Решение б/н Решение по жалобе ООО «Комплектсталь» на действия ФГУП УС ЦФ... от 25 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1644/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.10.2018 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

при участии:

от ФГУП УС ЦФО ФСИН России — <...> (по доверенности от 28.06.2018 № 31),

в отсутствие представителей ООО «Комплектсталь» (уведомлено надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 17.09.2018 № ИГ/44664/18, от 02.10.2018 № ИГ/47190/18, от 05.10.2018 № ИГ/47897/18, от 11.10.2018 № ИГ/48893/18),

рассмотрев жалобу ООО «Комплектсталь» (далее также - Заявитель) на действия ФГУП УС ЦФО ФСИН России (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку арматуры для нужд ФГУП УС ЦФО ФСИН России (реестровый № 31806725639) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки.

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной Закупке, письменные возражения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что жалоба обоснована по следующим основаниям.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках в редакции, действовавшей на дату опубликования извещения, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017
№ 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 04.05.2018 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.

В соответствии с пунктами 7.3., 7.4. раздела 1, пунктом 12 раздела 2, пунктом 2 Приложения 1 к разделу 2 Документации к участникам Закупки установлено дополнительное квалификационное требование о наличии опыта осуществления поставок (выполнения работ, оказания услуг). Документами, подтверждающими данное квалификационное требование (наличие опыта) являются копии заключённых в 2016-2018 годах договоров, идентичных предмету конкурса с приложением копий документов о приёме-передачи товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 14.08.2018 № 31806725639 02 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске на основании пунктов 3.7.3., 3.7.4. Положения по причине содержащихся в заявке недостоверных сведений (участник Закупки в подтверждение своей квалификации предоставил в составе заявки копию договора поставки № 35кс от 02.04.2016 (лист заявки 40). В пункте 7.1 данного договора указано: «Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31.12.2014». К договору приложена счёт-фактура № 32 от 25.01.2018 на втором листе в строчке для заполнения «Основание передачи (сдачи) / получения (приёмки) указано «Договор поставки №35кс от 02.04.2014»).

При этом Комиссия, ознакомившись с примененными пунктами Положения, установила, что ни Положение, ни Документация в данном случае не содержит конкретных оснований отклонения заявок.

Пунктом 3.7.3 установлено, что по результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке единая комиссия принимает решение о допуске участника закупки к участию в Закупке или об отказе в допуске. Рассмотрение заявок на участие в Закупке не может длиться более двух дней со дня начала рассмотрения заявок.

Согласно пункту 3.7.4 Положения единая комиссия обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и Документации отказать в допуске участнику в случаях, установленных настоящим Положением. При этом эти перечень этих случаев ни Положение, ни Документация не содержит.

Как следует из положений пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчику в закупочной документации необходимо указывать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Вне зависимости от того, на сколько этапов будет разбита закупочная процедура и какие наименования данным этапам будут присвоены Заказчиком, Закон о закупках предполагает, что стадия оценки и сопоставления заявок включает в себя стадию допуска претендентов на участие в Закупке.

Таким образом, в силу пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках Документация должна содержать основания отказа в допуске, которыми будут руководствоваться члены закупочной комиссии Заказчика при принятии соответствующего решения. Кроме того, необходимо учитывать, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в Закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

При этом Комиссией установлено, что в Положении и Документации отсутствуют обязательные для закупочной документации положения, касающиеся порядка оценки и сопоставления заявок.

Согласно пункту 5 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 информационное обеспечение закупки предусматривает необходимость предоставления доступа к документации о закупке, содержащей с достаточной степенью детализации порядок и критерии оценки, сопоставления заявок.

Устанавливая такие требования и критерии, Заказчик должен обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки.

Изложение порядка оценки и сопоставления заявок только во внутренней методике Заказчика или отсутствие такого порядка, как в данном случае, привело к существенному нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц (участников Закупки), поскольку они лишены возможности проверить, на каком основании и в какой части заявка не соответствует Документации.

Как отмечает Комиссия, между отказом в допуске и оценкой сведений в заявке должно быть установлено их взаимное соотношение: участники Закупки должны понимать, почему их заявка может быть отклонена. К такому порядку недостаточно только установление факта недостоверности.

В данном случае договоры являются дополнительными квалификационными критериями оценки, а Заказчик не оспаривает тот факт, что 2 из 3 представленных Заявителем договоров представлены в надлежащем виде. В этой связи они должны быть оценены, а заявка не подлежала безусловному отклонению.

Кроме того, порядок и критерии оценки, сопоставления заявок должны быть детализированы, понятны и доступны любому участнику.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку отсутствие в Документации сведений относительно оснований допуска, объективно влечет за собой несоблюдение упомянутых принципов, поскольку лишает участников части существенной информации о порядке ее проведения, препятствует названным участникам в подготовке своих предложений в указанной части и оставляет допуск заявок к участию в Закупке исключительно на субъективное усмотрение Заказчика. Между тем, указанные действия влекут за собой не только нарушение .принципов равноправия и справедливости (часть 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения часть 4 статьи 1 ГК РФ и злоупотребления правом часть 1 статьи 10 ГК РФ.

Учитывая изложенное, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «Комплектсталь» (ИНН:4826059735, ОГРН:1074823020535) на действия ФГУП УС ЦФО ФСИН России (ИНН:7721629180 , ОГРН:1087746946286) при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание по устранению выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1644/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.10.2018 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 15.10.2018 по делу № 1-00-1644/77-18,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУП УС ЦФО ФСИН России (ИНН:7721629180, ОГРН:1087746946286) (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку арматуры для нужд ФГУП УС ЦФО ФСИН России (реестровый № 31806725639) (далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Закупке с указанием о возможности повторной подачи заявки.

    3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учётом решения Комиссии от 15.10.2018 по делу № 1-00-1644/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Документацию и Положение до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕИС.

    6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в вышеуказанной части в срок до 26.11.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 30.11.2018 с приложением подтверждающих документов.

    9. Заказчику привести Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика от 04.05.2018 в соответствие с требованиями действующего законодательства с учетом решения Комиссии от 15.10.2018 по делу № 1-00-1644/77-18 в срок до 26.01.2018.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны