08.2018 № 6270-ОТПП/1/13 произошла техническая ошибка, в результате которой информация о зачислении задатка не отобразилась в личном кабинете Организатора торгов.

При обнаружении вышеназванной технической ошибки Организатор торгов связался с технической поддержкой электронной торговой площадки «Аукционы Сибири, которая сообщила о невозможности скорректировать протоколы, составленные в ходе Торгов. В связи с этим, Организатором торгов было принято решение об отмене состоявшихся Торгов, и объявлении о проведении новой процедуры Торгов. Сообщение об этом опубликовано в ЕФРСБ 27.08.2018.

Согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с названным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Следовательно, заявка заявителя отклоняется от участия в Торгах в случаях, указанных в части 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ, Суд), изложенной в определении от 01.07.2016 № 306-ЭС16-3230 по делу № А57-494/2014 (далее — Определение), нарушение по смыслу пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве может являться основанием для отказа претенденту в допуске к участию в торгах только в случае непоступления задатка на специальный счет на дату составления протокола об определении участников торгов (абзац 5 пункта 12 стати 110 Закона).

ВС РФ также указывает, что действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов по формальным основаниям не соответствует ни целям реализации имущества должника, ни целям конкурсного производства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ, торги являются конкурентной формой определения наиболее лучших условий за продаваемое имущество и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота), при установлении срока внесения задатка должны учитываться банковские правила движения денежных средств (о которых потенциальные участники не обязаны быть осведомлены) в целях обеспечения поступления задатка на специальный счет, используемый для проведения торгов, на момент составления протокола об определении участников торгов.

Следовательно, как указал Суд, исполняя возложенную на него обязанность, организатор торгов должен определить такой срок внесения задатка, чтобы между этой датой и датой составления протокола об определении участников торгов существовал (вызванный объективными факторами) разумный временной разрыв, способствующий получению организатором торгов на дату составления протокола актуальной информации по всем лицам, изъявившим волю принять участие в торгах и внесшим задаток.

В настоящем же деле Организатор торгов установил срок окончания заявок (9 период) — 21.08.2018 в 17:00. Протокол определения участников Торгов составлен им 21.08.2018 в 17:05.

Согласно абзацу 4 пункта 5.1 Порядка Организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.

Московское УФАС России считает, что, действуя разумно, Организатор торгов обязан был установить разумный срок между сроком подачи заявок и составлением протокола определения количества участников торгов. Срок менее одного дня нельзя признать разумным, поскольку он не позволяет однозначно обеспечить поступление задатка от всех лиц, изъявивших желание принять участие в Торгах. 

На основании изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя на действия Организатора торгов, выразившихся в неправомерном отклонении заявки от участия в Торгах, обоснованной, и устанавливает в действиях Организатора торгов нарушение части 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

Комиссия считает также необходимым отметить следующее.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске Заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов (пункт 15 статьи 110 Закон о банкротстве).

Абзацем 2 пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.

Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торговым процедурам, основанным на конкурентном отборе приобретателя имущества, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет цели конкурсного производства, заключающейся в максимально возможном удовлетворении требований кредиторов общества за счет реализации его имущества.

Согласно пункту 4 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Учитывая указанные выше правовые нормы, приняв во внимание отсутствие в Законе о банкротстве императивного запрета на отказ организатора торгов (внешнего, конкурсного управляющего) от продажи имущества должника посредством публичного предложения, а также правовую природу торгов в форме публичного предложения, Комиссия приходит к выводу о том, что Организатор торгов (конкурсный управляющий) вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в торгах. Изложенная правовая позиция нашла свое отражение в сложившейся судебной практике (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № 308-ЭС15-19289).

Материалами дела установлено, что Организатором торгов было принято решение об отмене Торгов по Лоту № 13 после начала начала приема заявок на участие в торгах и поступления первой заявки ООО «ЛБА Групп», то есть с нарушением срока для отмены торгов.

Кроме того, предложение Заявителя, поданное в установленные сроки, содержало предложение о цене в размере 240 500,00 руб., что является лучшим предложением по сравнению с предложением второго участника - ООО «ЛБА Групп», цена предложения которого составила 206 600,00 руб., что не способствует цели конкурсного производства, в основе которой лежит максимальное удовлетворение требований кредиторов.

Являясь Организатором торгов и зная о наличии поступившей заявки, Организатор торгов в нарушение требований действующего законодательства отменил торги, тем самым нарушив права и законные интересы лиц, подавших заявки на участие в Торгов, в том числе права Заявителя, а поэтому указанные действия Организатора торгов не могут быть признаны законными.

Доказательств отсутствия на ЭТП технической возможности корректировки протокола, составленного в ходе процедуры, содержащего информацию об отказе Заявителю в допуске к участию в Торгах, Организатором торгов не представлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу наличии в действиях Организатора торгов нарушения пункта 4 статьи 448 ГК РФ в связи с тем, что у Организатора торгов отсутствовали правовые основания для отмены Торгов.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП <...> на действия Организатора торгов - конкурсного управляющего <...> (ИНН: 614108433899) при проведении Торгов обоснованной.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушения части 12 статьи 110 Закона о банкротстве, а также пункта 4 статьи 448 ГК РФ.

  3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1526/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.09.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 04.09.2018 по делу № 1-00-1526/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Конкурсному управляющему <...> (далее — Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении электронный торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Стальная линия инвест» (сообщение № 2904570 лот № 13) (далее — Торги), а именно:

Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов, а также решение об отмене Торгов.

Предоставить ИП <...> возможность внесения задатка на участие в Торгах (в случае если он был возвращен).

Организатору торгов возобновить Торги с даты отмены и провести процедуру торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 04.09.2018 по делу № 1-00-1526/77-18.

Организатору торгов разместить вышеуказанные изменения в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.

Электронной торговой площадке ООО «Аукционы Сибири» обеспечить возможность исполнения требований настоящего предписания Организатором торгов.

Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 05.10.2018.

Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 12.10.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

  1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
  2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 


 


 


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны