Решение б/н Решение по жалобе АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» на ... от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. АО «Аудиторская фирма «Уральский Союз»

109004, Москва, Большой Факельный пер., д. 3, оф. 145

 

  1. ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт»

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 22/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1625/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05 октября 2015 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт», подготовленной в соответствии с РСБУ (реестровый № 0573100008015000001) (далее – Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), устанавливающим общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Однако согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках Закон о закупках не регулирует отношения, в том числе связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно данным Официального сайта извещение и Конкурсная документация размещены 21.08.2015. Дата окончания подачи заявок — 11.09.2015.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 22.09.2015 № б/н на участие в Конкурсе подано 3 заявки; заявка Заявителя отклонена от участия в Конкурсе, так как заявка не соответствует требованиям извещения\документации:

  1. Положения заявки участника конкурса не соответствуют требованиям подп. «д» пункта 3.3.1. Конкурсной документации.

  2. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки не соответствует требованиям подп. «к» пункта 3.3.1. Конкурсной документации.

  3. Документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация: информация об освобождении от уплаты НДС является недостоверной, т.к. указанная участником ст.346 НК РФ утратила силу.

Согласно пункту 5.2.3 Конкурсной документации конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в открытом конкурсе, если аудиторская фирма, подавшая ее, не соответствует требованиям к участнику закупки, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником закупки в соответствии с п. 3.3 настоящей конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения.

Согласно подпункту «к» пункта 3.3.1 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе, подготовленная участником закупки, должна содержать, в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки подготовленное в соответствии с пунктом 3.6. Раздела 1 конкурсной документации и соответствующее требованиям Технического задания.

Согласно пункту 3.6.1 Конкурсной документации участник представляет следующие сведения, необходимые для исполнения обязательств по Договору в соответствии с условиями конкурсной документации и законодательством Российской Федерации:

- План аудита для каждого этапа по выполнению задач и подзадач Технического задания с указанием трудозатрат;

- Программу аудита (соответствующую требованиям Федеральных стандартов аудиторской деятельности) по выполнению Плана аудита, включающую в том числе набор инструкций для аудиторов и проверяемые предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности по каждой из областей аудита;

- Подход к Расчету уровня существенности, который будет применяться при проведении аудита, соответствующий требованиям Технического задания;

- Заверенную аудиторской организацией копию внутрифирменного регламента, определяющего порядок оценки независимости аудиторской организации и аудиторов по отношению к аудируемому лицу;

- Состав аудиторской группы, предлагаемой участником для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт» по форме 3.5 Раздела 3 конкурсной документации с приложением заверенных участником копий трудовых книжек членов аудиторской группы, дипломов об их образовании, квалификационных аттестатов, копий документов о прохождении обязательного повышения квалификации за последние 5 (пять) лет.

Пунктом 18 информационной карты Конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Для оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливаются следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена Договора;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация и опыт участника закупки.

Оценка заявок по критерию «Квалификация и опыт участника закупки» осуществляется по следующему показателю: Оценка заявок по критерию «Квалификация и опыт участника закупки» осуществляется по следующему показателю: «Документально подтвержденный опыт участника за 2007-2014 гг. по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций, соответствующих Заказчику по видам и масштабам деятельности, при этом продолжительность аудита таких организаций участником составляет не менее 3-х лет; и Документально подтвержденный опыт участника за 2007-2014 гг. по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, компаний с годовой выручкой не менее 20 млрд. руб., акции которых котируются на российской бирже, продолжительность аудита которых участником составляет не менее 2-х лет; и Наличие в штате Участника аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 года и опыт проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций, соответствующих Заказчику по видам и масштабам деятельности, а также не менее 1 специалиста, обладающего сертификатом СIA (Certified Internal Auditor / The Intitute of Internal Auditors (Институт внутренних аудиторов) и имеющего опыт практической работы в области оценки систем внутреннего контроля, и Прохождение внешнего контроля качества, проводимого Росфиннадзором РФ; и Членство в одной из международных аудиторских сетей (включенных в рейтинг International Accounting Bulletin по итогам 2014 г. по списку «Leading accounting networks») с правом подписи аудиторских заключений с использованием фирменного наименования данной сети и результаты прохождения контроля качества, проведенного международной сетью; и Сумма общего лимита ответственности страховщика (из расчета на 1 год) по полису страхования профессиональной ответственности Участника, срок его действия и рейтинг надежности страховой организации, присвоенный Рейтинговым агентством «Эксперт РА», застраховавшей профессиональную ответственность Участника конкурса».

Согласно пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

На заседании Комиссия установила, что в Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок «Квалификация и опыт участника закупки», оценка которого производится, в том числе на основании предоставленных квалификационных аттестатов аудиторов. При этом на основании пункта 3.6.1 Конкурсной документации не предоставление в составе заявки квалификационных аттестатов аудиторов будет являться основанием для отклонения заявки на участие в Конкурсе, что не соответствует требованию пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного отклонения заявки Заявителя на основании несоответствия требованиям подпункта «к» пункта 3.3.1 Конкурсной документации признается обоснованной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно подпункту «д» пункта 3.3.1 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе, подготовленная участником закупки, должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание аудиторских услуг, являющихся объектом закупки, или копии таких документов (п.п. 1.6.1.1., 1.6.1.3. п.1.6. Раздела 1 конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 1.6.3 Конкурсной документации участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе в части независимости участника закупки в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Статьей 8 Закона об аудиторской деятельности установлены требования к независимости аудиторских организаций, аудиторов.

В соответствии с условиями Конкурсной документации, а также пояснениями Заказчика документ, подтверждающий независимость участника закупки в соответствии со статьей 8 Закона об аудиторской деятельности, необходимо представить в свободной форме; требования к оформлению в документации не содержатся.

Согласно пояснениям Заказчика указанное требование включено в Конкурсную документацию на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с указанной нормой в состав требований Конкурсной документации включаются требования, установленные федеральным законодательством. Согласно статье 8 Закона об аудиторской деятельности требования о независимости являются обязательными. В соответствии с частью 5 пункта 4.1 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, одобренных Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014 (протокол № 14), помимо общих требований к участникам закупки, установленных Законом о контрактной системе, в конкурсную документацию включаются требования Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Обязанность документировать и информировать аудируемых лиц о независимости лежит на аудиторе согласно требованиям «Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций», одобренных Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012 (протокол № 6).

На заседании Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя не представлен документ, подтверждающий независимость участника закупки в соответствии со статьей 8 Закона об аудиторской деятельности, что не соответствует требованию подпункта «д» пункта 3.3.1 Конкурсной документации.

При этом указанные положение Конкурсной документации были соблюдены остальными участниками торгов, представившими документы о собственной независимости (ЗАО «Эй Эл Би Внешаудит», ООО «ФинЭкпертиза»).

Согласно пояснениям Заказчика Заявитель в тексте заявки указал цену договора с примечанием «НДС не облагается согл. п. 2 ст. 346 НК РФ)». При этом статья 346 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) утратила силу. О применении упрощенной системы налогообложения Заявитель впервые сообщил в тексте жалобы. В конкурсной заявке информация об этом отсутствует. Кроме того, утратившая силу статья 346 НК РФ, входила в главу 26, которая устанавливает налог на добычу полезных ископаемых, а также требования к исчислению и уплате этого налога при выполнении соглашений о разделе продукции. Ни к НДС, ни к упрощенной системы налогообложения эта статья не относилась.

Статья 346 НК РФ утратила силу с Федеральный законом от 06.06.2003 № 65-ФЗ.

При этом общие положения применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.11 НК РФ.

Согласно пояснениям Заявителя участник находится на упрощенной системе налогообложения, о чем свидетельствует ссылка на статью НК РФ. Указание ранее действовавшей статьи НК РФ является технической ошибкой.

На заседании Комиссия, согласно пояснениям Заявителя и Заказчика установила, что Заявитель, подавая заявку на участие в Конкурсе допустил техническую ошибку в тексте указанной заявки: вместо ссылки на статью 346 НК РФ, необходимо было указать статью 346.11 НК РФ, что бы являлось указанием на применение участником упрощенной системы налогообложения. При этом иные документы, подтверждающие применение Заявителем упрощенной системы налогообложения, в составе заявки не представлены. Указанные действия свидетельствуют о предоставлении недостоверной информации Заявителем, что и послужило основанием для отклонения заявки в соответствии с требованиями Конкурсной документации.

Таким образом, у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя от участия в Конкурсе.

Исходя их вышеизложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного отклонения заявки Заявителя на основании несоответствия требованиям подпункта «к» пункта 3.3.1 Конкурсной документации, в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя от участия в Конкурсе.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны