Решение б/н Решение по жалобе ООО «АВИАЛ ДВ» на действия заказчика — ПАО... от 11 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «АВИАЛ ДВ»

680009, г. Хабаровск, а/я 581
 

  1. Публичное акционерное общество «Авиационная холдинговая компания «Сухой»(ПАО «Компания «Сухой»)

125284, Москва, ул. Поликарпова, д. 23Б, а/я 604
 

  1. АО «Центр развития экономики»
    107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1679/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.07.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО «АВИАЛ ДВ»

ПАО «Компания «Сухой»

в отсутствие:

АО «Центр развития экономики» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 17.07.2017 № НО/35461/17),

рассмотрев жалобу ООО «АВИАЛ ДВ» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ПАО «Компания «Сухой» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по чартерной авиа перевозке и обслуживанию грузов ПАО «Компания «Сухой» (реестровый № 31705277113) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении требования об использовании при оказании услуг воздушного судна АН-12, что, по мнению Общества, ограничивает конкуренцию среди участников процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 29.06.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок — 21.07.2017, дата подведения итогов — 28.07.2017.

Начальная (максимальная) цена договора — 200 000 000,00 руб.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик на основании собственных потребностей устанавливает требования к оборудованию, подлежащему использованию при оказании услуг, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 2.1 Закупочной документации участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в том числе иметь во владении, в том числе временном пользовании воздушное судно Ан-12 с действующими сертификатами летной годности.

Согласно Техническому заданию Закупочной документации установлен следующий объем и направление основных перевозок, в частности:

Отдельным бортом по маршрутам:

1. аэропорт ЦФО - г.Комсомольск-на-Амуре, ВС Ан-12 (загрузка до 10 тн.) – 50% от общей совокупности тарифов;

2. г.Комсомольск-на-Амуре - аэропорт ЦФО, ВС Ан-12 (загрузка до 10 тн.) – 5% от общей совокупности тарифов;

3. аэропорт ЦФО - г.Комсомольск-на-Амуре - аэропорт ЦФО, ВС Ан-12 (загрузка до 10 тн. ) – 3% от общей совокупности тарифов.

Пунктом 5 Технического задания установлено специальное требование к Исполнителю — наличие действующих документов о владении (свидетельств о собственности или т.п.) либо договоров фрахта ВС АН-12.

Таким образом, исходя из изложенного, исполнитель по договору должен иметь во владении, в том числе временном пользовании ВС АН-12.

При этом, в составе заявки необходимо представить копии действующих документов о владении, в том числе временном, пользовании (свидетельства о собственности, аренды, договора фрахта и т.п.) воздушных судов типа АН-12 с копиями действующих сертификатов летной годности.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что выбор конкретного типа самолета АН-12 для чартерных перевозок обусловлен размером, характером перевозимого груза и экономической целесообразностью, в частности для перевозки авиационных двигателей (размер 551х199х219 см, вес 4000 кг) и крыльевых панелей (624х294х125 см, вес 1046 кг). Для транспортировки необходим такой тип самолета, который бы вмещал два двигателя и имел соответствующие размеры грузового люка или рампы.

Кроме того, Заказчиком приведено сравнительное исследование различных типов самолетов, содержащее следующую инфомацию:

 

Тип ВС

Длина, м

Ширина м

Высота, м

Загрузка (max), кг

Соответствие

Комплект двигателей (2 шт.)

11,2

2

2,19

8 000

 

АН-12

13,5

3

2,4

18 000

соответствует

Boeing 737

21

3,1

2,14

16 000

не соответствует высота груза

АН-74

10

2,15

2,1

8 000

не соответствует по длине, высоте груза

АН-26

11,1

2,2

1,6

6 000

не соответствует по длине, высоте. загрузке

ИЛ-76

18,5

3,3

3,25

47 000

экономически нецелесообразно

АН-22

26,4

4,3

4,1

50 000

экономически нецелесообразно

 

Как отмечает Заказчик, из имеющейся на рынке авиационной техники для перевозки грузов указанного типоразмера и веса необходим и достаточен только самолет АН-12. Ближайшие конкуренты ИЛ-76 и АН-124 по возможности осуществления таких перевозок имеют в три раза большую грузоподъемность, и, как следствие, большую стоимость перевозки.

Таким образом, Заказчиком представлено обоснование установления требования в Закупочной документации об использовании при оказании услуг ВС АН-12.

Относительно довода Заявителя о наличии единственной организации, эксплуатирующей АН-12 и обладающей лицензией на осуществление перевозок груза Заказчик поясняет, что поверхностный анализ предложений грузоперевозок авиационным транспортом в сети Интернет свидетельствует о том, что существует достаточный уровень потенциальной конкуренции среди авиаперевозчиков, использующих АН-12, в частности: «Ютэйр Cargo», «ИридаCargo», «АТА».

Доказательств обратного Заявителем на заседании Комиссии не представлено.

Относительно довода Заявителя об отсутствии в Закупочной документации перечня документов, предоставляемых вместо лицензии на осуществление перевозок грузов Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 2.1 Закупочной документации, участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в том числе:

соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ), являющихся предметом закупки;

обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ), в случае если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора.

В соответствии с пунктом 2.2 Закупочной документации, для подтверждения соответствия требованиям, указанным в пункте 2.1 названной документации о закупке, участник процедуры закупки в составе заявки должен представить следующие скан-копии оригиналов или нотариально заверенных копий документов в электронном виде:

Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых услуг требованиям, установленным в закупочной документации (непредставление таких документов означает отклонение заявки Участника):

  • копии действующих документов о владении, в том числе временном, пользовании (свидетельства о собственности, аренды, договора фрахта и т.п.) воздушных судов типа АН-12 с копиями действующих сертификатов летной годности;

  • копия лицензии Росавиации либо другого разрешительного документа, выданного иным государственным органом владельцу воздушного судна или другой стороне по договору фрахта, на выполнение нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом, грузов не для собственных нужд. Разрешительный документ должен быть оформлен в соответствии с Воздушным кодексом РФ и исключать возможные срывы перевозок, связанные с приостановлением данного документа государственными надзорными и правоохранительными органами (Ространснадзор, транспортная прокуратура и т. п.).

На заседании Комиссией установлено, что потенциальным участником Закупки в адрес Заказчика направлен запрос о разъяснении положений Закупочной документации в части предоставления разрешительного документа, выданного иным государственным органом владельцу воздушного судна или другой стороне по договору фрахта, на выполнение нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом, грузов не для собственных нужд.

Заказчиком было дано разъяснение, что если документы разрешают выполнять коммерческие перевозки (напр. лицензия или разрешение Росавиации) и предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, то такие документы будут приняты.

Кроме того, в соответствии с письменными пояснениями Заказчика, для расширения круга участников конкурентной процедуры, помимо лицензий на коммерческие перевозки, принимаются к учету соответствующие разрешения федеральных органов исполнительной власти.

Резюмируя изложенное, документ, подтверждающий право на выполнение нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом грузов не для собственных нужд определяется участником Закупки самостоятельно.

Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств обратного.

Кроме того, Заявитель заявку на участие в закупочной процедуре не подавал, указанное требование не привело к отклонению заявки.

Относительно довода Заявителя о неправомерности установления порядка оценки по подкритерию «Опыта работы» критерия «Квалификация участника» в соответствии с которым оценивается наличие договоров с предприятиями авиационной промышленности на оказание услуг по перевозке грузов авиационным транспортом чартерными рейсами за 2015г. - 2016 г. Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, Заказчик исходя из собственных потребностей устанавливает требования к участникам Закупки, а также порядок их оценки в соответствии с требованиями названного закона.

Согласно пункту 2.2.3 Закупочной документации, документы, подлежащие критериальной оценке (не предоставление таких документов не может служить основанием для отклонения заявки Участника): информационное письмо по Форме № 6 с приложением копий (выписок) договоров с промышленными предприятиями на оказание услуг по перевозке грузов авиационным транспортом чартерными рейсами за 2015г. - 2016 г.

В соответствии с таблицей 1 раздела 8 Закупочной документации установлен следующий порядок оценки по подкритерию «Опыт работы» критерия «Квалификация»:

наличие договоров с промышленными предприятиями на оказание услуг по перевозке грузов авиационным транспортом чартерными рейсами за 2015г. - 2016 г. (максимально 20 баллов.) по 4 балла за 1 договор;

документальное подтверждение: информационное письмо по Форме №6 с приложением копий (выписок) соответствующих договоров;

значимость критерия 30%.

Как установлено из материалов дела, 13.07.2017 Заказчиком внесены изменения в Закупочную документацию в части исключения из порядка оценки названного подкритерия специализации субъектов, которым были оказаны услуги.

Комиссия указывает, что данное изменение способствует развитию конкуренции среди участников такого рынка, позволяя различным организациям, которые осуществляют грузовые авиационные перевозки, на равных участвовать в Закупке с организациями, занятыми исключительно в сфере ведущих перевозок для предприятий авиационной промышленности.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства, в частности недоказанность указанных в жалобе доводов, в том числе недоказанность факта ограничения количества участников и невозможость исполнения условий Закупочной документации, а также тот факт, что Заявитель не подавал заявку на участие в Закупке, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 17.07.2017 № НО/35461/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны