Решение б/н Решение по жалобе ООО «ОфисТехникс» на действия заказчика - ... от 29 октября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ОфисТехникс»
105094, Москва, ул. Семеновский вал,
д. 10Д
-
ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»
125315, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 68
-
АО «Центр развития экономики»
107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская,
д. 18, стр. 22
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1708/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.10.2015 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «ОфисТехникс» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерного оборудования (реестровый № 31502752409) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в отсутствии порядка оценки заявок участников Закупки в составе Закупочной документации, что повлияло на выбор победителя по итогам Закупки, в следствии чего Заявителя занял второе место.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» (далее - Положение о закупках).
11.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 11.09.2015 дата окончания подачи заявок - 18.09.2015, дата рассмотрения заявок - 28.09.2015, дата подведения итогов Закупки - 05.10.2015.
Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в Закупке от 30.09.2015 № 27-3 Закупочной комиссией были приняты следующие решения:
-
присвоить первый номер заявке и признать победителем - ЗАО «ИНФОСЭЛ»;
-
присвоить второй номер заявке - ООО «ОфисТехникс».
Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в отсутствии порядка оценки заявок участников Закупки в составе Закупочной документации, что повлияло на выбор победителя по итогам Закупки, вследствие чего Заявителя занял второе место. Вместе с тем, предложение Заявителя на 21 430 рублей ниже цены, предложенной ЗАО «ИНФОСЭЛ».
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводами Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым порядок оценки в полной мере содержится в пунктах 4.8.4., 4.10. Закупочной документации, а также в разделе 8 Положения о закупках. Оценка заявок участников Закупки проводилась в соответствии с экспертизой профильного подразделения Заказчика и Основной методикой оценки предложений участников Закупки, утвержденной протоколом заседания Закупочной комиссии от 22.07.2013 № 22.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно подпункту 1.1.34.1. пункта 4.8. Закупочной документации оценка заявок на участие в Закупке осуществляется Закупочной комиссией, в соответствии с процедурами и критериями, установленными в извещении о проведении Закупки и Закупочной документации.
Подпунктом 1.1.35.5. пункта 4.8. Закупочной документации установлено, что по результатам оценки заявок на участие в Закупке Закупочная комиссия ранжирует заявки (присваивает места) по степени уменьшения привлекательности заявок начиная с самой привлекательной и заканчивая наименее привлекательной. Закупочная комиссия вправе ранжировать как все заявки, так и только две наилучшие.
В соответствии с подпунктом 1.1.37.1. пункта 4.8. Закупочной документации в рамках оценочной стадии Закупочная комиссия оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с утвержденным Регламентом Закупочной комиссии, исходя из следующих критериев:
-
цена договора, включая все необходимые налоги и сопутствующие расходы;
-
соответствие техническим и организационным требования Заказчика (раздел 2);
-
квалификация, наличи опыта, ресурсные возможности и деловая репутация участника.
Согласно подпункту 1.1.44. пункта 4.10. Закупочной документации Закупочная комиссия на своем заседании принимает решение по определению победителя в случае если предложение какого-либо из участников окажется существенно лучше предложений остальных участников, и это предложение полностью удовлетворит Заказчика, Заказчик определит данного участника победителем и подпишет с ним договор, процедура Закупки на этом будет завершена.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заказчиком был представлен документ «Основания методика оценки предложений участников закупочной процедуры» от 29.07.2013 № 22 согласно которому Закупочная комиссия, в целях обеспечения обоснованности принятия решений по ранжированию поступающих в результате закупочных процедур, проводимых во исполнение норм Закона о закупках ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», по степени предпочтительности и, соответственно, выбору победителя (победителей) закупочных процедур при закупках сложной продукции принимает решение о проведении экспертной оценки поступивших заявок. Для проведения экспертизы поступивших заявок по техническому, экономическому, юридическому или другим направлениям привлекаются эксперты в лице представителей подразделений ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева».
Во избежание необоснованности экспертной оценки и обеспечения единообразия экспертизы вводятся следующие этапы:
-
правовая оценка поступившей документации осуществляется юридическим бюро и включает в себя оценку документации на соответствие требованиям закупочной документации по наличию и соответствию их действующему законодательству. В случае обнаружения нарушений и (или) несоответствий юридическое бюро подает в комиссию по закупке служебную записку с изложением таких фактов. На основании служебной записки юридического бюро комиссия может принимать решения о допуске или об отказе в допуске участников по результатам рассмотрения заявок;
-
Техническая оценка поступившей документации осуществляется подразделениями ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» планирующего эксплуатировать предмет закупочной процедуры, подготавливается применяя Приложение № 1 к письму о подаче оферты, и включает в себя оценку технических параметров предложений участников и степень их соответствия. На основании технической оценки комиссия может принимать решения о допуске или об отказе в допуске участников по результатам рассмотрения заявок;
-
общая (итоговая) оценка осуществления Управления МТО и Л и включает в себя оценку документации с точки зрения осуществления целесообразности закупки, экономической и хозяйственной эффективности. При составлении итоговой оценки Управление должно руководствоваться правовой оценкой (в случае ее наличия), технической оценкой и всем объемом документации поступившей в результате вскрытия конвертов на участие в закупке.
Вместе с тем, в вышеуказанном документе также отсутствует порядок оценки заявок участников Закупки. Кроме того, сам документ отсутствует в составе Закупочной документации.
Исходя из вышеизложенного, в Закупочной документации не установлен порядок оценки и присвоения баллов по всем указанным ранее критериям и подкритериям. Таким образом, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Закупки, в зависимости от тех или иных представленных документов.
Таким образом Комиссия пришла к выводу, что документы в составе заявки по ранее названным критериям и подкритериям оцениваются субъективно членами Закупочной комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла по каждому критерию и подкритерию.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок по критериям и подкритериям, утвержденным в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным критериям и подкритериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой Закупки.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев и подкритериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.