Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 1-00-172/77-18 о нарушении ... от 12 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFрассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Виаторг» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ГБУ «Жилищник района Чертаново Южное» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инвентаря и материалов для выполнения малярных работ (реестровый № 31705952369) (далее — Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в необоснованном отклонении заявки ООО «Виаторг» от участия в Аукционе, а также в нарушении порядка размещения информации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукционной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукционной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
13.11.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
26.12.2017 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Датой окончания подачи заявок определено 16.01.2018, датой рассмотрения заявок — 19.01.2018, датой подведения итогов Аукциона — 22.01.2018.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре 31705952369 от 19.01.2018 следует, что заявка ООО «Виаторг» (порядковый номер <...> ) отклонена от участия на основании следующего:
Отказать в допуске на участие в электронном аукционе на основании пункта 5.1.5 Аукционной документации: несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 3.3.2, требованиям документации Аукционе. В документации об Аукционе (Форма 2) установлены требования к товару: -п/п № 14 «Мастика герметизирующая нетвердеющая, тиоколовая», «Назначение», «должно быть для герметизации стыков элементов ограждающих наружных стен с максимально допустимой деформацией в стыке 25%». Первая часть заявки содержит показатели товара: -п/п № 14 «Мастика, герметизирующая нетвердеющая, тиоколовая», «Назначение», «для герметизации стыков элементов ограждающих наружных стен с максимально допустимой деформацией в стыке 25», что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, т.к. не указаны единицы измерения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пунктам 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 15.1.6 Положения о закупках установлено, что Заказчиком устанавливаются требования к составу заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Аукционной документации первая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
при размещении заказа на поставку товаров:
-
согласие претендента на поставку товара,
-
конкретные показатели товара, оборудования, материалов (деталей, конструкций), используемых при поставке товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара.
-
предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, в соответствии с формой 2 «Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) или качественных характеристиках предлагаемых товаров», настоящей документации.
Пунктом 11 Технического задания Аукционной документации определены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товаров, в том числе используемых для выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, установлены в Приложении №1 к Техническому заданию.
В соответствии с Приложением № 1 к Техническому заданию Заказчиком по товарной позиции № 14 «Мастика герметизирующая нетвердеющая, тиоколовая» по параметру «назначение» установлена техническая характеристика: «должно быть для герметизации стыков элементов ограждающих наружных стен с максимально допустимой деформацией в стыке 25 %».
Таким образом, участник Аукциона в составе заявки должен представить предложение о качественных, функциональных и технических характеристиках объекта закупки в соответствии с Приложением № 1 к Техническому заданию.
Заявителем в составе первой части заявки представлены конкретные показатели функциональных, технических, качественных характеристик товаров, предлагаемых к поставке по условиям договора, в частности по товарной позиции № 14 «Мастика герметизирующая нетвердеющая, тиоколовая» по параметру «назначение» предложено «для герметизации стыков элементов ограждающих наружных стен с максимально допустимой деформацией в стыке 25».
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя о неправомерном отклонении заявки по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Заказчиком в Приложении № 1 Технического задания Аукционной документации в пункте 14 «Мастика герметизирующая нетвердеющая, тиоколовая» установлено требование к назначению данного товара, которое по своей сути носит безальтернативный, абсолютно определенный характер за счет указания слов «должно быть», что исключает со стороны участников Аукциона возможность указания других значений. Вместе с тем, по указанному параметру Заказчиком не указана единица измерения соответствующего показателя, что, в свою очередь, исключает со стороны участников Аукциона обязанность по её указанию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что предложение Заявителя по пункту № 14 «Мастика герметизирующая нетвердеющая, тиоколовая» по параметру «назначение» соответствует Аукционной документации, не вводит Заказчика в заблуждение и позволяет идентифицировать предложенный товар. Обратного Заказчиком не доказано, а Комиссией не установлено.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае, в том числе: несоответствия заявки требованиям закупочной документации.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Указанные принципы не могут быть признаны соблюденными при неправомерном отклонении заявки Заявителя, в то время как Заказчик не предпринял никакой попытки надлежащим образом оценить все представленные Заявителем документы, а предпочел отклонить заявку фактически по формальным основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 14.4 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя в части неправомерного отклонения заявки Заявителя обоснованной.
Одновременно Заявителем оспаривается размещение в ЕИС в технической части Аукционной документации формате, не позволяющем видоизменять документ, а также копировать данные.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупочной деятельности должны руководствоваться, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 утверждено Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке (далее - Положение о размещении информации).
В соответствии с пунктом 9 Положения о размещении информации сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.
Таким образом, документация о закупке, публикуемая на Официальном сайте, должна обеспечивать возможность ее сохранения на технических средствах пользователей, в формате допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Комиссия, ознакомившись с документацией об Аукционе, опубликованной на Официальном сайте, пришла к выводу, что сведения, содержащиеся в Приложении № 1 к Техническому заданию Аукционной документации, а именно содержание табличной части, допускают возможность их сохранения на технических средствах, копирования, поиска.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика признаки нарушения Закона о закупках, Положения о размещении информации, а жалобу Заявителя в данной части признает необоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части неправомерного отклонения заявки, в остальной части — необоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, пункта 14.4 Положения о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 31.01.2018 по делу № 1-00-172/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ «Жилищник района Чертаново Южное» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку инвентаря и материалов для выполнения малярных работ (реестровый № 31705952369) (далее — Аукцион):
1. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре 31705952369 от 19.01.2018.
2. Заказчику разместить в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, дате подведения итогов Аукциона.
3. Заказчику уведомить участников Аукциона о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, новой дате подведения итогов Аукциона.
4. Заказчику провести процедуру рассмотрения заявок на участие в Аукционе с учетом решения Комиссии от 31.01.2018 по делу № 1-00-172/77-18.
5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕИС.
6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 30.03.2018.
7. О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 06.04.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.