Решение б/н Решение и предписание по жалобе ЗАО «И.И.С.» на действия зак... от 16 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ЗАО «И.И.С.»

194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 12, лит. А

 

  1. ФГУП «Росморпорт»

127055, Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7

 

  1. АО «ЕЭТП»

115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1638/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

12.09.2016 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ЗАО «И.И.С.» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Росморпорт» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение изыскательских и проектных работ по строительству объекта «Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Петропавловск-Камчатский (укрепление сейсмоустойчивости), Камчатский край». Комплекс причалов на м. Сигнальный в морском порту Петропавловск-Камчатскийна выполнение изыскательских и проектных работ по строительству объекта «Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Петропавловск-Камчатский (укрепление сейсмоустойчивости), Камчатский край». Комплекс причалов на м. Сигнальный в морском порту Петропавловск-Камчатский (реестровый
31603944599) (далее - Закупки),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в установлении неправомерного требования, повлекшего за собой необоснованное отклонение заявки Заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Росморпорт» (далее - Положение о закупках).

29.07.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки от 29.07.2016 дата окончания подачи заявок - 09.08.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 08.09.2016, дата подведения итогов Закупки - 08.09.2016.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Закупке от 25.08.2016 № ЦА61-16/2 следует, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации в силу того, что участником не подтверждено наличие опыта по выполнению изыскательских и проектных работ по перегрузочным комплексам, оградительным, причальным и берегоукрепительным сооружениям морских портов. Представлено только одно положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». При этом, участником представлен договор, к которому прилагается положительное заключение ГАУ «Центр проектных экспертиз» Калининградской области, не являющегося филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1.2 Закупочной документации, на основании пункта 5.3.2.1 Положения о закупках, установлено, что при проведении Закупки устанавливается следующее обязательное требование к квалификации участников: наличие у участника опыта выполнения не менее двух аналогичных работ общей стоимостью не менее пятидесяти процентов от начальной (максимальной) цены договора, установленной Закупочной документацией с 01.01.2011 до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке.

Аналогичными работами считаются - работы по выполнению инженерно-изыскательских работ и разработке проектной документации по перегрузочным комплексам, оградительным, причальным и берегоукрепительным сооружениям морских портов.

Участник должен подтвердить свое соответствие путем предоставления копий договоров, подтвержденных копиями актов сдачи-приемки выполненных аналогичных работ, при этом учитываются договоры с приложением копий титульных листов положительных заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Требования к работам, являющимся предметом Закупки, содержатся в Техническом задании Закупочной документации. Требования к описанию участниками работ, являющихся предметом Закупки, установлены в Коммерческом предложении (Форма 2.3 Закупочной документации).

Согласно пункту 5.6.3 Положения о закупках участнику закупки должно быть отказано в допуске к участию в закупке, в том числе в случае несоответствия участника закупки установленным в документации о закупке в соответствии с пунктом 5.3 Положения о закупках требованиям.

В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что Заявителем, в качестве подтверждения соответствия обязательным квалификационным требованиям Закупочной документации, было представлено два договора, аналогичных предмету Закупки. Кроме того, к вышеуказанным договорам Заявителем были представлены две копии положительных заключений:

    1. положительное заключение № 731-14/СПЭ-3110/02 по объекту «Создание искусственного земельного участка в районе территории Крестовского острова г. Санкт-Петербург, акватория Финского залива западнее Крестовского острова», выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России»;

    2. положительное заключение № 39-1-1-3-0052-16 по объекту «Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде, Солнечный бульвар». Строительство берегоукрепительных сооружений о. Октябрьский в г. Калининграде, от моста Высокий до границ земельного участка стадиона.». Выданное Государственным автономным учреждением «Центр проектных экспертиз» Калининградской области.

В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что первое положительное заключение, представленное Заявителем в составе заявки на участие в Закупке удовлетворяет требованиям пункта 1.2 Закупочной документации, однако, второе положительное заключение было выдано организацией, не являющейся филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России», что не соответствует требованиям пункта 1.2 Закупочной документации.

Вместе с тем, согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупах в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупках, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

При этом, Комиссия отмечает, что пунктом 5.3.2.1 Положения о закупках предусмотрена возможность Заказчика установить требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих опыт выполнения работ, аналогичных предмету закупки за последние два года с подтверждением в виде договоров и актов сдачи-приемки.

Кроме того, вышеуказанным пунктом регламентировано, что данное требование может быть изменено в сторону смягчения данных квалификационных требований.

Однако, Заказчиком в Закупочной документации установлено, что кроме договоров и актов сдачи-приемки участники закупки должны представить в составе заявки на участие в закупке также положительные заключения конкретной организации - ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, Заказчик в ходе заседания Комиссии не представил доводы, обосновывающие необходимость установления требования о предоставлении участниками Закупки в составе заявки положительного заключения исключительно от ФАУ «Главгосэкспертиза России».

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлено требование, не позволяющее участникам Закупки, имеющим положительные заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственных указанным органам государственных (бюджетным или автономным) учреждений, подтвердить соответствие квалификационному требованию о наличии опыта выполнения аналогичных работ. Отклонение заявки Заявителя от участия в Закупке по вышеуказанному основанию неправомерно.

Кроме того, Комиссия также отмечает следующее.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно подпункту 2 пункта 13 Закупочной документации одним из показателей оценки по критерию «Квалификация участника открытого запроса предложений» является «Размер опыта выполнения работ, аналогичных предмету открытого запроса предложений, с 01.01.2011 до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе».

В рамках показателя «Размер опыта выполнения работ, аналогичных предмету открытого запроса предложений, с 01.01.2011 до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе» оценивается наличие у участника закупки не менее двух договоров на выполнение аналогичных работ в период с 01.01.2011 года до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке, общей стоимостью не менее пятидесяти процентов от начальной (максимальной) цены договора, установленной в Закупочной документации и пункте 4 извещения о проведении Закупки.

Предоставленные в заявке на участие в Закупке копии договоров подтверждаются копиями актов сдачи-приемки выполненных работ, при этом учитываются договоры с приложением копий титульных листов положительных заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Участнику Закупки, представившему подтверждения наибольшей стоимость по выполненным аналогичным работам, присваивается максимальное количество баллов по показателю. Баллы остальным участникам Закупки присваиваются расчетно, пропорционально, относительно лучшего значения показателя.

Аналогичными работами считаются - работы по выполнению инженерно-изыскательских работ и разработке проектной документации по перегрузочным комплексам, оградительным, причальным и берегоукрепительным сооружениям морских портов.

Вместе с тем, согласно извещению о проведении Закупки предметом договора является «выполнение изыскательских и проектных работ по строительству объекта «Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Петропавловск-Камчатский (укрепление сейсмоустойчивости), Камчатский край». Комплекс причалов на м. Сигнальный в морском порту Петропавловск-Камчатский».

В соответствии с пунктом 8 Технического задания Закупочной документации объектами федеральной собственности, в отношении которых буду выполняться работы, являются:

    1. причалы;

    2. объекты частной собственности ООО «Морской транспортный терминал - Камчатка»;

    3. внутриплощадочные сети инженерно-технического обеспечения;

    4. открытые складские площадки.

Согласно пункту 14 Технического задания Закупочной документации в состав объектов проектирования входят:

    1. грузовые причалы;

    2. операционная акватория причалов и необходимые средства навигационного оборудования;

    3. подходный канал;

    4. тыловые складские площадки;

    5. внутриплощадочные сети инженерно-технического обеспечения.

При этом, как было указано ранее, Заказчиком установлено, что в рамках показателя «Размер опыта выполнения работ, аналогичных предмету открытого запроса предложений, с 01.01.2011 до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе» оцениваются аналогичные работы, а именно: работы по выполнению инженерно-изыскательских работ и разработке проектной документации по перегрузочным комплексам, оградительным, причальным и берегоукрепительным сооружениям морских портов.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что параметры определения аналогичности выполненных работ, позволяющие установить соответствие предоставляемых участником Закупки в составе заявки на участие в Закупке договоров и актов потребностям Заказчика, в составе Закупочной документации установлены не в соответствии с предметом Закупки и Техническим заданием Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, закрепление в Закупочной документации возможности предоставления участником Закупки в составе заявки на участие в Закупке договоров и актов выполненных работ, которые являются аналогичными предмету Закупки, с целью быть допущенные к участию, а также повышения вероятности быть признанным победителем по итогам Закупки в силу того, что данная возможность является квалификационным требованием, а также критерием оценки заявок участников Закупки, накладывает на Заказчика дополнительные обязанности по раскрытию информации о значении параметра «аналогичность», которая должна соответствовать предмету Закупки, а также целям Технического задания Закупочной документации.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчиком была допущена техническая ошибка при формировании протокола заседания комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Закупке от 25.08.2016 № ЦА61-16/2, выразившаяся в неверном указании организационно-правовой формы организации Заявителя в пунктах 2.3, 3.2 указанного протокола.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов, 5.3.2.1, 5.6.3 Положения о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  1. ЗАО «И.И.С.»

194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 12, лит. А

 

  1. ФГУП «Росморпорт»

127055, Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7

 

  1. АО «ЕЭТП»

115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1638/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

12.09.2016 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 12.09.2016 по делу № 1-00-1638/77-16,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУП «Росморпорт» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение изыскательских и проектных работ по строительству объекта «Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Петропавловск-Камчатский (укрепление сейсмоустойчивости), Камчатский край». Комплекс причалов на м. Сигнальный в морском порту Петропавловск-Камчатскийна выполнение изыскательских и проектных работ по строительству объекта «Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Петропавловск-Камчатский (укрепление сейсмоустойчивости), Камчатский край». Комплекс причалов на м. Сигнальный в морском порту Петропавловск-Камчатский (реестровый
31603944599) (далее - Закупки), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

    3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 12.09.2016 по делу № 1-00-1638/77-16.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупки таким образом, чтобы он составлял не менее трех рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 12.09.2016 по делу № 1-00-1638/77-16.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 14.10.2016.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.10.2016 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны