Решение б/н Решение по жалобе ООО «ОфисТехникс» на действия заказчика - ... от 29 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ОфисТехникс»

105094, Москва, ул. Семеновский вал,
д. 10Д

 

  1. ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»

125315, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 68

 

  1. АО «Центр развития экономики»

107113, Москва, ул. 3-я Рыбинская,
д. 18, стр. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1708/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.10.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «ОфисТехникс» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерного оборудования (реестровый № 31502752409) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в отсутствии порядка оценки заявок участников Закупки в составе Закупочной документации, что повлияло на выбор победителя по итогам Закупки, в следствии чего Заявителя занял второе место.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» (далее - Положение о закупках).

11.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки от 11.09.2015 дата окончания подачи заявок - 18.09.2015, дата рассмотрения заявок - 28.09.2015, дата подведения итогов Закупки - 05.10.2015.

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в Закупке от 30.09.2015 № 27-3 Закупочной комиссией были приняты следующие решения:

  • присвоить первый номер заявке и признать победителем - ЗАО «ИНФОСЭЛ»;

  • присвоить второй номер заявке - ООО «ОфисТехникс».

Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в отсутствии порядка оценки заявок участников Закупки в составе Закупочной документации, что повлияло на выбор победителя по итогам Закупки, вследствие чего Заявителя занял второе место. Вместе с тем, предложение Заявителя на 21 430 рублей ниже цены, предложенной ЗАО «ИНФОСЭЛ».

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводами Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым порядок оценки в полной мере содержится в пунктах 4.8.4., 4.10. Закупочной документации, а также в разделе 8 Положения о закупках. Оценка заявок участников Закупки проводилась в соответствии с экспертизой профильного подразделения Заказчика и Основной методикой оценки предложений участников Закупки, утвержденной протоколом заседания Закупочной комиссии от 22.07.2013 № 22.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно подпункту 1.1.34.1. пункта 4.8. Закупочной документации оценка заявок на участие в Закупке осуществляется Закупочной комиссией, в соответствии с процедурами и критериями, установленными в извещении о проведении Закупки и Закупочной документации.

Подпунктом 1.1.35.5. пункта 4.8. Закупочной документации установлено, что по результатам оценки заявок на участие в Закупке Закупочная комиссия ранжирует заявки (присваивает места) по степени уменьшения привлекательности заявок начиная с самой привлекательной и заканчивая наименее привлекательной. Закупочная комиссия вправе ранжировать как все заявки, так и только две наилучшие.

В соответствии с подпунктом 1.1.37.1. пункта 4.8. Закупочной документации в рамках оценочной стадии Закупочная комиссия оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с утвержденным Регламентом Закупочной комиссии, исходя из следующих критериев:

    1. цена договора, включая все необходимые налоги и сопутствующие расходы;

    2. соответствие техническим и организационным требования Заказчика (раздел 2);

    3. квалификация, наличи опыта, ресурсные возможности и деловая репутация участника.

Согласно подпункту 1.1.44. пункта 4.10. Закупочной документации Закупочная комиссия на своем заседании принимает решение по определению победителя в случае если предложение какого-либо из участников окажется существенно лучше предложений остальных участников, и это предложение полностью удовлетворит Заказчика, Заказчик определит данного участника победителем и подпишет с ним договор, процедура Закупки на этом будет завершена.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заказчиком был представлен документ «Основания методика оценки предложений участников закупочной процедуры» от 29.07.2013 № 22 согласно которому Закупочная комиссия, в целях обеспечения обоснованности принятия решений по ранжированию поступающих в результате закупочных процедур, проводимых во исполнение норм Закона о закупках ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», по степени предпочтительности и, соответственно, выбору победителя (победителей) закупочных процедур при закупках сложной продукции принимает решение о проведении экспертной оценки поступивших заявок. Для проведения экспертизы поступивших заявок по техническому, экономическому, юридическому или другим направлениям привлекаются эксперты в лице представителей подразделений ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева».

Во избежание необоснованности экспертной оценки и обеспечения единообразия экспертизы вводятся следующие этапы:

    1. правовая оценка поступившей документации осуществляется юридическим бюро и включает в себя оценку документации на соответствие требованиям закупочной документации по наличию и соответствию их действующему законодательству. В случае обнаружения нарушений и (или) несоответствий юридическое бюро подает в комиссию по закупке служебную записку с изложением таких фактов. На основании служебной записки юридического бюро комиссия может принимать решения о допуске или об отказе в допуске участников по результатам рассмотрения заявок;

    2. Техническая оценка поступившей документации осуществляется подразделениями ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» планирующего эксплуатировать предмет закупочной процедуры, подготавливается применяя Приложение № 1 к письму о подаче оферты, и включает в себя оценку технических параметров предложений участников и степень их соответствия. На основании технической оценки комиссия может принимать решения о допуске или об отказе в допуске участников по результатам рассмотрения заявок;

    3. общая (итоговая) оценка осуществления Управления МТО и Л и включает в себя оценку документации с точки зрения осуществления целесообразности закупки, экономической и хозяйственной эффективности. При составлении итоговой оценки Управление должно руководствоваться правовой оценкой (в случае ее наличия), технической оценкой и всем объемом документации поступившей в результате вскрытия конвертов на участие в закупке.

Вместе с тем, в вышеуказанном документе также отсутствует порядок оценки заявок участников Закупки. Кроме того, сам документ отсутствует в составе Закупочной документации.

Исходя из вышеизложенного, в Закупочной документации не установлен порядок оценки и присвоения баллов по всем указанным ранее критериям и подкритериям. Таким образом, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Закупки, в зависимости от тех или иных представленных документов.

Таким образом Комиссия пришла к выводу, что документы в составе заявки по ранее названным критериям и подкритериям оцениваются субъективно членами Закупочной комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла по каждому критерию и подкритерию.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по критериям и подкритериям, утвержденным в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным критериям и подкритериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой Закупки.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев и подкритериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны