Решение б/н решение и предписание по жалобе СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее ... от 16 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1 . СПАО «РЕСО-Гарантия»

117105, Москва, проезд Нагорный, д. 6

 

2. ФГУП «Почта России»
131000, Москва, ш. Варшавское, д. 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1604/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

06.09.2016 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

при участии:

от заказчика - ФГУП «Почта России»:

от заявителя - СПАО «РЕСО-Гарантия»:

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ФГУП «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию транспортных средств отечественного и иностранного производства (2 лота) (реестровый № 31603973036) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в следующем:

    1. в непредоставлении сведений, необходимых для формирования ценового предложения;

    2. во включении в Конкурсную документацию требования, противоречащего Положению о закупках Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения инации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Почта России» (далее - Положение о закупках).

08.08.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 29.08.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 31.08.2016, дата проведения Аукциона - 02.09.2016.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 02.09.2016 № 31603973036 победителем Конкурса по Лоту № 1 признано ОАО «СОГАЗ». СПАО «РЕСО-Гарантия» по Лоту № 1 присвоено четвертое место, по Лоту № 2 присвоено пятое место.

Согласно доводу Заявителя, техническая часть документации не содержит информации о статистики по убыткам за прошедшие периоды страхования. Данные сведения об объекте страхования являются существенными и влияющими на ценовое предложение. СПАО «РЕСО-Гарантия» в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение положений документации с просьбой предоставить данные сведения. Между тем, ФГУП «Почта России» отказано в предоставлении данных сведений. В связи с чем, текущим страховщикам Заказчика, имеющим данную информацию, предоставлено преимущественное условие участия в Конкурсе.

Заказчик доводу Заявителя возразил, предоставив письменные пояснения, согласно которым Техническая часть Конкурсной документации содержит полную и счерпывающую информацию об объекте страхования, а именно: марка/модель транспортного средства, количество транспортных средств, год выпуска, категория транспортного средства, страхования сумма.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2.1 Информационной карты Конкурсной документации предмета договора - ЛОТ № 1 - Оказание услуг по страхованию транспортных средств отечественного производства (страхование транспортных средств, производимых на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств зарубежных (нероссийских) марок, производимых на территории Российской Федерации); ЛОТ № 2 – Оказание услуг по страхованию транспортных средств иностранного производства (страхование транспортных средств, не производимых на территории Российской Федерации, в том числе транспортных средств зарубежных (нероссийских) марок, производимых на территории Российской Федерации).

Согласно пункту 2.6 Информационной карты Конкурсной документации объем оказываемых услуг определен Частями IV-V документации.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 3.2 Конкурсной документации заявка участника должна содержать предложение о цене договора, включая НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации; предложение о цене единицы товара, услуги путем указания общей цены товаров, работ, услуг, включая НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации; предложение о цене единицы товара, работы, услуги путем указания общей цены товаров, работ, услуг, включая НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если Заказчиком в соответствии с п. 14.10.3 Положения о закупке указаны в документации о закупке начальная (максимальная) цена договора (цена лота), общая начальная (максимальная) цена товаров, работ, услуг, начальная (максимальная) цена единицы каждого товара, работы, услуги. Участник закупки указывает в заявке предложение о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги с учетом НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, если такой участник не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС.

Согласно техническому заданию Конкурсной документации страхование осуществляется в отношении транспортных средств (далее ТС), находящихся в хозяйственном ведении Предприятия, а также переданных Предприятию во временное владение и пользование на основании договоров долгосрочной финансовой аренды (лизинга), путем выдачи страхового полиса по такому транспортному средству в рамках Договора страхования. Перечень транспортных средств, подлежащих страхованию по Лотам №№ 1, 2 указан в приложении в Техническому заданию Конкурсной документации, а также указаны: марка/модель транспортного средства, количество транспортных средств, год выпуска, категория транспортного средства, страхования сумма.

Между тем, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение, в том числе, о размере страховой суммы.

Согласно пункту 1 статьи 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.

Таким образом, нормами действующего законодательства закреплена обязанность обязан по предоставлению страховщику известных страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска)

В соответствии с пунктом 2 статьи 954 ГК РФ страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

В предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органами страхового надзора.

Согласно части 2 статьи 11 Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон об организации страхового дела) страховые тарифы (базовые тарифные ставки и коэффициенты к ним или предельные значения указанных коэффициентов) по добровольному страхованию рассчитываются страховщиками по видам страхования на основании статистических данных (в том числе статистических данных, собираемых, обрабатываемых и анализируемых объединениями страховщиков), содержащих сведения о страховых случаях, страховых выплатах, об уровне убыточности страховых операций не менее чем за три отчетных года, непосредственно предшествующих дате расчета страховых тарифов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, и не менее чем за пять отчетных лет, непосредственно предшествующих дате расчета страховых тарифов по страхованию жизни.

Учитывая изложенное, страховые тарифы по добровольному страхованию рассчитываются страховщиками по видам страхования на основании статистических данных об уровне убыточности страховых операций не менее чем за три отчетных года.

Вместе с тем, данные об уровне убыточности страховых операций в отношении объекта страхования в Конкурсной документации отсутствуют.

Комиссией установлено, что СПАО «РЕСО-Гарантия» обращалось с запросом в адрес Заказчика о предоставлении сведений о статистике убытков по договорам страхования транспортных средств, заключенных в 2015 году. В предоставлении данной информации Заявителю был дан отказ, мотивированный неотносимостью запрашиваемой информации к разъяснениям положений документации, а также невозможностью предоставления данной информации в сроки, указанные в документации.

Согласно пояснения Заявителя, разработанные им страховые тарифы по страхованию средств автотранспорта предусматривают учет сведений о статистике убытков по договорам страхования транспортных средств. Не учет данных сведений исключает возможность формирования корректного и наиболее выгодного ценового предложения для участия в Конкурсе.

На основании вышеуказанных сведений, Комиссия пришла к выводу, что размер страховой премии рассчитывается страховщиком в соответствии с разработанными ими страховыми тарифами.

В силу Закона об организации страхового дела по добровольному страхованию страховые тарифы рассчитываются страховщиками по видам страхования на основании статистических данных, в том числе, об уровне убыточности страховых операций.

Вместе с тем, непредоставление Заказчиком сведений об уровне убыточности страховых операций по объекту страхования, лишает участников Конкурса применения разработанных ими страховых тарифов, а также влечет нарушение части 2 статьи 11 Закона об организации страхового дела, предусматривающего учет данных сведений при применении страховых тарифов.

Вместе с тем, как было указано ранее, запрашиваемая Заявителем информация имеет непосредственное отношение к предмету Конкурса, в частности к объектам страхования, с вязи с тем, что указанные в Техническом задании Конкурсной документации сведения подлежат оценке потенциальными участниками в совокупности с запрашиваемой информацией. В связи с чем, непредоставление данных сведений по запросу заинтересованного лица, приравнивается к непредоставлению ответу на запрос Заявителя о предоставлении сведений о статистике убытков по договорам страхования транспортных средств, заключенных в 2015 году.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Конкурсной документации любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Заказчик не позднее, чем в течение 3 (трех) дней со дня поступления запроса о предоставлении разъяснений, при условии, что такой запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, размещает разъяснение положений конкурсной документации в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.

Однако, в нарушение вышеуказанного требования Заказчиком не предоставлен ответ на запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

Непредоставление вышеуказанных сведений лицам, ранее не оказывавшим Заказчику услуги по добровольному страхованию транспортных средств, являющихся объектом страхования, предоставляет преимущественное условия участия в торгах лицам, оказывавшим ранее Заказчику аналогичные услуги, ввиду наличия у данных страховых организаций сведений об уровне убыточности страховых операций.

В пользу довода Комиссии свидетельствует то обстоятельство, что разница между ценовыми предложениями участников составила от 30 000 000 до 50 000 000 руб.

Кроме того, Заказчиком не доказана невозможность предоставления сведений об уровне убыточности страховых операций.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также действия по созданию преимущественных условий для каких-либо участников торгов.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к оказываемым услугам, а также к их техническим характеристикам, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.

Заказчик в ходе заседания Комиссии не представил объективного обоснования не предоставления в составе документации сведений об уровне убыточности страховых операций в отношении объектов страхования.

Принимая во внимание вышеуказанные сведения, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.

2. Заявителем, в том числе, оспаривается оценка и рассмотрение предоставляемой участниками Конкурса выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на предмет наличия представительств и филиалов.

Согласно разделу 13 Положения о закупках заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки.

В соответствии с разделом 17 Положения о закупках при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается Комиссией к участию в конкурсе в случае непредоставления выписки из единого государственного реестра юридических лиц (выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) и несоответствия срока ее получения.

Аналогичное требование закреплено в Конкурсной документации.

Таким образом, допуск к участию в Конкурсе осуществляется на основании рассмотрения вопроса о наличии в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ и срока ее получения.

В то же время, в рамках оценки показателя «Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых присутствуют представители Участника» критерия «Качество услуг и квалификация участника закупки» оценивается информация указанная в выписке из ЕГРЮЛ участника закупки, представленной в составе заявки либо копиями уведомлений о постановке представительств, филиалов участника закупки на налоговый.

Между тем, использование при оценке заявок выписки из ЕГРЮЛ участника не противоречит Положению о закупках Заказчика, кроме того, Положения не закупках не содержит запрет на использование при оценочной стации предоставляемых выписок из ЕГРЮЛ.

В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя необоснованным.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части довода о непредоставлении сведений, необходимых для формирования ценового предложения, в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 1, 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, 2.2.2 Конкурсной документации.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

1 . СПАО «РЕСО-Гарантия»

117105, Москва, проезд Нагорный, д. 6

 

2. ФГУП «Почта России»
131000, Москва, ш. Варшавское, д. 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1604/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

06.09.2016 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 06.09.2016 по делу № 1-00-1604/77-16,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУП «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию транспортных средств отечетсвенного и иностранного производства (2 лота) (реестровый № 31603973036) (далее - Конкурс), а именно:

1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

2. Заказчику разместить информацию об отмене протоколов в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) в сети Интернет.

3. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

4. Заказчику внести изменения в документацию о Закупке с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 06.09.2016 по делу № 1-00-1604/77-16, в частности продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

5. Предоставить ответ на запрос на разъяснение положений документации о Конкурсе, в части раскрытия сведений о статистике убытков по договорам страхования транспортных средств.

6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕИС.

7. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки.

8. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 10.10.2016.

9. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 17.10.2016 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны