Решение б/н Решение по жалобе САО «ВСК» на действия заказчика - ГУП «Мо... от 9 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. САО «ВСК»

121552, Москва, ул. Островная, д. 4

 

  1. ГУП «Моссвет»

123104, Москва, Большая Бронная ул.,
д. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1607/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.09.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП «Моссвет» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по страхованию недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении
ГУП «Моссвет»
(реестровый № 31502738923) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном расчете баллов при оценке заявок участников.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Моссвет» (далее - Положение о закупках).

08.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки от 08.09.2015 дата окончания подачи заявок - 17.09.2015, дата рассмотрения заявок - 18.09.2015, дата подведения итогов Закупки - 18.09.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления предложений на участие в Закупке от 18.09.2015 № 31502738923-2 заявке участника ОАО «СОГАЗ» присвоен первый номер с ценой договора 836 179, 00 (восемьсот тридцать шесть тысяч сто семьдесят девять) рублей 00 копеек, заявке Заявителя присвоен второй номер с ценой договора 668 943, 20 (шестьсот шестьдесят восемь тысяч девятьсот сорок три) рубля 20 копеек.

Согласно доводам Заявителя, Заказчик необоснованно выбрал победителя по итогам проводимой Закупки, ввиду отсутствия порядка оценки по критериям: «Качество оказания услуг участников закупки», «Качественные, функциональные и экологические характеристики продукции» и субъективного решения Закупочной комиссии при оценки заявок участников по данным критериям.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводом Заявителя не согласился и представил письменное возражение, согласно которому Закупочная документация разрабатывалась Заказчиком в строгом соответствии с нормами, установленными в Положении о закупках.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 7.16. раздела 7 Закупочной документации для определения лучших условий исполнения договора, заявки на участие в Закупке оцениваются по следующим критериям:

    1. цена договора;

    2. квалификация участника запроса предложений;

    1. показатель: обеспеченность кадровыми ресурсами;

    2. показатель: наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;

    3. показатель: опыт работы, связанный с предметом договора;

    4. показатель: деловая репутация;

    1. качественные, функциональные и экологические характеристики продукции;

    2. сроки рассмотрения и осуществления страховой выплаты.

Пунктом 22.16. раздела 5 Закупочной документации установлено, что оценка и сопоставления заявок на участие в Закупке осуществляется с использованием рейтингового метода, порядок оценки по которому указан в Приложении № 1 «Порядок оценки заявок на участие в запросе предложений».

Согласно Приложению № 1 «Порядок оценки заявок на участие в запросе предложений» рейтинг представляет собой оценку баллов, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

Для осуществления расчетов в соответствии с порядком оценки используются следующие обозначения:

Kai – значимость критерия «Цена договора»;

Kbi – значимость критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики продукции»;

Kсi – значимость критерия «Квалификация участника закупки»;

Kdi – значимость критерия «Сроки рассмотрения и осуществления страховой выплаты».

Оценка предложений производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в Закупочной документации, и в соответствии с Положением о закупках.

Для оценки предложений осуществляется расчет итогового рейтинга по каждому предложению. Итоговый рейтинг рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки предложений, установленному в Закупочной документации, умноженных на их значимость.

Присуждение каждому предложению порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждому предложению. Предложению, набравшему наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

В случае, если несколько предложений набирают одинаковый итоговый рейтинг, первый номер присваивается тому предложению, которое поступило раньше других.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложение на участие в Закупке оценивается по следующим критериям:

  1. 1. Цена договора.

Значимость критерия – 0,30.

Содержание: В соответствии с формой 3 раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ».

Лучшим признается предложение участника, предложившего наименьшую цену договора.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "цена договора", определяется по формуле:

 

 

где:

рейтинг, присуждаемый i-й предложению по указанному критерию;

начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации запроса предложений;

предложение i-го участника запроса предложений по цене договора.

 

2. Квалификация участника запроса предложений.

Значимость критерия – 0,30.

Содержание: В соответствии с формой 4 раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ». Лучшим предложением участника запроса предложений определяется исходя из сравнения и оценки предложений участника по квалификации, предлагаемых участниками запроса предложений.

Рейтинг, присуждаемый предложению по критерию «Квалификация участника запроса предложений», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Закупочной комиссии, присуждаемых этому предложению по указанному критерию. В случае применения нескольких подкритериев рейтинг, присуждаемый i-й предложению по критерию «Квалификация участника запроса предложений», определяется по формуле:

 

,

где:

рейтинг, присуждаемый i-й предложению по указанному критерию;

значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Закупочной комиссии), присуждаемое Закупочной комиссией i-й предложению на участие в запросе предложений по k-му подкритерию, где k – количество подкритериев. Максимальное количество баллов – 100.

Для расчета итогового рейтинга по предложению в соответствии с пунктом 6 раздела I настоящего Порядка рейтинг, присуждаемый i-й предложению по критерию «Квалификация участника запроса предложений», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке по данному критерию принимаются во внимание нижеуказанные показатели:

 

2.1. Показатель:

Обеспеченность кадровыми ресурсами.

Содержание: Наличие квалифицированных кадровых ресурсов (основного персонала) для исполнения договора. В соответствии с формой 5 раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ», а так же подтверждены любыми документами, в том числе перечисленными выше, по усмотрению участника.

Оцениваются подтвержденные в составе заявки сведения о наличии квалифицированного персонала, наличии экспертных, аналитических, юридических и др. служб, занимающихся курированием договора и защитой интересов застрахованных.

Оценка по показателю критерия осуществляется на основании оценок членов Закупочной комиссии, в том числе путем сравнения между собой предложений участников о наличии квалифицированного персонала, наличии экспертных, аналитических, юридических и др. служб, занимающихся курированием договора и защитой интересов застрахованных.

Максимальный бал (20) по показателю критерия получает предложение участника, представившего в составе предложения наибольшее по численности количество квалифицированного персонала.

Остальным заявкам баллы по значению критерия присваиваются от 20 до 0 по уменьшению степени выгодности предложения.

Максимальное значение показателя составляет 20 баллов.

 

2.2. Показатель:

Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов.

Содержание: Наличие материально-технических ресурсов для исполнения договора.

В соответствии с формой 6 раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ», а так же подтверждены любыми документами, в том числе перечисленными выше, по усмотрению участника.

Оценке подлежат подтвержденные в составе предложения сведения о наличии ресурсов для оказания услуг по предмету торгов: наличие программного обеспечения, оборудования, приборов и материалов, помещений необходимых для оказания услуг.

Оценка по показателю критерия осуществляется на основании оценок членов Закупочной комиссии, в том числе путем сравнения между собой предложений участников о наличии ресурсов для оказания услуг по предмету торгов.

Максимальный бал (30) по показателю критерия получает заявка участника, представившего в составе заявки наибольшее количество документов, являющихся предметом оценки по настоящему показателю критерия.

Остальным заявкам баллы по значению критерия присваиваются от 30 до 0 по уменьшению степени выгодности предложения.

Максимальное значение показателя составляет 30 баллов.

 

2.3.Показатель:

Опыт работы, связанный с предметом договора

Содержание: В соответствии с формой 7 раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ».

Оценивается подтвержденная в составе предложения информация о количестве и объеме оказанных аналогичных работ соответствующих предмету запроса предложений, подтверждается справочной информацией о наличии опыта оказания аналогичных услуг с приложением перечня/копий договоров (контрактов) с указанием номера, предмета, даты и суммы договора (контракта), с указанием объема заявленных/урегулированных убытков). Лучшим признается предложение участника, подтвердившего наибольший опыт.

Оценка по показателю критерия осуществляется на основании оценок членов Закупочной комиссии, в том числе путем сравнения между собой подтвержденного указанными в Содержании настоящего показателя критерия документами опыта участников, содержащихся в предложениях на участие в запросе предложений.

Максимальный бал (25) по показателю критерия получает заявка участника, представившего в составе заявки наибольшее количество документов, являющихся предметом оценки по настоящему показателю критерия.

Остальным заявкам баллы по значению критерия присваиваются от 25 до 0 по уменьшению подтвержденного опыта в предложении.

Максимальное значение показателя составляет 25 баллов.

 

2.4. Показатель:

Деловая репутация.

Содержание: Представляется в составе предложения на участие в запросе предложений, а также подтверждается любыми документами по усмотрению участника, а также подтверждается количеством копий отзывов, благодарностей, наград, сертификатов.

Оценка по показателю критерия осуществляется на основании оценок членов Закупочной комиссии, в том числе путем сравнения между собой предложений участников, содержащихся в предложениях на участие в запросе предложений.

Максимальный бал (25) по показателю критерия получает заявка участника, представившего в составе заявки наибольшее количество копий отзывов, благодарностей, наград, сертификатов.

Остальным заявкам баллы по значению критерия присваиваются от 25 до 0 по уменьшению степени выгодности предложения.

Максимальное значение показателя составляет 25 баллов.

 

3. Качественные, функциональные и экологические характеристики продукции.

Значимость критерия – 0,20.

В данной форме участник запроса предложений предоставляет подробное описание услуг, в соответствии с Техническим заданием части 10 Техническая часть документации запроса предложений, а также предложения участника об оказании услуг (в рамках исполнения договора) на индивидуальных условиях, заполняется участником запроса предложений в произвольной форме.

Лучшим предложение участника запроса предложений определяется исходя из сравнения и оценки качественных составляющих оказания услуг, предлагаемых участниками запроса предложений.

Рейтинг, присуждаемый предложению по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики продукции», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Закупочной комиссии, присуждаемых этому предложению по указанному критерию. В случае применения нескольких подкритериев рейтинг, присуждаемый i-й предложению по критерию «качество технического предложения участника закупки», определяется по формуле:

 

,

где:

рейтинг, присуждаемый i-й предложению по указанному критерию;

значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов

Закупочной комиссии), присуждаемое Закупочной комиссией i-й предложению на участие в запросе предложений по k-му подкритерию, где k – количество подкритериев. Максимальное количество баллов – 100.

Для расчета итогового рейтинга по заявке в соответствии с пунктом 6 раздела I настоящего Порядка рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «качество технического предложения участника закупки», умножается на соответствующую указанному критерию значимости.

 

4. Сроки рассмотрения и осуществления страховой выплаты

Значимость критерия – 0,20.

Содержание критерия: В соответствии с формой 8 раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ», сроков, в течение которых рассматриваются и осуществляются страховые выплаты.

Оценивается срок признания/непризнания события страховым случаем с момента предоставления всех необходимых документов, а так же срок выплаты страхового возмещения с момента оформления страхового акта (значения, принимаемые к оценке, учитываются в календарных днях).

Оценка по показателю критерия осуществляется на основании сравнения между собой предложений участников по срокам рассмотрения и осуществления страховой выплаты.

Максимальный бал (20) по показателю критерия получает заявка участника, представившего в составе заявки наиболее выгодное предложение в соответствии с формой 8 раздела 8 «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ».

Исходя из вышеизложенного, в Закупочной документации не установлен порядок оценки и присвоения баллов по критериям и подкритериям: «Обеспеченность кадровыми ресурсами», «Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов», «Опыт работы, связанный с предметом договора», «Деловая репутация», «Качественные, функциональные и экологические характеристики продукции», «Сроки рассмотрения и осуществления страховой выплаты». Таким образом, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Закупки, в зависимости от тех или иных представленных документов.

Таким образом Комиссия пришла к выводу, что документы в составе заявки по ранее названным критериям и подкритериям оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла по каждому критерию и подкритерию.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по критериям и подкритериям, утвержденным в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным критериям и подкритериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой Закупки.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев и подкритериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны