Решение б/н Решение по жалобе АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз» на ... от 25 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз»

109004, Москва, пер. Большой Факельный, д. 3, оф. 145
 

  1. ООО «Авиационная компания «Победа»

108811, Москва, ш. Киевское, 22-й км.,
д. 4, стр. 1

 


 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1606/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

01.08.2017 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

в отсутствие:

АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз», ООО «Авиационная компания «Победа» (уведомлены надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 03.07.2017 № ИШ/32553/17, от 18.07.2017 № НО/35752/17, уведомлениями о переносе заседания Комиссии от 10.07.2017; от 24.07.2017),

рассмотрев жалобу АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО «Авиационная компания «Победа» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание аудиторских услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Авиакомпания «Победа» за 2017 год (реестровый № 31705224062) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в неправомерном установлении квалификационных требований к участникам Закупки, не соответствующих Положению о закупках товаров, работ и услуг ООО «Авиакомпания «Победа», а также установлении противоречивого порядка оценки заявок.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заказчик на заседание Комиссии не явился, однако представил письменные возражения относительно доводов жалобы.

15.06.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт; ЕИС) Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 29.06.2017, дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 29.06.2017.

По мнению Заявителя, установление Заказчиком квалификационных требований к участникам Закупки в качестве отборочных, нарушает пункт 23.1.1 Положения о закупках ООО «Авиакомпания «Победа» (далее — Положение о закупках), который по мнение Заявителя подлежит применению при проведении спорной Закупки.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, при осуществлении данной процедуры Закупки Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с требованиями части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, отбор аудиторских организаций согласно вышеуказанной норме, подлежит проведению в форме открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Принимая во внимание изложенное, указанный довод Заявителя не находит своего подтверждения, так как Заказчик при проведении Закупки руководствуется нормами Закона о контрактной системе, а не указанным Положением о закупках.

Учитывая неприменимость норм Положения о закупках к спорной Закупке, вышеуказанный довод Заявителя признается необоснованным.

Исходя из требований части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа не связана доводами жалобы и вправе проверить документацию, а равно действия заказчика в полном объеме.

Как было указано ранее, часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности накладывает на заказчиков обязанность по проведению закупки на осуществление отбора аудиторской организации путем проведения конкурса, вместе с тем, в нарушение требований названной нормы, спорная закупка осуществлена в форме запроса предложений.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности ввиду выбора неверного способа Закупки.

Одновременно Комиссией установлено, что частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен перечень требований к участникам закупки.

Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Пунктом 6 Закупочной документации установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки, для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 6.3 Закупочной документации в составе заявки подлежит предоставлению перечень документов поименованных документов.

Однако, согласно пункту 3.1 Приложения № 3 к Закупочной документации к участию в Закупке допускаются предложения от участников, которые предоставили документальное подтверждение всем нижеперечисленным квалификационным критериям и удовлетворяют всем нижеперечисленным условиям прохождения квалификации.

Таким образом, Приложением № 3 к Закупочной документации установлены требования к квалификации участников Закупки, не предусмотренные пунктом Закупочной документации и статьей 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, пункт 6.3 Закупочной документации не содержит требование о предоставлении в составе заявки документов, указанных в Приложении № 3.

В то же время, установленные квалификационные требования являются критерием оценки заявок на участие в Закупке согласно пункту 4 Приложения № 3 к Закупочной документации.

Как указывает Заявитель в тексте жалобы, утвержденный в Приложении № 3 порядок оценки предусматривает как возможность отклонения заявки участника в связи с непредставлением сведений, в том числе, подтверждающих наличие у участника Закупки специалистов в штате компании, обладающих действующими квалификационными аттестатами Палаты налоговых консультантов России со стажем работы в консультационных организациях более 5 лет, так и возможность присвоения 0 баллов.

Комиссией установлено, что пунктом 4 Приложения № 3 к Закупочной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в Закупке.

В соответствии с установленным порядком оценки заявок на участие в Закупке оценка проводится на основании информации, представленной участником в составе заявки.

Согласно установленному порядку баллы присваиваются следующим образом: Уровень 1 - 0 баллов; Уровень 2 - 20 баллов; Уровень 3 - 60 баллов; Уровень 4 - 100 баллов.

Уровень 1 (0 баллов) присваивается в случае, если участник не соответствует требованиям Уровней 2, 3 и 4.

Учитывая изложенное, Комиссия установила, что установленный Закупочной документацией порядок оценки предусматривает присвоение 0 баллов за несоответствие участника Закупки требованиям пункта 3.1 Приложения № 3 к Закупочной документации, являющихся также отборочными критериями.

Установленные в качестве отборочных квалификационные требования (пункт 3.1 Приложения № 3 к Закупочной документации) ограничивают допуск до участия в Закупке участников, несоответствующих указанным требованиям, и одновременно являются предметом оценки.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Закупочная документация не содержит детальный и однозначный порядок формирования предложения о функциональных и качественных характеристиках (качестве) выполнения работ.

В связи с чем, потенциальный участник закупки фактически лишен возможности надлежащим образом подготовить свою заявку, в частности предоставить корректное предложение о функциональных и качественных характеристиках (качестве) выполнения работ, так как положениями Конкурсной документации однозначный порядок его формирования не определен.

В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся порядка формирования заявки, хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в Закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Указанный вывод Комиссии подтверждается протоколом от 29.06.2017 № 325-17, согласно которому для участия в Закупке было подано три заявки, две из которых были отклонены от участия в связи с несоответствием квалификационным требованиям, являющимся в то же время оценочными критериями.

Одновременно, Заказчиком не дано объективное обоснование включения оспариваемого Заявителем требования в качестве отборочного. Между тем, любое предъявляемое к участникам требование должно иметь объективную документальную подверженность.

В связи с чем, Комиссией принято решение о признании довода о включении в состав документации противоречивого порядка оценки обоснованным.

В рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Вместе с тем, согласно представленным Заказчиком сведениям, в связи с допуском до участия в Закупке одного участника, Закупка была признана несостоявшейся.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода о включении в состав документации противоречивого порядка оценки, в остальной части - необоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

    3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Заказчику не выдавать в связи с тем, что Закупка была признана несостоявшейся.

    4. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 03.07.2017 № ИШ/32553/17, от 18.07.2017 № НО/35752/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны