Решение б/н Решение по жалобе ООО «СКМ Групп» (далее - Заявитель) на де... от 27 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «СКМ Групп»

620100, обл. Свердловская,
г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 160а, пом. 17

 

  1. ООО «Аудиторская компания «Ревизион»

620075, обл. Свердловская,
г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта,
д. 5, оф. 207

 

  1. Акционерное общество «Объединенная энергетическая компания» (АО «ОЭК»)
    115035, Москва, наб. Раушская, д. 8

     


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1702/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

19.07.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

при участии представителей:

от заказчика - АО «ОЭК»,

ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит»,

в отсутствие:

ООО «СКМ Групп», ООО «Аудиторская компания «Ревизион» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 17.07.2017 № НО/35450/17),

рассмотрев жалобу ООО «АК «Ревизион» в лице ООО «СКМ Групп» (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО «ОЭК» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности 2017-2019 гг. (реестровый № 31705250645) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в следующем:

- в неуказании информации о проведении обязательного аудита;

- в неправомерном проведении Конкурса на осуществление аудита за три отчетных периода;

- в неуказании требуемого вида аттестата аудитора;

- в неправомерном установлении срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе и даты вскрытия конвертов;

- в размещении проекта договора без указания срока выполнения работ;

- в неразмещении ответа на запрос о разъяснении Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

22.06.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт; ЕИС) Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 13.07.2017, дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 19.07.2017.

1) По мнению Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса не указано понятие «обязательный аудит».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1.1.1 Конкурсной документации документация подготовлена, в том числе, в соответствии с положениями: Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом о контрактной системе, Законом об аудиторской деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация, в том числе: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Извещение о проведении Конкурса установлено, что предметом договора является оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности 2017-2019 гг.

Таким образом, предмет Конкурса, указанный в извещении позволяет установить предмет контракта и определить услуги, необходимые для оказания в рамках договора.

В соответствии с пунктом 7 Технического задания Конкурсной документации вид оказываемых услуг: услуги по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2017-2019 отчетные годы, подготовленной Заказчиком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Также, согласно пункту 1.6.1 Конкурсной документации лицо, подающее заявку на участие в настоящем открытом конкурсе, должно учитывать, что в силу части 3 статьи 5 Законом об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Таким образом, из положений Конкурсной документации следует, что Конкурс проводится на оказание обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств ограничения своих прав и законных интересов и создания препятствий потенциальным участникам для участия в Конкурсе, по причине неуказания непосредственно в извещении информации о проведении обязательного аудита.

Кроме того, в соответствии с протоколом открытия доступа к поданным заявкам на участие в Конкурсе от 14.07.2017 № 185/1 для участия в Конкурсе было подано шесть заявок. Заявитель заявку на участие в Конкурсе не подавал.

Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, Комиссия приняла решение о признании указанного довода необоснованным.

2) Согласно доводам Заявителя, Заказчик неправомерно провел Конкурс на осуществление аудита за три отчетных периода, а также неправомерно указал недостоверный объем выполняемых работ.

В соответствии с пунктом 8.2 Информационной карты Конкурсной документации предметом Конкурса является право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности 2017-2019 гг.

Согласно пункту 2 Технического задания Конкурсной документации объем оказываемых услуг - аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 3 отчетных года: 2017, 2018, 2019, на основании части 1 пункта 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, с выдачей аудиторского заключения по каждому отчетному году.

Пунктом 4.3 Технического задания Конкурсной документации установлены этапы оказания услуг.

Таким образом, Заказчиком установлен объем и этапы оказываемых услуг с указанием на необходимость выдачи аудиторского заключения по каждому отчетному году.

Вместе с тем, нормами действующего законодательства не установлено ограничение при установлении периода оказания аудиторских услуг.

При этом, из материалов дела не усматривается (доказательств иного не представлено), что подобные действия Заказчика привели к ограничению конкуренции или ограничению количества участников Конкурса.

Также Заявителем не даны пояснения относительно того, отсутствие каких именно сведений не позволило последнему принять участие в Конкурсе.

Согласно части 2 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит проводится ежегодно.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 5, части 2 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности акционерное общество вправе заключить один договор на осуществление обязательного аудита за период не более пяти лет включительно.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать указанный довод жалобы Заявителя необоснованным.

3) По мнению Заявителя, Заказчиком не указан требуемый вид аттестата аудитора в составе извещения о проведении Конкурса.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного закона.

При этом, в Извещении и проведении Конкурса отсутствует указание на требования, предъявляемые к участникам Конкурса.

Пунктом 1.6.3.1 Конкурсной документации установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе: соответствие участников процедур закупки требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедур закупки, в том числе соответствие аудиторской организации требованиям, установленным Законом об аудиторской деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными актами в сфере регулирования аудиторской деятельности.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8.13 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: участник должен являться членом саморегулируемой организации аудиторов.

Согласно подпункту 5 пункта 8.4 Информационной карты Конкурсной документации установлен перечень документов, обязательно входящих в состав заявки (в Форме 2) на участие в конкурсе, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки требованиям, указанным в документации о закупке в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 8.13 Информационной карты или копии таких документов в том числе, копия Свидетельства саморегулированной организации аудиторов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 1.2-1.8 пункта 8.13 Информационной карты.

Таким образом, Конкурсной документацией установлены требования к участникам Конкурса, в том числе, требование о том, что участник должен являться членом саморегулируемой организации аудиторов, в подтверждение чего представляется свидетельство саморегулированной организации аудиторов.

Из изложенного следует, что наличие аттестата, в том числе, определенного вида, не установлено Конкурсной документацией.

Одновременно, Заявителем не представлено объективное обоснование необходимости включения в состав документации спорного требования, а также не доказана невозможность оказания услуг по договору в отсутствие спорного документа.

В связи с чем, довод о необходимости предъявления к участникам Конкурса требования о наличии аттестата аудитора не имеет подтверждения.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать указанный довод жалобы Заявителя необоснованным.

4) Согласно доводам Заявителя, Заказчик неправомерно установил различную информацию относительно даты и времени вскрытия конвертов в Извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно части 10 статьи 51 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Согласно Извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 13.07.2017.

При этом, согласно пункту 8.15 Информационной карты вскрытие конвертов с заявками участников Конкурса должно состояться в 10:00 14.07.2017 года по адресу: 115035, г. Москва, Раушская наб., 8.

Следовательно, Заказчиком установлена дата вскрытия конвертов, отличная от даты окончания подачи заявок.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 10 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать указанный довод жалобы Заявителя обоснованным.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов в связи с установлением оспариваемых сроков вскрытия заявок и окончания приема заявок.

5) По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в размещении проекта договора без указания срока выполнения работ.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В разделе VI Конкурсной документации размещен Проект договора.

По мнению Заявителя, в проекте договора не определены существенные условия, в том числе: срок выполнения работы, дата представления отчетности, период проведения проверки.

При этом, в соответствии с пунктами 1.3.1, 1.3.2 Проекта договора, пунктами 4.1, 4.2 Технического задания (Приложение № 1 к договору) срок начала оказания услуг - с момента заключения настоящего Договора; срок окончания оказания услуг - 30 апреля 2020 года.

Пунктом 4.3 Технического задания (Приложение № 1 к договору) установлены этапы оказания услуг, а также периоды проведения аудита, срок предоставления отчета аудитора.

Доказательств обратного не представлено, а Комиссией не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

Таким образом, договор по результатам Конкурса будет заключен на условиях, установленных Конкурсной документацией и представленных в заявке, содержащих все существенные условия для заключения договора.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приняла решение признать указанный довод жалобы Заявителя необоснованным.

6) Как указывает Заявитель, им направлялся запрос о разъяснении положений Конкурсной документации, однако, ответ на данный запрос Заказчиком не представлен.

В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, Заявителем 05.07.2017 в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений Конкурсной документации. Заказчиком 10.07.2017 был направлен ответ на поступивший запрос, а также указанный ответ был размещен в ЕИС 10.07.2017.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком был предоставлен ответ на запрос Заявителя о разъяснении Конкурсной документации.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.

Таким образом, Комиссия приняла решение признать указанный довод Заявителя необоснованным.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части доводов о неправомерном установлении сроков окончания подачи заявок и вскрытия конвертов, о неразмещении требований к участникам в составе извещения, в остальной части - необоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 3 статьи 42, части 10 статьи 51 Закона о контрактной системе.

    3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Заказчику не выдавать в связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.

    4. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 17.07.2017 № НО/35450/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны