Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Русбелгорпроект» на дей... от 23 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Русбелгорпроект»
119019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, ком. 2344
-
ГУП «Московский метрополитен»
129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41,
стр. 2
-
АО «Центр развития экономики»
107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская,
д. 18, стр. 22
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1657/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.09.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «Русбелгорпроект» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП «Московский метрополитен» (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции здания по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 4, стр. 1 для размещения Службы профориентации, обучения и развития персонала (этап: разработка проектной и рабочей документации) (реестровый № 31603850166) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в уклонении Заказчика от заключения договора с Заявителем по итогам Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения инации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Московский метрополитен» (далее - Положение о закупках).
04.07.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 04.07.2016 дата окончания подачи заявок - 25.07.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 02.08.2016, дата проведения Аукциона - 04.08.2016.
Из протокола об определении победителя от 04.08.2016 № 4096971 следует, что ООО «Русбелгорпроект» признано победителем по итогам Аукциона с предложением цены договора в размере 23 863 419,47 рублей.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.14.2 Аукционной документации Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передает победителю аукциона проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем аукциона в проект договора, прилагаемый к аукционной документации. Заказчик при отсутствии в заявке победителя соответствующей информации вправе не заполнять приложение к договору, раскрывающее ценовое предложение участника (калькуляцию, расчет цены, спецификацию), такое приложение должно быть заполнено победителем аукциона (в процессе подписания договора с его стороны).
В ходе заседания Комиссия установила, что протокол об определении победителя от 04.08.2016 № 4096971 размещен в ЕИС 05.08.2016.
Из пункта 3.14.4 Аукционной документации следует, что победитель закупки в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения проекта договора направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Победителя, а также подписанный электронной подписью указанного лица документ, подтверждающий обладание им права на заключение договора от имени Победителя закупки. Одновременно с проектом договора предоставляется документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора (банковская гарантия, платежное поручение). Либо в случае наличия замечаний, Победитель закупки в течение 2 (двух) рабочих дней формируют Протокол разногласий к проекту договора.
Победитель закупки, в случае наличия разногласий к проекту договора, направленному в соответствии с положениями настоящего раздела, направляет Протокол разногласий к проекту договора, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Победителя закупки, оператору электронной площадки. При этом Победитель закупки указывает в Протоколе разногласий положения проекта договора, не соответствующие извещению о проведении закупки, документации и заявке на участие, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения разногласий оператор электронной площадки направляет Протокол разногласий Организатору закупок.
В случае выявления в Протоколе разногласий требований об изменении условий договора, установленных в документации о закупке и непредусмотренных заявкой Победителя закупки, Победитель закупки может быть признан уклоняющимся от заключения договора.
Организатор закупок в течение двух рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки Протокола разногласий к проекту договора, рассматривает данные разногласия и без подписи заказчика либо направляет доработанный проект договора оператору электронной площадки, либо повторно направляет оператору электронной площадки проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа полностью или частично учесть разногласия Победителя закупки.
В течение одного часа с момента получения оператор ЭТП направляет документы без электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Победителю закупки.
В ходе заседания Комиссия, исходя из пояснений Заявителя, а также письменных возражений Заказчика, установила, что 10.08.2016 Заказчик направил в адрес Заявителя проект договора для подписания.
12.08.2016 Заявителем в адрес Заказчика был направлен подписанный проект договора, а также протокол разногласий и банковская гарантия.
При этом, в связи с поступлением в Московское УФАС России жалобы ООО «РСП» на действия Заказчика при проведении Аукциона (вх. от 11.08.2016 № 33192), заключение договора по итогам Аукциона было приостановлено на основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
22.08.2016 состоялось рассмотрение жалобы ООО «РСП», по итогам которого комиссия Московского УФАС России приняло решение признать жалобу необоснованной.
Комиссия также установила, что Заказчик 24.08.2016 направил в адрес Заявителя ответ на протокол разногласий, а также проект договора без изменений.
Согласно представленному Заявителем протоколу разногласий Заявитель просит Заказчика указать в проекте договора, в соответствии с приложенной в составе заявки на участие в Аукционе формой «Сведения для формирования проекта договора», поля для подписей сторон.
Вместе с тем, Заказчиком был дан ответ на вышеуказанный протокол разногласий, согласно которому изменения в типовую форму договора, размещенную в составе Аукционной документации согласно разделу 3.14 Аукционной документации не допустимо.
Однако, Комиссия отмечает, что документ «Сведения для формирования проекта договора» с указанием на изменение статьи 15 Проекта договора Аукционной документации в части добавления реквизитов сторон (строки для подписи) был представлен Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, заявка Заявителя была допущена, а следовательно Заказчика удовлетворили условия, указанные в ней.
25.08.2016 Заявителем был повторно направлен подписанный проект договора, а также, в качестве обеспечения исполнения договора, представлен скан банковской гарантии от 25.08.2016 № 0053438/1.
В соответствии с пунктом 3.15.4 Аукционной документации банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным статьями 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иным требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации. Банковская гарантия должна быть представлена по форме и в соответствии с разделом 3 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки» настоящей документации - Типовая форма банковской гарантии. В банковской гарантии не должно быть условий или требований, противоречащих условиям документации о закупке (в том числе типовой форме банковской гарантии), или делающих их неисполнимыми.
Из письменных возражений Заказчика следует, что представленная Заявителем банковская гарантия не соответствует требованиям Аукционной документации в части противоречия типовой форме банковской гарантии (пункт 5 Банковской гарантии («Никакие изменения и дополнения, вносимые в договор, не освобождают гаранта от обязательств по выданной безотзывной банковской гарантии» изложен Заявителем в следующей редакции - «...Бенефициар уведомляет гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых в договор, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления в силу изменений и дополнений в договор.»).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что представленная Заявителем банковская гарантия от 25.08.2016 № 0053438/1 не противоречит типовой форме банковской гарантии Аукционной документации, так как не ограничивает права Заказчика и не освобождают гаранта от обязательств по выданной безотзывной банковской гарантии. Установленное условие не обременяет Заказчика, а лишь указывает на необходимость уведомления банка (гаранта) о вносимых в договор изменениях.
Кроме того, в Аукционной документации отсутствует условие о признании победителя или иного участника Аукциона, с которым заключается договор по итогам закупки, уклонившимся от заключения договора в случае предоставления банковской гарантии не в соответствии с формой, установленной в Аукционной документацией. Уклонившимся признается участник, не представивший требуемые документы (в том числе подписанный проект договора, а также обеспечение исполнения договора) в сроки, установленные Аукционной документацией.
При этом, Заявителем были соблюдены все сроки направления проекта договора, а также банковской гарантии в адрес Заказчика.
В соответствии с пунктом 28 Информационной карты Аукционной документации договор заключается не ранее десяти дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона и не позднее двадцати дней со дня подписания указанного протокола.
Протокол подведения итогов Аукциона размещен в ЕИС 05.08.2016.
Также, Комиссия отмечает, что Заказчик, после направления Заявителем подписанного проекта договора, а также банковской гарантии от 25.08.2016
№ 0053438/1, в адрес Заявителя никакие документы не направлял.
При этом, из пункта 3.14.5 Аукционной документации следует, что организатор закупок после получения подписанного победителем закупки проекта договора, в соответствии со сроками, указанными в пункте 28 раздела 2 «Информационная карта аукциона» настоящей документации о закупке, осуществляет подписание договора со стороны Заказчика электронной подписью лица, имеющего право заключать договор от имени Заказчика, и направляет его оператору ЭТП.
Учитывая изложенное, Заказчиком пропущены сроки на заключение договора по итогам Аукциона
Заказчик на итоговое заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3.14.5 Аукционной документации.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.