Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «СКМ Групп» на действия ... от 9 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «СКМ Групп»
620100, обл. Свердловская,
г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 160а, пом. 17
-
ООО «Аудиторская компания «Ревизион»
620075, обл. Свердловская,
г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта,
д. 5, оф. 207
-
АО «Российская электроника»
127299, Москва, наб. Бережковская,
д. 38, стр. 1
-
ООО «ЭТП»
420097, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1675/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.07.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика - АО «Российская электроника»,
в отсутствие:
ООО «СКМ Групп» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.06.2017 № ИШ/29561/17),
рассмотрев жалобу ООО «СКМ Групп» (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО «Российская электроника» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО АО «Росэлектроника» за 2017 год (реестровый № 31705239489) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в следующем:
- в неправомерном проведении Конкурса в рамках Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках);
- в неправомерном установлении возможности Заказчика отказаться от проведения Конкурса до подведения итогов;
- в неуказании в Извещении о проведении Конкурса вида аттестата аудитора, который требуется для проведения аудита;
- в неправомерном установлении срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе и даты вскрытия конвертов;
- в неразмещении ответа на запрос о разъяснении Конкурсной документации.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.
Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.
Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа ни в зависимости от обязательности их проведения, ни по перечню оснований для обжалования, ни по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.
При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.
Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
20.06.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт; ЕИС) Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 11.07.2017, дата рассмотрения заявок - 12.07.2017, подведения итогов - 17.07.2017.
Согласно тексту жалобы, Заказчиком неправомерно проведен Конкурс в соответствии с Законом о закупках.
АО «Российская электроника» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, устанавливающим общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Вместе с тем, согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках им не регулируются отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности).
Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Как следует из представленных в материалах дела документов и сведений, АО «Российская электроника» является по своей сути государственной собственностью, что подтверждается сведениями, указанными в списке лиц, зарегистрированных в реестре владельцев ценных бумаг, в котором находится только одно лицо — Государственная корпорация «Ростех».
С учетом того, что ГК «Ростех» функционирует в организационно-правовой форме государственной корпорации, то есть юридического лица, деятельность которого напрямую урегулирована высшими органами государственной власти Российской Федерации, следует признать, что акционерное общество, в капитале которого участие такой корпорации составляет 100 %, фактически функционирует как общество с превалирующей долей государственного участия, то есть попадающее под действие положений части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.
Данный вывод подтверждается, кроме всего прочего тем, что, устанавливая подобный порядок отбора организации для проведения обязательного аудита у определенных юридических лиц, законодатель рассматривает такие лица как подконтрольные государству, выполняющие специально переданные им функции, или созданные для выполнения определенных задач.
Таким образом, настоящие правоотношения возникают из наличия либо отсутствия у юридического лица обязанности проводить такую закупку по правилам Закона о контрактной системе.
Как усматривается из материалов дела, АО «Российская электроника» полностью контролируется лицом с особой правосубъектностью, определенной специальными нормативными правовыми актами, но в любом случае входящим в систему принятия решений в отведенной ей сфере народного хозяйства для достижения определенных государством целей.
Таким образом, АО «Российская электроника» следует рассматривать как акционерное общество, в капитале которого содержится более 25 % государственной собственности, и, как следствие, договор на проведение обязательного аудита должен им заключаться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Относительно доводов Заявителя о том, что данная закупка в любом случае не регулируется требованиями части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, необходимо отметить следующее.
Так, названный закон не определяет, что какой-либо из видов аудита для организаций, перечисленных в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, является не обязательным. Вопрос о том, проводится ли аудит консолидированной финансовой отчетности или аудит иного рода, подлежит разрешению в рамках специального законодательства. В настоящем случае рассматривается вопрос о порядке заключения такого договора, то есть о способе отбора контрагента.
Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик должен руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного закона.
Кроме того, консолидированная отчетность не является деятельностью, регулируемой Законом об аудиторской деятельности, поскольку согласно пункту 1.1 приказа Минфина России от 09.03.2017 № 33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг» определены виды аудиторских услуг, в том числе, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.
Ввиду вышеизложенного, действия Заказчика, выразившиеся в проведении Конкурса на основании Закона о закупках, в случае, когда такая закупка должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, нарушают положения части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Иные доводы жалобы Заявителя не подлежат рассмотрению применительно к конкретным обстоятельствам дела – в связи с неправомерностью избрания Заказчиком самой процедуры закупки.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-1675/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.07.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 18.07.2017 по делу № 1-00-1675/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО «Российская электроника» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО АО «Росэлектроника» за 2017 год (реестровый № 31705239489) (далее - Конкурс), а именно:
-
-
Заказчику аннулировать Конкурс в соответствии с решением Комиссии по делу от 18.07.2017 по делу № 1-00-1675/77-17.
-
Заказчику разместить информацию об аннулировании Конкурса на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.08.2017.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 01.09.2017 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.