Решение б/н ООО «Алый парус» (далее — Заявитель) на действия заказчика -... от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Алый парус»

105425, Москва, ул. Константина Федина, д. 4

 

  1. ГУП г. Москвы «ДЭЗ, ИСК»

105264, Москва, ул. Первомайская Верхняя, д. 49, корп. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1571/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

23.09.2015                                                                                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Алый парус» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ГУП г. Москвы «ДЭЗ, ИСК» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию системы АПС на объектах, принадлежащих ГУП г. Москвы «ДЭЗ, ИСК» на праве хозяйственного ведения (реестровый № 31502710133) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерного порядка оценки в Конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение о закупках, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 28.08.2015. Дата окончания подачи заявок – 18.09.2015. Дата подведения итогов – 18.09.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 18.09.2015                         № 31502710133-04 (далее – Протокол) на участие в Конкурсе поступило 2 (две) заявки (ЗАО «ПОЖЭКСПЕРТ», ООО «Алый парус»). По итогам проведенной оценки и сопоставления заявок победителем Конкурса признан ЗАО «ПОЖЭКСПЕРТ».

Заявитель с данным решением Конкурсной комиссии Заказчика не согласен, считает, что оценка осуществлена неправомерно.

Согласно подпункту 1 пункта 24 Конкурсной документации закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками закупки, признанными участниками закупки. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с подпунктом 2. пункта 24 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Положением о закупке и документацией о закупке.

Согласно подпункту 4 пункта 24 Конкурсной документации победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В соответствии с Приложением № 3 к Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их величины значимости:

 

№ п/п

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (максимально возможное)

1

Цена договора

50 %

2

Квалификация участников закупки

 

2.1

Опыт  работы связанный с предметом договора - (выполнение аналогичных работ (услуг) за последние 2 календарных года на основании копии контрактов/договоров (первая стр. и стр. где реквизиты с печатями) и актов подтверждающих о выполненных/оказанных работах/услугах, актов иной формы, свидетельствующих о выполнении и приемке работ/услуг по данным контрактам/договорам.)

20%

2.2

Деловая репутация - наличие благодарственных писем, отзывов, грамот, публикаций в СМИ, подтверждается копиями.

 

5%

2.3

Обеспеченность кадровыми ресурсами- количество и квалификация    персонала  (наличие  в  штате  квалифицированного инженерного персонала), со стажем (опытом) работы более 10 лет и стажем работы в компании более 5 лет, подтверждается копиями из трудовой книжки.

Предложение оформляется по форме Приложения № 3 к заявке на участие в конкурсе/

10%

3

Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг.

Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках товаров, работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора. Оценивается предложение участника в отношении предмета закупки. Предложение оформляется по форме Приложения № 4 к заявке

на участие в конкурсе.

 

15 %

 

 

100%

Согласно Приложению № 5 к Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется с использованием рейтингового метода, учитывая следующее:

-                        присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений;

-                        первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее – худшему. Максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в конкурсе (лоте). В случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в конкурсе (лоте) присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается;

-                        присвоение рейтинговых мест по критерию, в случае использования в конкурсной документации подкритериев, осуществляется в следующем порядке:

  • присвоение рейтинговых мест по каждому подкритерию отдельно осуществляется в соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 настоящего Порядка.
  •  рейтинговое место по критерию рассчитывается путем сложения рейтинговых мест по подкритериям.
  • в случае использования одного подкритерия, то рейтинговое место по критерию равно рейтинговому месту по подкритерию.

-                        итоговое рейтинговое значение участника конкурса рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости.

В соответствии с пояснениями Заказчика, вышеизложенный порядок оценки является исчерпывающим, оценка заявок проводилась исходя из субъективного мнения членов закупочной комиссии Заказчика. Наибольшее количество баллов присвоено участнику, представившему лучшие условия исполнения договора, в соответствии с требованиями Конкурсной документации. Однако Конкурсной документацией не раскрыто понятие «лучшие условия исполнения договора». В названном порядке оценки отсутствуют четкие критерии начисления баллов заявкам участников Конкурса, Заказчиком не раскрыты минимальные, средние и максимальные значения по критериям, то есть указанный порядок не позволяет определить, каким конкретно требованиям должна соответствовать заявка участника для получения первого рейтингового места.

Вместе с тем Заказчик пояснил, что первое рейтинговое место по критериям «цена договора» и «квалификация участников закупки» присвоено участнику, представившему наибольшую цену исполнения договора и наибольший перечень документов, по отношению к иным участникам Конкурса. Учитывая изложенное, оценка названных критериев в соответствии с данным порядком допускается.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами, информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, в Конкурсной документации отсутствует порядок определения рейтинговых мест по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг», что не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов по одному из критериев в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов, является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В действиях Заказчика усматривается состав правонарушения, предусмотренный частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Заявитель обжалует установление в Конкурсной документации противоречивых сведений.

Согласно пункту 29 Конкурсной документации победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и набрал при подсчете критериев большее число баллов (Приложение № 3 к Конкурсной документации), заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 7 Порядка на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Закупочной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других, по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер и наименьшее рейтинговое значение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки.

Таким образом, Конкурсной документацией не установлено однозначного порядка определения победителя торгов, что является нарушением принципов информационной открытости закупки и не позволяет участникам получить достоверную информацию относительно того, как будет определяться победитель Конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны