Решение б/н Решение и предписание по делу ООО «Комплексные решения» на д... от 28 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1608/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17.09.2018

г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия), рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Комплексные решения» (далее – заявитель, общество) на действия заказчика АО НТЦ «Охрана» (далее заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для офисной техники для нужд АО НТЦ «Охрана», Московского филиала «Калужский», Королевского филиала и Московского регионального филиала, реестровый номер закупки 31806793758, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба общества «Комплексные решения» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме, реестровый номер закупки 31806793758.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В жалобе заявитель указывает, что действия заказчика, выразившиеся в установлении времени проведения аукциона с 12:00 до 16:00 03.09.2018, привели к ограничению конкуренции на торгах, поскольку участники закупки, за исключением победителя, были лишены возможности сделать лучшее ценовое предложение по сравнению с поступившем от победителя закупки после 15 часов 59 минут. В связи с чем, заявитель указывает, что действия заказчика по установлению фиксированного времени на подачу ценовых предложений при проведении аукциона привели к несоблюдению заказчиком порядка определения победителя конкурентной процедуры.

Комиссия Управления по итогу рассмотрения жалобы заявителя приняло решение о признании ее обоснованной

Как следует из материалов дела, 07.08.2018 заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении конкурентной процедуры.

Извещением о проведении закупки установлены: место, дата и время начала проведения аукциона: на ЭТП АО «ОТС» (www.otc.ru), «3» сентября 2018 г., в 12 часов 00 мин. В свою очередь, ни положения документации, ни извещения о закупке не содержат условия о том, что ценовые предложения могут подаваться участниками закупки лишь с 12 часов 00 минут до 16 часов 00 минут 03.09.2018. Названное условие отраженно только на сайте электронной торговой площадки, в соответствии с которым время окончания проведения аукциона 03.09.2018 (16:00).

В соответствии с условиями документации аукцион проводился оператором ЭТП путем использования соответствующих программных и технических средств, не требующих проведения заседания закупочной комиссии заказчика.

В свою очередь, Комиссия Управления соглашается с доводами заявителя относительно неправомерности действий заказчика по установлению срока окончания подачи ценовых предложений при проведении аукциона, поскольку такие действия заказчика не только не соответствуют собственному Положению заказчика, но целям проведения закупки в форме аукциона.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, который должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Управления установлено, что протоколом № 1/2018 от 16.05.2018 заседания Совета директоров АО НТЦ «Охрана» принято решение об утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг АО НТЦ «Охрана» путем присоединения к Положению о закупке товаров, работ и услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение).

В соответствии с названным Положением п. 13.1 определен порядок проведения закупки в форме аукциона/редукциона. В соответствии с п. 6.3.6 Положения аукцион проводился в электронной форме, что означает, что ценовые предложения подаются участниками закупки посредством функционала электронной торговой площадки.

Условиями п. 13.9 определен порядок проведения аукциона в электронной форме. В соответствии с п. 13.9.5 аукцион/редукцион проводится путем снижения НМЦ на шаг аукциона/редукциона, который составляет от 0,5 до 5 процентов от НМЦ.

В соответствии с п. 13.9.6. Положения о закупках в процессе аукциона /редукциона его участники подают предложения о цене договора/цене лота, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на произвольную величину в пределах шага аукциона.

В соответствии с п. 23 в документации предусмотрен шаг аукциона от 0,5 % до 5% НМЦ.

Также п. 13.9.10. Положения о закупках предусмотрено, что при проведении аукциона/редукциона устанавливается время приема ценовых предложений, составляющее 10 минут от начала проведения до истечения срока подачи предложений о цене договора /цене лота, а также 10 (десять) минут после поступления последнего предложения о цене договора /цене лота. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене договора /цене лота не поступило, аукцион /редукцион автоматически завершается с помощью программных и технических средств ЭТП.

В соответствии с п. 13.9.11 Положения заказчика о закупках в течение 10 (десяти) минут с момента завершения аукциона /редукциона любой участник закупки вправе подать предложение о цене договора /цене лота, которое не ниже, чем последнее предложение о минимальной цене договора /цене лота на аукционе /редукционе, независимо от шага аукциона.

Аналогичные условия предусмотрены заказчиком в документации в п. 4.12.1 -4.12.6.

Таким образом, совокупное толкование названных условий указывает, что ценовые предложения должны подаваться участниками аукциона каждые 10 минут и лишь при отсутствии таковых аукцион считается завершенным. Вместе с тем, у участника конкурентной процедуры должна иметься возможность подать ценовое предложение в течение 10 минут после признания ее завершенной. Однако в настоящем случае, как следует из материалов дела, оператором электронной торговой площадки доступ к подаче ценовым предложениям завершился в 15:59 минут и уже после названного времени участники закупки были лишены возможности подать ценовое предложение в соответствии с п. 13.9.11 Положения заказчика.

Комиссия Управления отклоняет довод заказчика о том, что в силу п. 12.17 Регламента электронной торговой площадки, по наступлении времени завершения аукциона Участники закупки не имеют возможности объявлять ставки, аукционный торг завершается, поскольку названное правило действует после того как участниками закупки не реализовано свое право на подачу лучшего ценового предложения по истечении времени с момента завершения торга. В свою очередь, положениями п. 12.3. Регламента электронной торговой площадки организатор закупки имеет возможность объявить и провести аукцион с продлением на определенное количество минут (далее в настоящей статье – время продления) времени аукционного торга, выбрав один из вариантов продления:

вариант 1 – продление от времени последней ставки;

вариант 2 – продление от времени завершения аукциона;

вариант 3 – продление от времени последней ставки независимо от времени завершения аукциона.

Таким образом, конкретный вариант продления аукционного торга зависит от соответствующего выбора заказчика.

При этом, в силу п. 12.3.1 регламента организатору закупки необходимо поставить отметку в соответствующем поле и указать, на какое время (в минутах) продлевается аукционный торг.

Таким образом, функционал электронной торговой площадки позволял заказчику выбрать надлежащий вариант технической поддержки, позволяющий участнику закупки подавать ценовые предложения за пределами установленного заказчиком срока. Вместе с тем, заказчик, устанавливая ограничения в виде конкретного срока окончания подачи ценовых предложений (до 16:00 03.09.2018), нарушил тем самым требования п. 13.9.11 Положения о закупках, а также п. 4.12.1-4.12.6. документации, поскольку участники аукциона, имея желание сделать ценовое предложение после 15:59, были лишены такой возможности, вопреки порядку, установленному заказчиком в собственном Положении о закупках и документации.

При этом, в соответствии с п. 6.3.1. Положения заказчика аукцион является конкурентным способом закупки, при котором победителем закупки определяется участник закупки, который предложил наиболее низкую цену договора.

Таким образом, порядок подачи ценовых предложений, установленный заказчиком при проведении закупки, не способствовал проведению конкурентной процедуры, поскольку участники закупки были ограничены временными пределами на подачу ценовых предложений при наличии соответствующего желания.

В связи с чем, Комиссия Управления полагает, что Заказчик, действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех участников торгов должен способствовать формированию лучшего ценового предложения на торгах посредством предоставления возможности участникам закупки подавать ценовые предложения в ходе реальной конкурентной борьбы без установления сроков, отсекающих возможность на подачу ценовых предложений.

В свою очередь, в целях недопущения злоупотребления таким правом участниками закупки, организатор торгов вправе предусмотреть временные интервалы, в пределах которых ценовые предложения должны подаваться участниками закупки. Однако в настоящем случае, заказчик предусмотрел отсекающий срок на подачу ценовых предложений (до 16-00 минут), исключающий возможность подавать ценовые предложения за пределами этого срока, но в пределах 10 минут, как того требуют условия документации и Положения заказчика о закупках.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившегося в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки. В настоящем случае победителем закупки

явилось лицо успевшее подать ценовое предложение в последние минуты проведения торгов, а не лицо, предложившее наименьшее ценовое предложение как это закреплено заказчиком в п. 6.3.1. Положения.

Таким образом, порядок проведения торгов, реализованный заказчиком в настоящем случае, поставил лицо, успевшее подать ценовое предложение в последние минуты торгов, в преимущественное положение по сравнению с иными участниками закупки, что недопустимо в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, п. 13.9.11 Положения заказчика.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «Комплексные решения» (ИНН: 7806513385; ОГРН: 1137847426617) на действия АО НТЦ «Охрана» (ИНН: 7743254939; ОГРН: 1187746454851) при проведении открытого аукциона в электронной форме обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, п. 13.9.11 Положения заказчика.

    3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1608/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17.09.2018

г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 17.09.2018 по делу № 1-00-1608/77-18,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

АО «НТЦ «Охрана» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для офисной техники для нужд АО НТЦ «Охрана», Московского филиала «Калужский», Королевского филиала и Московского регионального филиала, реестровый номер закупки 31806793758, а

именно:

  1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурентной процедуры.

  2. Заказчику обеспечить возможность подачи ценовых предложений участниками аукциона в соответствии п.п. 13.9.10.-13.9.11 Положения о закупках без установления временных ограничений на подачу ценовых предложений в ходе конкурентной борьбы между участника закупки в соответствии с решением Комиссии Управления.

  3. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 01.11.2018.

  4. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 15.12.2018 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны