Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "МАРИБОР Трак энд БАС РУ... от 25 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF1. ООО «МАРИБОР Трак энд БАС РУС»
142784, Москва, г. Московский,
1-й мкр., д. 23 «Д», оф. 6
2. ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» (ПАО «Аэрофлот»)
119002, Москва, ул. Арбат, д. 10
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1536/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка
заключения договора
03.07.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «МАРИБОР Трак энд Бас РУС» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ПАО «Аэрофлот» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов перронных (реестровый № 31704776226) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки на участие в Закупке, отсутствии в протоколе конкретных причин отклонения заявки от участия в Закупке, а также отсутствие со стороны Заказчика ответа на запрос.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупок (далее — Положение о закупке), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС, Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации, размещенным в ЕИС, извещение о проведении Закупки было опубликовано 10.02.2017, дата и время окончания подачи заявок — 20.02.2017, дата и время рассмотрения заявок — 20.02.2017, подведение итогов — 09.03.2017. Начальная (максимальная) цена: 222 218 794 ,00 руб.
Пунктами 7.5.2, 9.5 Положения о закупке установлены обязательные требования к заявке на участие в Закупке.
В соответствии с пунктом 9.8.2.4 Положения о закупке проверка участника закупки, в том числе его правоспособности, достоверности представленных на участие в запросе предложений сведений и документов, отсутствия участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствия просроченной дебиторской задолженности и (или) невыполненных обязательств перед заказчиком по ранее заключенным договорам (в том числе аффилированными с участником закупки структурами).
Пунктом 9.8.2.6 Положения о закупке установлено, что отклонение заявок на участие в запросе предложений, которые по мнению членов конкурсной комиссии не соответствуют требованиям документации о проведении запроса предложений, по существу.
Исчерпывающий перечень причин отклонения заявок на участие в запросе предложений указан в пункте 9.8.3 Положения о закупке.
Пунктом 6.2 Закупочной документации установлено, что заявки на участие в Закупке проходят двухэтапную проверку:
-
первый этап — проводится отборочная стадия проверки заявок на соблюдение требований документации о закупке в части оформления заявок;
-
второй этап — проводится оценочная стадия заявок, прошедших отборочную стадию.
Протоколом от 16.06.2017 № 75/2017 оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке при проведении отборочной стадии заявка Заявителя была отклонена как несоответствующая требованиям документации о закупке.
Заявка Заявителя не прошла отборочную стадию и была отклонена Заказчиком.
Согласно пункту 6.5.5 Закупочной документации заявка на участие в Закупке может быть отклонена в виду несоответствия требованиям запроса предложений по существу.
Пунктом 6.4 Закупочной документации установлено, что если в ходе отборочной стадии конкурсная комиссия устанавливает факт несоответствия заявки по одному или нескольким показателям, указанным в пункте 6.3, такая заявка отклоняется и далее не рассматривается; заявка на участие в Закупке будет отклонена также в случае несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о Закупке.
В соответствии с пунктом 6.3 Закупочной документации отборочная стадия рассмотрения заявок на соблюдение требований Закупочной документации производится исходя из показателей и порядка оценки соответствия требованиям к участникам Закупки; полноте предоставления необходимых документов; соответствия заявки на участие требованиям Закупочной документации.
При этом, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в соответствии с пунктом 4 Закупочной документации.
Приложением 3 Закупочной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) закупаемого товара.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок на участие в Закупке нет детального указания причин отклонения поданной заявки Заявителем, что нарушает права и законные интересы Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки. Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации эта заявка не соответствует, с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Соответственно, довод Заявителя об отсутствии в протоколе раскрытия конкретных причин отклонения Заказчиком заявки на участие в Закупке является обоснованным.
Вместе с тем, Заявителем на электронную почту Заказчика было отправлено письмо от 19.06.2017 № RU-17-06-18 с просьбой разъяснить положения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 16.06.2017 № 75/2017 в части конкретных причин отклонения заявки Заявителя, данный запрос разъяснений был проигнорирован Заказчиком.
При этом, Заявитель пояснил, что данный запрос был направлен на официальный адрес электронной почты Заказчика, указанный в Закупочной документации.
Факт получения письма с запросом разъяснений причин отклонения заявки Заявителя Заказчиком не отрицается.
Таким образом, Комиссия усматривает в отсутствии ответа на запрос Заявителя нарушение Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о Закупках.
В соответствии с пояснениями Заказчика, в заявке Заявителя к поставке был предложен автобус перронный модель VIVAIR 104wl, не соответствующий техническим требованиям Закупочной документации.
В приложении 3 Закупочной документации установлено требование Заказчика о возможности доступа в автобус пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а именно: необходим откидывающийся пандус без датчиков.
Заявителем в заявке на участие в Закупке предложен откидывающийся пандус для пассажиров с ограниченными физическими возможностями с датчиками.
В соответствии с пояснениями Заказчика,датчики на пандусе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями блокируют работу автобуса в случае их выхода из строя, поскольку они являются элементом системы безопасности, а также ненадежность конструкции и некорректное место расположения датчиков в откидывающемся пандусе приводит к периодической блокировке функционирования автобуса.
Вместе с тем, указанная информация не отражена в протоколе от 16.06.2017 № 75/2017.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
В этой связи Комиссия считает Заказчика нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
1. ООО «МАРИБОР Трак энд БАС РУС»
142784, Москва, г. Московский,
1-й мкр., д. 23 «Д», оф. 6
2. ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» (ПАО «Аэрофлот»)
119002, Москва, ул. Арбат, д. 10
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1536/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка
заключения договора
03.07.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «МАРИБОР Трак энд Бас РУС» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ПАО «Аэрофлот» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов перронных (реестровый № 31704776226) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки на участие в Закупке, отсутствии в протоколе конкретных причин отклонения заявки от участия в Закупке, а также отсутствие со стороны Заказчика ответа на запрос.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупок (далее — Положение о закупке), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС, Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации, размещенным в ЕИС, извещение о проведении Закупки было опубликовано 10.02.2017, дата и время окончания подачи заявок — 20.02.2017, дата и время рассмотрения заявок — 20.02.2017, подведение итогов — 09.03.2017. Начальная (максимальная) цена: 222 218 794 ,00 руб.
Пунктами 7.5.2, 9.5 Положения о закупке установлены обязательные требования к заявке на участие в Закупке.
В соответствии с пунктом 9.8.2.4 Положения о закупке проверка участника закупки, в том числе его правоспособности, достоверности представленных на участие в запросе предложений сведений и документов, отсутствия участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствия просроченной дебиторской задолженности и (или) невыполненных обязательств перед заказчиком по ранее заключенным договорам (в том числе аффилированными с участником закупки структурами).
Пунктом 9.8.2.6 Положения о закупке установлено, что отклонение заявок на участие в запросе предложений, которые по мнению членов конкурсной комиссии не соответствуют требованиям документации о проведении запроса предложений, по существу.
Исчерпывающий перечень причин отклонения заявок на участие в запросе предложений указан в пункте 9.8.3 Положения о закупке.
Пунктом 6.2 Закупочной документации установлено, что заявки на участие в Закупке проходят двухэтапную проверку:
-
первый этап — проводится отборочная стадия проверки заявок на соблюдение требований документации о закупке в части оформления заявок;
-
второй этап — проводится оценочная стадия заявок, прошедших отборочную стадию.
Протоколом от 16.06.2017 № 75/2017 оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке при проведении отборочной стадии заявка Заявителя была отклонена как несоответствующая требованиям документации о закупке.
Заявка Заявителя не прошла отборочную стадию и была отклонена Заказчиком.
Согласно пункту 6.5.5 Закупочной документации заявка на участие в Закупке может быть отклонена в виду несоответствия требованиям запроса предложений по существу.
Пунктом 6.4 Закупочной документации установлено, что если в ходе отборочной стадии конкурсная комиссия устанавливает факт несоответствия заявки по одному или нескольким показателям, указанным в пункте 6.3, такая заявка отклоняется и далее не рассматривается; заявка на участие в Закупке будет отклонена также в случае несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о Закупке.
В соответствии с пунктом 6.3 Закупочной документации отборочная стадия рассмотрения заявок на соблюдение требований Закупочной документации производится исходя из показателей и порядка оценки соответствия требованиям к участникам Закупки; полноте предоставления необходимых документов; соответствия заявки на участие требованиям Закупочной документации.
При этом, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в соответствии с пунктом 4 Закупочной документации.
Приложением 3 Закупочной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) закупаемого товара.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок на участие в Закупке нет детального указания причин отклонения поданной заявки Заявителем, что нарушает права и законные интересы Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки. Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации эта заявка не соответствует, с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Соответственно, довод Заявителя об отсутствии в протоколе раскрытия конкретных причин отклонения Заказчиком заявки на участие в Закупке является обоснованным.
Вместе с тем, Заявителем на электронную почту Заказчика было отправлено письмо от 19.06.2017 № RU-17-06-18 с просьбой разъяснить положения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 16.06.2017 № 75/2017 в части конкретных причин отклонения заявки Заявителя, данный запрос разъяснений был проигнорирован Заказчиком.
При этом, Заявитель пояснил, что данный запрос был направлен на официальный адрес электронной почты Заказчика, указанный в Закупочной документации.
Факт получения письма с запросом разъяснений причин отклонения заявки Заявителя Заказчиком не отрицается.
Таким образом, Комиссия усматривает в отсутствии ответа на запрос Заявителя нарушение Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о Закупках.
В соответствии с пояснениями Заказчика, в заявке Заявителя к поставке был предложен автобус перронный модель VIVAIR 104wl, не соответствующий техническим требованиям Закупочной документации.
В приложении 3 Закупочной документации установлено требование Заказчика о возможности доступа в автобус пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а именно: необходим откидывающийся пандус без датчиков.
Заявителем в заявке на участие в Закупке предложен откидывающийся пандус для пассажиров с ограниченными физическими возможностями с датчиками.
В соответствии с пояснениями Заказчика,датчики на пандусе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями блокируют работу автобуса в случае их выхода из строя, поскольку они являются элементом системы безопасности, а также ненадежность конструкции и некорректное место расположения датчиков в откидывающемся пандусе приводит к периодической блокировке функционирования автобуса.
Вместе с тем, указанная информация не отражена в протоколе от 16.06.2017 № 75/2017.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
В этой связи Комиссия считает Заказчика нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.