Решение б/н Решение по жалобе ОАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» «Удмуртэнергогарант... от 5 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ОАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» «Удмуртэнергогарант»

426057, г. Ижевск, ул. М. Горького,
д. 156

 

  1. АО «РЭУ»

119021, Москва, пр-кт Комсомольский, д. 18, корп. 3

 

  1. ЗАО «ОБОРОНТОРГ»

123317, Москва, Тестовская ул., д. 10, 25 этаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1528/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.09.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ОАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» «Удмуртэнергогарант» (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО «РЭУ» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности автотранспорта ОАО «РЭУ» и филиалов на один календарный год (реестровый
31502498632) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерной оценке заявок участников Закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «РЭУ» (далее - Положение о закупках).

24.06.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки от 24.06.2015 дата окончания подачи заявок - 25.08.2015, дата рассмотрения заявок - 01.09.2015, дата подведения итогов - 01.09.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 01.09.2015
№ 31502498632-ПЗ победителем по итогам Закупки было признано ОАО «АльфаСтрахование» с ценой договора 7 024 286, 03 (семь миллионов двадцать четыре тысячи двести восемьдесят шесть) рублей 03 копейки
.

Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик осуществлял оценку заявок участников проводимой Закупки в нарушение требований Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вследствие чего победитель по итогам Закупки был выбран неправомерно.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводом Заявителя не согласился и представил письменное возражение, в котором Заказчик отметил, что проверка расчетов представленных участниками цен не входит в полномочия Закупочной комиссии. Кроме того, в Закупочной документации отсутствует основание для отклонения заявок участников по причине неверных расчетов цен.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание Банка России
№ 3384-У) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об обязательном страховании) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Часть 2 статьи 8 Закона об обязательном страховании гласит о том, что страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 9 Закона об обязательном страховании страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком россии в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Исходя из вышеизложенного, Указанием Банка России № 3384-У и Законом об обязательном страховании установлены расчеты тарифов, их минимальные и максимальные значения, которыми должны руководствоваться организации-страховщики.

Таким образом, учитывая тот факт, что организации-страховщики должны следовать ранее указанным нормам, цена тарифов страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по одним и тем же критериям должны быть идентичны у всех организаций-страховщиков.

Согласно пунктам 18.1., 18.2., 18.4. Закупочной документации Единая закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в Закупке, поданных участниками закупочной процедуры, признанными участниками Закупки.

Оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке осуществляется Единой закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Закупочной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в запросе котировок, Единая закупочная комиссии должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в запросе котировочной документации.

Пунктом 18.5. Закупочной документации установлены критерии оценки на участие в Закупке, а именно:

    1. цена договора;

    2. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

    3. качество работ, услуг;

    4. обеспеченность материально-техническими ресурсами;

    5. обеспеченность кадровыми ресурсами;

    6. опыт и деловая репутация участника Закупки;

    7. степень внедрения действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля);

    8. срок предоставления гарантии качества продукции;

    9. объем финансовых ресурсов (ежегодная выручка за 2012-2014 годы);

    10. иные требования.

Согласно пункту 18.8. Закупочной документации значимость критерия цены договора составляет 40%, качество работ, услуг - 35%, объем финансовых ресурсов - 10%, собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 2012, 2013, 2014 годы - 15%.

Вместе с тем, согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 01.09.2015 № 31502498632-ПЗ заявка победителя ОАО «АльфаСтрахование» была представлена с ценой договора 7 024 286,03 (семь миллионов двадцать четыре тысячи двести восемьдесят шесть) рублей 03 копейки, второе место присвоили заявке САО «ВСК» с ценой договора 6 912 415,13 (шесть миллионов девятьсот двенадцать тысяч четыреста пятнадцать) рублей 13 копеек. Заявитель в составе своей заявки указал цену договора 6 957 862,08 (шесть миллионов девятьсот пятьдесят семь тысяч восемьсот шестьдесят два) рубля 08 копеек.

На основании ранее указанных ценовых предложений участников, представляется возможным сделать вывод о том, что участниками не были применены установленные Законом об обязательном страховании расчеты тарифов, что в свою очередь не соответствует требованиям действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик, оценивая заявки участников по критерию цены договора, нарушил требования Закона об обязательном страховании, так как расчеты по данному критерию не могут различаться.

Таким образом, Заказчик должен был руководствоваться Законом об обязательном страховании при формировании Закупочной документации, а именно порядка оценки заявок участников Закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное ранее, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, приняла решение о признании довода жалобы Заявителя обоснованным.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Согласно решению по делу от 13.07.2015 № 1-00-1081/77-15 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров Заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Предписание Московского УФАС по делу № 1-00-1081/77-15 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, выданное Заказчику, содержало в себе следующие требования:

      • Заказчику отменить протоколы,составленные в ходе проведения Закупки.

      • Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на Официальном сайте.

      • Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

      • Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Московского УФАС России от 13.07.2015 по делу № 1-00-1081/77-15.

      • Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее чем семь дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

      • Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.

      • Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки.

      • Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 14.08.2015.

Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.08.2015 с приложением подтверждающих документов.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Согласно части 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.

Из текста решения по делу 1-00-1081/77-15 следует, что Заказчик неправомерно оценивал заявки участников закупки по критерию «качество работы, услуг».

Изучив Закупочную документацию, Комиссия установила, что Заказчиком предписание по делу 1-00-1081/77-15 было исполнено частично, так как прозрачный, однозначно толкуемый и не субъективный порядок оценки по критерию «качество работы, услуг» так и не был установлен, что согласно части 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции является неисполнением предписания.

Таким образом, данные действия Заказчика затронули права и законные интересы Заявителя в части неправомерного выбора победителя Закупки, что свидетельствует о неисполнении Заказчиком ранее выданного предписания в нарушение требования пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Однако, Заказчик, в ходе заседания Комиссии, представил договор от 10.09.2015
№ 2015/
3-605 заключенный с ОАО «АльфаСтрахование» по результатам проводимой Закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Закупки.

  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны