Решение б/н ООО «БЕСТ ПРОДАКШЕН» (далее — Заявитель) на действия заказчи... от 23 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «БЕСТ ПРОДАКШЕН»

115093, Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 31, коп. 2, кв. 29

 

  1. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

109240, Москва, Верхний Таганский тупик, д. 4

 

  1. ОАО «ЕЭТП»

117312, Москва, пр-т. 60-я Октября, д. 9

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1628/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

13 октября 2014 года                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «БЕСТ ПРОДАКШЕН» (далее — Заявитель) на действия заказчика - Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке макетов и печати полиграфической продукции Агентства на 2015 год (реестровый             № 31401509456) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерной оценке заявок участников Закупки.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил письменные возражения на жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее — Положение о закупке), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 13.12.2013.

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 12.09.2014. Дата окончания подачи заявок – 22.09.2014. Дата подведения итогов – 29.09.2014.

Согласно доводам Заявителя, закупочная комиссия Заказчика провела оценку поданных заявок участников, исходя из своих субъективных оценок. В протоколе не указаны результаты присвоения баллов по каждому члену комиссии, имеющему право голоса.

В соответствии с пунктом 14 Закупочной документации, в рамках оценки и сопоставления предложений участников закупки Комиссия оценивает и сопоставляет содержащиеся в заявках предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Агентства в соответствии, в том числе со следующими критериями и по следующей методике:

Наименование критерия

Вес критерия

(в %)

1

Качественные характеристики работ (привлекательность эскизов)

50

2

Общая стоимость работ, в т.ч. НДС

35

3

Опыт участника в выполнении работ, являющихся предметом Запроса предложений

15

Предложения участников закупки оцениваются каждым членом Комиссии самостоятельно (индивидуальная оценка) по балльной шкале. Индивидуальная оценка состоит в изучении каждым членом Комиссии представленных участниками закупки сведений, характеризующих соответствие участников установленным критериям.

Результаты индивидуальной оценки каждый член Комиссии отражает в индивидуальной оценочной таблице, которую он подписывает с указанием даты проведения оценки.

Согласно пункту 64 Положения, по итогам рассмотрения заявок комиссия оформляет протокол, который должен содержать сведения об объеме закупаемой продукции, сроках исполнения договора, о порядковых номерах заявок на участие в аукционе, о дате и времени поступления данных заявок, наименовании (фамилии, имени, отчестве) участников закупки, подавших заявку на участие в аукционе, решении о допуске участников закупки к участию в аукционе или об отказе в таком допуске с обоснованием принятого решения, сведения о членах Комиссии, принявших решение.

Следовательно, довод Заявителя относительно отсутствия в итоговом протоколе результатов присвоения баллов по каждому члену комиссии, имеющему право голоса, не является состоятельным, ввиду того, что Положением, а также действующим законодательством не установлено подобных требований к содержанию протокола.

Между тем, Заказчик представил оценочный лист предложений, составленный в соответствии с пунктом 14 Закупочной документации, в котором присутствуют результаты оценки заявок каждого члена комиссии. При изучении представленного документа, Комиссия установила, что оценки по критериям каждый член комиссии Заказчика присваивал по-разному. Так, одним из критериев оценки является «Общая стоимость работ». При проведении должной оценки по данному критерию математически невозможно присвоить разное количество баллов, так как данный критерий является исчисляемым. Однако, члены комиссии Заказчика оценили заявки по этому критерию по-разному и присвоили несходные баллы, что в свою очередь подтверждает субъективность оценки членов комиссии Заказчика и отсутствие строгого, прозрачного и единообразного порядка оценки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

В этой связи в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договоров по результатам проведенной закупки.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.

Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ № 3323/13 от 18.02.2014, отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на его субъективном усмотрении. Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов. Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из п. 2 ст. 448 ГК РФ с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам, так и из недопустимости ограничения конкуренции (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации выработан правовой подход к разрешению споров, связанных с определением порядка оценки и сопоставления заявок.

Следовательно, Заказчик, не разместив в составе Закупочной документации методику оценки заявок, нарушил законные права и интересы Заявителя.

Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчик представил договор, заключенный по итогам Закупки от 06.10.2014 № 2014-0635/13.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Обязательно для исполнение предписание не выдавать, так как Заказчиком заключен договор по итогам Закупки от 06.10.2014 № 2014-0635/13.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны