Решение б/н ООО «ГОРИЗОНТ» (далее — Заявитель) на действия заказчика - Г... от 12 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ГОРИЗОНТ»

1414200, Московская обл., г. Пушкино, ул. Грибоедова, д. 7, пом. 310

 

  1. ГБУ «Жилищник Ярославского района»

129337, Москва, ш. Ярославское,
д. 120А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1612/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

30.09.2015                                                                                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

рассмотрев жалобу ООО «ГОРИЗОНТ» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ГБУ «Жилищник Ярославского района» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) в жилых домах повышенной этажности в пяти районах СВАО города Москвы (реестровый № 31502690651) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в осуществлении неправомерной оценки заявки Заявителя по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» Конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение о закупках, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 24.08.2015. Дата окончания подачи заявок – 14.09.2015. Дата подведения итогов – 21.09.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 21.09.2015                         № 31502690651-03 (далее – Протокол) на участие в Конкурсе поступило 4 (четыре) заявки (Обособленное подразделение РОУ «МДПК «Сигнал-01», ЗАО СУ «Электрожилремонт», ООО «Техрегламент», ООО «ГОРИЗОНТ»). По итогам проведенной оценки и сопоставления заявок победителем Конкурса признан участник Обособленное подразделение РОУ «МДПК «Сигнал-01».

Заявитель с данным решением Конкурсной комиссии Заказчика не согласен, считает, что оценка по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» допускает субъективизм, установленный порядок оценки нарушает права и законные интересы Заявителя.

В соответствии с пунктом 2.14.1 Конкурсной документации комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок только тех участников, которые допущены к участию в конкурсе. Срок оценки и сопоставления заявок составляет не более десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

Согласно пункту 2.14.2 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок в целях выявления лучших условий исполнения договора(ов) осуществляются комиссией в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

В соответствии с пунктом 2.14.4 Конкурсной документации для определения лучших условий исполнения договоров, комиссия будет оценивать, и сопоставлять заявки в соответствии с критериями, указанными в Разделе 2 «Информационная карта Конкурса».

Согласно пункту 2.14.6 Конкурсной документации победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договоров и заявке которого присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 27 раздела 2 Конкурсной документации, критерии оценки заявок на участие в конкурсе их показатели, содержание, значимость и порядок рассмотрения и оценки, описаны в приложении 1 к Конкурсной документации и прикрепляется отдельным файлом.

Согласно приложению 1 к Конкурсной документации установлены величины значимости критериев (показателей) и порядок их оценки, установленные Заказчиком в Конкурсной документации для оценки заявок на участие в конкурсе (далее – Приложение № 1):

  1. Совокупная цена договоров – значимость 50%;
  2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок – значимость 45%;
  3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – значимость 5%.

В соответствии с Приложением № 1 установлен следующий порядок оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок»:

Для определения рейтинга заявки участника закупки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки» в документации о закупке устанавливаются:

- предмет оценки и исчерпывающий перечень подкритериев по данному критерию;

- в случае применения нескольких подкритериев: максимальное значение в баллах для всех установленных подкритериев составляет 100 баллов;

- в случае не применения подкритериев: максимальное значение в баллах для указанного критерия составляет 100 баллов

Раскрывающими содержание критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», установлены подкритерии, содержание которых характеризуется следующим:

Суммарное максимальное значение – 100 баллов.

Наличие собственной (арендованной) хорошо оснащенной производственно-технической базы для производства ремонтно-восстановительных работ оборудования Систем (С1)

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

Есть (подтверждается сведениями в заявке)

5 баллов

Наличие специализированного инструмента и испытательного оборудования (С2)

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

Есть (подтверждается сведениями в заявке)

5 баллов

 

 

Наличие мобильной аварийно-диспетчерской службы для проведения внеплановых ремонтов по вызову заказчика (С3)

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

есть (подтверждается сведениями в заявке)

5 баллов

 

 

Срок выезда мобильной аварийно-диспетчерской службы с момента получения заявки заказчика (С4)

от 0 до 10 баллов

не позднее следующего дня

0 баллов

не позднее четырех часов

5 баллов

не позднее двух часов

10 баллов

 

 

Обеспечение ведения журнала регистрации в котором  фиксируются проведенные  работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем, один экземпляр которого будет храниться у заказчика, другой - у подрядной специализированной организации (С5).

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

Да

5 баллов

 

 

Обеспечение производства работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности (кроме комплексной проверки работоспособности Систем в автоматическом режиме) звеном электромонтажников-наладчиков в составе двух человек (С6)

от 0 до 5 баллов

Не обеспечивается

0 баллов

Обеспечивается

5 баллов

 

 

Обеспечение производства работ по комплексной проверке работоспособности Систем в автоматическом режиме звеном электромонтажников-наладчиков в составе трех человек (С7)

от 0 до 5 баллов

Не обеспечивается

0 баллов

Обеспечивается

5 баллов

 

 

Консультационное сопровождение при проводимых Заказчиками или иными контрольными органами проверках (С8):

от 0 до 10 баллов

нет

0 баллов

есть, по телефону и электронной почте

5 баллов

есть, с выездом к заказчику

10 баллов

 

 

Предложенные участником конкурса организационно-технические решения по исполнению требований технического задания (оценивается глубина проработки, полнота, детальность, аргументированность, непротиворечивость, ясность изложения), степень соответствия предложения требованиям технического задания заказчика (С9)

от 0 до 50 баллов

Представленное предложение не имеет детального описания и не содержит описания процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ.

0 баллов

Представлено предложение имеет частичное описание и не содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

10 баллов

Представлено предложение имеющее частичное описание и частично содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

20 баллов

Представлено детальное описание и не содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

30 баллов

Представлено детальное описание и частично содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

40 баллов

Представлено детальное описание и детально по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

50 баллов

Изучив вышеизложенный порядок оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», Комиссия установила, что один из подкритериев названного порядка не раскрыт должным образом Заказчиком и допускает субъективизм в оценке заявок участников Конкурса.

В соответствии с пояснениями Заказчика, оценка заявок по подкритерию «Предложенные участником конкурса организационно-технические решения по исполнению требований технического задания (оценивается глубина проработки, полнота, детальность, аргументированность, непротиворечивость, ясность изложения), степень соответствия предложения требованиям технического задания заказчика (С9)» проводилась исходя из субъективного мнения членов закупочной комиссии Заказчика. Наибольшее количество баллов присвоено участнику, представившему наиболее детальное описание выполняемых работ, в соответствии с требованиями Конкурсной документации. Однако Конкурсной документацией не раскрыто понятие «наиболее детальное описание», а также «частичное описание». В названном порядке оценки по подкритерию отсутствует четкий порядок начисления баллов заявкам участников Конкурса, указанный порядок не позволяет определить, каким конкретно требованиям должна соответствовать заявка участника для получения максимального балла по подкритерию.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами, информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, в Конкурсной документации отсутствует порядок начисления баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», что не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов по одному из критериев в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов, является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В действиях Заказчика усматривается состав правонарушения, предусмотренный частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны