Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Наумен консалтинг» на д... от 11 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Наумен консалтинг»

115230, Москва, ш. Варшавское, д. 47, корп. 4, эт. 5, блок А

 

  1. ГУП «Московский метрополитен»
    129110, Москва, Проспект Мира, д.41, стр. 2
     

  2. АО «ОТС»
    119049, Москва, пер. 4-ый Добрынинский, д. 8

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1670/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.07.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО «Наумен консалтинг»

ЗАО «Аналитические решения»

ГУП «Московский метрополитен»

в отсутствие АО «ОТС» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 12.07.2017 № ИШ/34703/17),

рассмотрев жалобу ООО «Наумен консалтинг» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ГУП «Московский метрополитен» (далее — Заказчик, Предприятие) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию автоматизированной системы управления инвестиционными программами Московского метрополитена (реестровый № 31604588767) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в отклонении заявки Общества от участия в Конкурсе, в неправомерном допуске к участию в процедуре ЗАО «Аналитические решения», а также в установлении требования в Конкурсной документации, не предусмотренного Положением о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 27.12.2017. Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания приема заявок — 26.06.2017, дата подведения итогов — 06.07.2017.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 04.07.2017 № 4156941, 31604588767/2 Общество отстранено от участия в процедуре ввиду несоответствия его требованиям, установленным в разделе 1 пункте 5.1.7 Конкурсной документации, в связи с отсутствием решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Комиссией по закупкам принято решение о заключении договора с единственным участником, допущенным к участию в конкурсе ЗАО «Аналитические решения» в соответствии с пунктом 23.9 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Московский метрополитен».

В соответствии с доводом Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Общества от участия в Конкурсе.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 5.1.7 Конкурсной документации, участник закупки должен подать заявку на участие в конкурсе, включающую, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица, и если для Участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. Решение об одобрении крупной сделки должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.

В случае, если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки в заявке указывает о том, что данная сделка не является для него крупной.

В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие для участника процедуры закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, участник процедуры закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем процедуры закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.

Если требование о необходимости решения для совершения крупной сделки не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица, участник процедуры закупки в заявке должен представить декларацию о том, что данная сделка не является для него крупной или решение об одобрении или о совершении крупной сделки не требуется.

Таким образом, участнику Конкурса необходимо представить в составе заявки либо решение об одобрении или совершении крупной сделки или копию такого решения либо декларацию о том, что данная сделка не является для него крупной или решение об одобрении или о совершении крупной сделки не требуется.

На заседании Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя отсутствует требуемый Заказчиком документ. Данный факт Заявителем на заседании Комиссии не оспаривается.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

В решении о согласии на совершение крупной сделки могут не указываться сторона сделки и выгодоприобретатель, если сделка заключается на торгах, а также в иных случаях, если сторона сделки и выгодоприобретатель не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение такой сделки.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 46 Закона № 14-ФЗ требование об одобрении крупных сделок не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что для учредителя общества с ограниченной ответственностью, который является единственным участником такого общества, в принципе не существует понятие «крупная сделка», так как решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества, а в случае, если учредителем общества выступает единственный участник, то такому участнику не требуется получение собственного одобрения, так как он самостоятельно распоряжается собственными ресурсами.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, содержащихся на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу https://egrul.nalog.ru, учредителем Общества является юридическое лицо, владеющее 100% уставного капитала.

Таким образом, Комиссией установлено, что в соответствии с действующим законодательством у Общества отсутствует обязанность по предоставлению в составе заявок на участие в процедуре решения об одобрении крупной сделки.

В соответствии с доводами Заявителя, в составе заявки на участие в конкурентной процедуре Обществом представлен Устав Общества, в соответствии с которым для совершения последним крупных сделок решение общего собрания участников Общества не требуется.

Таким образом, как отмечает Заявитель, в заявке Общества содержалась информация об отсутствии необходимости предоставления решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Резюмируя изложенное, Комиссией установлено, что при отклонении заявки Общества Зказчик использовал формальное основание для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации.

В подтверждение данного обстоятельства свидетельствуют письменные пояснения Заказчика, исходя из которых очевидно, что Заказчик владел информацией о том, что для Общества решение об одобрении или о совершении крупной сделки не требуется.

Таким образом, действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя неправомерны, в связи с чем жалоба Общества в рассмотренной части признается обоснованной.

Ссылки Заказчика на решения Управления, принятые, по мнению Предприятия, в рамках дел с аналогичными обстоятельствами, отклоняется Комиссией, так как приводимые решения были приняты по иным основаниям, которые к настоящим правоотношениям неприменимы, в том числе, в связи со следующими обстоятельствами.

Из Извещения о проведении Конкурса следует, что участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 5.1.7 Конкурсной документации участник закупки должен подать заявку на участие в конкурсе, включающую, в частности сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащих информацию об участнике закупки, или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по форме согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, участнику Конкурса необходимо представить в составе заявки один из следующих документов в качестве подтверждения принадлежности к СМП: сведения из единого реестра СМП либо декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМП.

На заседании Комиссией установлено, что в составе заявки ЗАО «Аналитические решения» представлена декларация о соответствии критериям отнесения к СМП.

Между тем, как отмечает Заявитель, исходя из сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, содержащихся на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу https://egrul.nalog.ru указанное общество было создано 17.04.2014 .

Учитывая данное обстоятельство, ЗАО «Аналитические решения» не является вновь созданным юридическим лицом и обязано было представить в составе заявки выписку из единого реестра СМП.

В то же время, сведения об указанном обществе отсутствуют в едином реестре СМП.

Между тем, с 01.07.2017 вступили изменения в Закон 209-ФЗ, в части дополнения пункта 1.1 части 1 статьи 4 подпунктом «е», согласно которому к СМП отнесены, в том числе хозяйственные общества, в которых «акционеры - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества».

Таким образом, с 01.07.2017 акционерные общества, соответствующие вышеуказанному требованию, могут признаваться СМП.

Вместе с тем, в соответствии с протоколом вскрытия заявок от 26.06.2017 № 4156941, 31604588767/1 заявка ЗАО «Аналитические решения» подана 26.06.2017, то есть до вступления в силу изменений Закона 209-ФЗ.

Учитывая изложенное, Комиссией установлено, что на момент подачи заявки ЗАО «Аналитические решения» могло расцениваться как не являющееся субъектом СМП, и, формально, такая заявка подлежала отклонению от участия в Конкурсе.

Между тем, как было указано ранее, по итогам проведения процедуры заявка Акционерного общества была признана соответствующей требованиям Конкурсной документации, допущена до участия в Конкурсе и признана победителем закупочной процедуры, а заявка ООО «Наумен консалтинг» была отклонена от участия в данной Закупке по формальным основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Вместе с тем, в нарушение указанных положений Закона о закупках, в действиях Заказчика усматривается применение неравного подхода к оценке заявок участников конкурентной процедуры, что в первом случае привело к отклонению заявки Заявителя по исключительно формальным основаниям, во втором — к допуску, а впоследствии к признанию победителем Конкурса участника, в отношении заявки которого имелись столь же формальные основания для отклонения.

Данный правовой подход в наибольшей степени отвечает требованиям законодательства об осуществлении публичных закупок, поскольку учитывает реальное соответствие (несоответствие) участников торгово-закупочных процедур требованиям действующего законодательства и потребностям Заказчика, изложенным и сформулированным в документации о проведении торгов.

Кроме того, в настоящем случае Комиссия также учитывает правовую природу спорных требований и правовые последствия от тех или иных действий Заказчика.

Так, требование о наличии решения об одобрении крупной сделки фактически направлено на предотвращение в будущем негативных последствий по оспариванию договора, а требование о том, чтобы лицо подтвердило свое соответствие требованиям, предъявляемым к СМП, происходит из целей развития такого института и расширения круга участников Закупок.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что Заказчик, с одной стороны отказал в допуске лицу, с которым у него не может возникнуть конфликта по поводу заключенного договора (относительно того, является ли этот договор крупной сделкой), а с другой стороны фактически исполнил требования по расширению круга участников закупки, хотя формально мог этого не делать.

Вместе с тем, как было указано ранее, такой подход требованиям законодательства о закупках не соответствует.

Также, применение подобного неравного подхода фактически привело к отсутствию конкуренции на рассматриваемых торгах, поскольку допущенным к участию в них оказался только один участник Конкурса.

Таким образом, с учетом того, что одной из целей проведения публичных закупок в рамках регламентированных Законом о закупках процедур является развитие конкуренции и соперничества (равного) между участниками, то Заказчик, являющийся по своей сути, организатором таких торгов, обязан руководствоваться, в том числе и названными целями.

Резюмируя изложенное, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя относительно неправомерного допуска к участию в процедуре ЗАО «Аналитические решения» необоснованной.

Относительно довода Заявителя о наличии противоречия в части установления требования в Конкурсной документации о предоставлении декларации о том, что рассматриваемая сделка не является для участника Конкурса крупной, решения об одобрении или о совершении крупной сделки не требуется, требованиям Положения о закупках, Комиссия указывает на следующее.

В соответствии с подпунктом 15.1.9 пункта 15.1 Положения о закупках, заказчиком устанавливаются требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе решения об одобрении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица, и если для участника процедуры закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Решение об одобрении крупной сделки должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.

В случае если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки в заявке указывает о том, что данная сделка не является для него крупной.

В случае если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие для участника процедуры закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, участник процедуры закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем процедуры закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.

Согласно пункту 15.6 Положения о закупках, требовать от участника закупки иное, за исключением предусмотренных названным Положением не допускается.

Между тем, как было указано ранее, в соответствии с пунктом 5.1.7 Конкурсной документации установлено, что, если требование о необходимости решения для совершения крупной сделки не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица, участник процедуры закупки в заявке должен представить декларацию о том, что данная сделка не является для него крупной или решение об одобрении или о совершении крупной сделки не требуется.

В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, условие о предоставлении декларации не является дополнительным требованием к участникам процедуры, а раскрывает возможные способы представления документов в качестве подтверждения соответствия участников требованиям Конкурсной документации.

При этом, Заявителем не представлено доказательств обратного.

Таким образом, жалоба Заявителя в рассмотренной части признается Комиссией необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного отклонения заявки Общества от участия в процедуре, в остальной части — необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

1. ООО «Наумен консалтинг»

115230, Москва, ш. Варшавское, д. 47, корп. 4, эт. 5, блок А

 

2. ГУП «Московский метрополитен»
129110, Москва, Проспект Мира, д.41, стр.2
 

3. АО «ОТС»
119049, Москва, пер. 4-ый Добрынинский, д. 8

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1670/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.07.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 21.07.2017 по делу № 1-00-1670/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГУП «Московский метрополитен» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию автоматизированной системы управления инвестиционными программами Московского метрополитена (реестровый № 31604588767) (далее — Конкурс), а именно:

      1. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 04.07.2017 № 4156941, 31604588767/2, составленный в ходе проведения Конкурса.

      2. Заказчику назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, подведения итогов Конкурса, с учетом решения Комиссии от 11.07.2017 по делу № 1-00-1670/77-17.

      3. Заказчику повторно провести процедуру рассмотрения заявок с учетом решения Комиссии от 21.07.2017 по делу № 1-00-1670/77-17.

      4. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в официальных источниках, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

      5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 18.09.2017.

      6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.09.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны