Решение б/н ООО «ДК Сервис» на действия заказчика - ОАО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКС» от 19 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «ДК Сервис»
142603, Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Дзержинского, д. 34

2. ОАО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКС»
109316, Москва, пр. Остаповский, д. 4, корп. 28

3. АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая,
д. 14, стр. 5

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1676/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

12.10.2015 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу  при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке офисного, производственных помещений и прилегающих территорий, ПС ОАО «Энергокомплекс» (реестровый № 31502747063), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «ДК Сервис» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКС» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке офисного, производственных помещений и прилегающих территорий, ПС ОАО «Энергокомплекс» (реестровый № 31502747063) (далее - Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. в неправомерном признании победителем Закупки ООО «Стройиндустрия»;

    2. в нарушении сроков опубликования протокола;

    3. в отсутствии в Закупочной документации порядка оценки заявок по неценовым критериям.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствие с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ «Жилищник Жулебино района Выхино-Жулебино» (далее — Положение о закупках).

10.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки от 10.09.2015 дата окончания подачи заявок - 17.09.2015, дата рассмотрения заявок - 23.09.2015, дата подведения итогов - 23.09.2015.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 23.09.2015 № 51/1 Закупочной комиссией принято решение о присвоении первого места и признании в качестве победителя Закупки ООО «Стройиндустрия» с итоговым баллом 10,2. Заявке Заявителя присвоено второе место с аналогичным количеством баллов.

    1. В соответствии с доводом Заявителя, Закупка проводилась среди субъектов малого и среднего предпринимательства, между тем, по мнению ООО «ДК Сервис» победителем закупочной процедуры было признано лицо, не являющееся таковым, ввиду того, что выручка ООО «Стройиндустрия» по мнению Заявителя за прошедший календарный год превышает 4 млн. рублей.

Заказчик доводу Заявителя возразил, сообщив, что ООО «Стройиндустрия» в составе заявки на участие Закупке представлена Декларация, согласно которой объем выручки за прошедший календарный год без учета налога на добавленную стоимость не превышает 2 млрд. рублей, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно извещению о Закупке, данная закупочная процедура осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (далее — Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Постановлением Правительства № 702 ), а именно:

- микропредприятия - 120 млн. рублей;

- малые предприятия - 800 млн. рублей;

- средние предприятия - 2 млрд. рублей.

В соответствии с пунктом 16 Информационной карты Закупочной документации в составе заявки, подготовленной по установленной форме (форма 1) должна входить декларация (информация об отнесении участника к субъектам малого и среднего предпринимательства) (по форме 14).

Изучив заявку ООО «Стройиндустрия», Комиссия установила, что участником в составе заявки представлена декларация об отнесении участника к субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно которой выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость составляет 2 млрд. руб.

На основании указанных в декларации ООО «Стройиндустрия» сведений представляется возможным сделать вывод об отнесении данной организации к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, довод Заявителя не соответствует действительности, в связи с чем Комиссия приняла решение о признании довода необоснованным.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушен срок публикации итогового протокола.

Согласно пункту 5.2.3 Закупочной документации протокол, оформляемый по итогам очных заседаний комиссий, подписываются всеми членами Комиссии, принявшими участие в заседании, не позднее 3 (трех) рабочих дней после дня заседания.

В соответствии с пунктом 5.2.4 Закупочной документации протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по запросу предложений размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания протокола.

Между тем Комиссией установлено, что протокол заседания закупочной комиссии от 23.09.2015 № 51/1 подписан всеми членами комиссии Заказчика 28.09.2015 и 01.10.2015 опубликован на Официальном сайте, что в свою очередь свидетельствует о соблюдении Заказчиком сроков публикации итогового протокола.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о необоснованности довода Заявителя.

3. Заявителем также оспаривается порядок оценки заявок участников по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «Квалификация участника закупки». По мнению Заявителя, присутствующий в документации о Закупке порядок оценки не позволяет установить каким образом производился расчет присуждаемых участникам баллов.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Закупочной документации комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, поданных участниками процедуры закупки, допущенными к участию в процедуре закупки. Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются Комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены документацией о закупке.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в процедуре закупки, Комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации о закупке.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

Согласно пункту 5.2.2 Закупочной документации Оценка заявок осуществляется с использованием рейтингового метода.

Присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений.

Первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее  худшему. Максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в процедуре закупки. В случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в процедуре закупки присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается.

Итоговое рейтинговое значение участника процедуры закупки рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле:

Q = A × B + C × D,

где:

C × D = C1 × D1 + C2 × D2 + ... + Cn × Dn,

при этом:

A + C1 + C2 + ... + Cn = 1,

где:

Q  итоговое рейтинговое значение участника процедуры закупки;

A  значимость ценового критерия;

B  рейтинговое место участника процедуры закупки по ценовому критерию;

C1, ... , Cn – значимость каждого неценового критерия, установленного документацией о закупке;

D1, ..., Dn  рейтинговое место участника процедуры закупки по неценовым критериям;

n  количество неценовых критериев.

На основании результатов оценки заявок на участие в процедуре закупки Комиссией каждой заявке относительно других по мере увеличения итогового рейтингового значения присваивается порядковый номер <...> Первый номер присваивается заявке, набравшей по результатам оценки минимальное итоговое рейтинговое значение. Такая заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора.

В случае если в нескольких заявках на участие в процедуре закупки содержатся одинаковые условия исполнения договора и такие заявки получили одинаковые итоговые рейтинговые значения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в процедуре закупки, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

Победителем запроса предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 18 Информационной карты Закупочной документации применяются следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:

1. Цена договора - 0,5

Содержание: определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников закупки о цене договора.

2.Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки –0,2

Содержание: определяется исходя из предложения участника закупки о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки (по Форме 5).

3. Квалификация участника закупки – 0,3

Содержание: определяется исходя из сравнения опыта работы, связанной с предметом договора, наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, обеспеченности трудовыми ресурсами.

На основании вышеизложенного, Комиссия установила, что по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «Квалификация участника закупки», утвержденным в Закупочной документации, отсутствует методика и порядок начисления конкретных баллов за предоставление тех или иных материалов, позволяющий установить какое количество баллов из максимально установленных в документации, будет присвоено участникам Закупки.

Ранее названные критерии оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения того или иного балла.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «Квалификация участника закупки», утвержденный в Закупочной документации, не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, тех или иных критериев, при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.

Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии представлен договор на оказание услуг от 05.10.2015 № ЭК/335-АХО-15, заключенный между Заказчиком и ООО «Стройиндустрия» по итогам Закупки.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода об отсутствии в Закупочной документации порядка оценки заявок по неценовым критериям, в остальной части необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Закупки.

    4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно статье 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны