Решение б/н Решение по жалобе ООО «ЕКА-Процессинг» на действия заказчика... от 5 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ЕКА-Процессинг»

121099, Москва, Новинский б-р, д. 17

 

  1. ЗАО «ИНЭП-СИСТЕМА»

125315, Москва, Лениградский пр-кт,
д. 76, корп. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1576/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28.09.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «ЕКА-Процессинг» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ЗАО «ИНЭП-СИСТЕМА» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (нефтепродуктов, реализуемых в торговых точках с использованием топливораздаточной колонки): 25000 литров АИ-95 и 15000 литров ДТ (реестровый
31502710839) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в необоснованном отклонении заявки Заявителя, отсутствии указания на начальную (максимальную) цену договора, установлении примерного (ориентировочного) количества поставляемого товара, также в отсутствии порядка оценки заявок участников в составе Закупочной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ЗАО «ИНЭП-СИСТЕМА» (далее - Положение о закупках).

31.08.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки от 31.08.2015, дата окончания подачи заявок - 04.09.2015, дата рассмотрения и оценки заявок - 07.09.2015.

В соответствии с протоколом заседания Закупочной комиссии от 07.09.2015
№ б/н заявка Заявителя была не допущена к участию в Закупке
.

Согласно доводам жалобы Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при провидении Закупки выразились в следующем:

    1. в отсутствии сведений о начальной (максимальной) цене договора;

    2. в установлении неточного количества поставляемого товара;

    3. в отсутствии порядка оценки и сопоставления заявок участников в составе Закупочной документации.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводом Заявителя не согласился и представил письменное возражение.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

    1. Согласно пункту 50.3. Положения о закупках в извещении о проведении запроса предложений должна быть указана информация о начальной (максимальной) цене договора.

В соответствии с пунктом 20.4. Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в Закупке в случае несоответствия заявки участника Закупки требованиям Закупочной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы, либо срок выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) превышает срок, установленный документацией закупки.

В ходе заседания, Комиссия изучила извещение о Закупке и пришла к выводу, что в нем установлена начальная (максимальная) цена договора в размере 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Вместе с тем, ознакомившись с заявкой Заявителя, представленной Заказчиком в ходе заседания, Комиссия установила, что Заявитель, в Техническом предложении заявки, указал цену поставляемого товара в размере 1 821 500 (один миллион восемьсот двадцать одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек, что противоречит требованиям Положения о закупках.

Таким образом, исходя из указанного ранее, Комиссия приняла решение о признании довода жалобы Заявителя относительно неуказания Заказчиком начальной (максимальной) цены договора необоснованным.

    1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно Закупочной документации и Спецификации Проекта договора (Приложение № 2), предметом договора является поставка горюче-смазочных материалов (нефтепродукты, реализуемые в торговых точках с использованием топливораздаточной колонки): 25 000 литров АИ-95 и 15 000 литров ДТ.

Вместе с тем, в извещении о Закупке указан объем поставляемого товара в количестве 40 000 литров, что является суммой объема топлива от указанного в дополнительных сведениях, согласно которым Заказчик нуждается в 25 000 литров АИ-95 и 15 000 литров ДТ.

Таким образом Закупочной документацией установлен объем поставляемого товара.

При этом указанном Проекте договора установлено, что ориентировочный объем поставляемого товара в размере 40 000 литров (пункт 1.2. части 1).

Вместе с тем, частью 5 статьи 4 Законам о закупках установлена возможность внесения изменения Заказчиком в условия договора с последующей публикацией таких изменений на Официальном сайте в установленные сроки, что дает право Заказчику изменять условия договора.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик установил требования к поставляемому товару с возможностью внесения изменений в его объеме.

Согласно пункту 55.2. Положения о закупках условия договора определяются в соответствии с требованиями Заказчика, указанными в Закупочной документации, и сведениями, содержащимися в Предложении участника закупки.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании довода жалобы Заявителя относительно установления Заказчиком неточного количества поставляемого товара необоснованным.

    1. Согласно пункту 51.3. Закупочная документация должна содержать требования и условия участия в Закупке, начальную (максимальную) цену договора, требования к оформлению и содержанию предложения участника закупки, срок и место проведения запроса предложений, критерии и порядок оценки и сопоставления предложений участников закупки, а также иные условия, определенные Заказчиком.

Частью 8 Закупочной документации установлено, что Закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя из следующих критериев и их весового коэффициента:

    1. цена договора (20%);

    2. качество товара (40%);

    3. квалификация участника (опыт, деловая репутация) (40%).

Ранее названные критерии оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по критериям, утвержденным в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой Закупки.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании довода жалобы Заявителя относительно отсутствия порядка оценки в составе Закупочной документации обоснованным.

В действиях Заказчика усматривается состав правонарушения, предусмотренный частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчик представил договор от 10.09.2015 № РШ 245019311.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки в части довода об отсутствии порядка оценки в составе Закупочной документации обоснованной, в остальной части признать необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4, Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам проведенной Закупки.

  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны