Решение б/н Решение по жалобе ООО «НК ГРУПП» на действия заказчика - ГБУ... от 29 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «НК ГРУПП»

105118, Москва, ул. Кирпичная, д. 21

 

  1. ГБУ «Жилищник района Северное Медведково»

127224, Москва, ул. Осташковская, д. 28

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1735/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.10.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> - заместителя руководителя Московского УФАС России, председателя Комиссии,

членов Комиссии:

<...> - начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии:

от заказчика - ГБУ «Жилищник района Северное Медведково»: <...> (доверенность от 30.06.2015 № б/н), <...> (доверенность от 30.06.2015 № б/н), <...> (доверенность от 30.06.2015 № б/н ),

от заявителя - ООО «НК ГРУПП»: <...> (доверенность от 21.09.2015 № б/н),

рассмотрев жалобу ООО «НК ГРУПП» на действия заказчика - ГБУ «Жилищник района Северное Медведково» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на техническое обслуживание лифтов в жилых домах (реестровый № 31502620215), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «НК ГРУПП» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ «Жилищник района Северное Медведково» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на техническое обслуживание лифтов в жилых домах (реестровый № 31502620215) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка оценки и сопоставления заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ «Жилищник района Северное Медведково» (далее — Положение о закупках).

30.07.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 30.07.2015 дата окончания подачи заявок — 01.10.2015 , дата рассмотрения заявок — 05.10.2015, дата подведения итогов — 05.10.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления от 05.10.2015 № 3 Конкурсной комиссией принято решение о признании победителем и присвоении первого номера заявке № 3 Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие Практика» с итоговым баллом 52,50. Заявке ООО «НК ГРУПП» с итоговым баллом 42,00 присвоено третье место.

В соответствии с жалобой Заявителя, по показателям К1, К2, К3 критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» оценка была произведена субъективно, отсутствует какие-либо объективные причины и объяснения присвоения баллов участникам. В то же время, по показателям К4, К6, К7 критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» оценка произведена не в соответствии с порядком, утвержденным в Приложении 1 к «Информационной карте конкурса» Конкурсной документации. Участникам присвоены баллы, присвоение которых Конкурсной документацией не предусмотрено.

Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила следующее.

Согласно пункту 5.4.2 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются непосредственно конкурсной комиссией, исходя из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, их содержания и значимости, указанных в приложении 1 части III «Информационной карте конкурса» (далее — Приложение 1).

В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

а) Цена договора.

б) Квалификация участника конкурса;

в) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

Согласно пункту 3 Приложения 1 Оценка заявок производится в порядке, на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в настоящей документации конкурса, путем определения рейтинга заявок.

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в документации конкурса, составляет 100 процентов.

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации конкурса, умноженных на их значимость.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.

Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Приложения 1 значимость критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» 30%. Предмет оценки: оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных конкурсной документацией и документов представленных участником в составе заявки на участие в конкурсе. Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.

 

№ пп

Значимость

Наименование

Баллы

Качество выполняемых работ, оказания услуг:

1

100

Показатель К1

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 5

Предложения участника конкурса по обеспечению мероприятий безопасности персонала, осуществляющего обслуживание объектов договора, а также жильцов многоквартирных домов (МКД), проживающих в обслуживаемых подъездах.

В данном показателе участник закупки описывает предлагаемые им мероприятия, направленные на безопасность жильцов МКД, проживающих в обслуживаемых подъездах и персонала, осуществляющего обслуживание объектов договора.

При подаче предложений по безопасности, не требующих дополнительного финансирования и ведущих к существенному увеличению безопасности, участник конкурса получает от 3 до 5 баллов в зависимости от количества и простоты реализации данных методов. 

При подаче предложений по безопасности не требующих дополнительного финансирования, ведущих к её несущественному увеличению, участник конкурса получает от 1 до 2 баллов в зависимости от количества и простоты реализации данных методов.

При отсутствии предложений в рамках показателя или наличие предложений, предусматривающих дополнительное финансирование участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Показатель К2

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 5

Предложения участника конкурса по проведению мероприятий по энергосбережению объектов обслуживания.

В данном показателе участник закупки описывает предлагаемые им на безвозмездной основе мероприятия направленные на энергосбережение объектов обслуживания.

При подаче предложений по энергосбережению объектов обслуживания, не требующих дополнительного финансирования и ведущих к существенному уменьшению расходов на электроэнергию участник конкурса получает от 3 до 5 баллов в зависимости от количества и простоты реализации данных методов. При подаче предложений по энергосбережению объектов обслуживания, не требующих дополнительного финансирования и ведущих к несущественному уменьшению расходов на электроэнергию и в целом косвенно влияющих на улучшение в области энергосбережения объектов участник конкурса получает от 1 до 2 баллов в зависимости от количества и простоты реализации данных методов. При отсутствии предложений в рамках показателя или наличие предложений, предусматривающих дополнительное финансирование участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Показатель К3

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 16

Предложение участника конкурса по порядку выполнения работ в соответствии с регламентируемым техническим заданием порядком выполнения работ и проектом договора.

В данном показателе оценивается предложение участника конкурса по порядку выполнения работ в соответствии с регламентируемым техническим заданием порядком выполнения работ и проектом договора порядком производства работ. Оценка предложения производится по следующим необходимым и достаточным параметрам:

-Технологическая точность описания порядка выполнения работ. При точном описании порядка выполнения работ по данному параметру предложение участника конкурса получает 9 баллов. При описании порядка выполнения работ, имеющего небольшие неточности и противоречия участник получает 4 балла. При описании порядка выполнения работ, имеющего принципиальные неточности, противоречия, отсутствие необходимой информации участник получает 1 балл.

- Полнота описания порядка выполнения работ. Если, при описании порядка выполнения работ наиболее полно используются все указанные источники соответствия - предложение участника конкурса получает 7 баллов. Если, при описании порядка выполнения работ не полно используются все указанные источники соответствия - предложение участника конкурса получает 3 балла. Если, при описании порядка выполнения работ не используются все указанные источники соответствия - предложение участника конкурса получает 1 балл.

При отсутствии предложений в рамках показателя участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Показатель К4

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 22

Предложение участника конкурса по составу работ в соответствии с регламентируемым техническим заданием составом работ и проектом договора.

В данном показателе оценивается предложение участника конкурса по составу работ в соответствии с регламентируемым техническим заданием составом работ и проектом договора порядком производства работ. Оценка предложения производится по следующим необходимым и достаточным параметрам:

-Технологическая точность описания состава работ. При точном описании состава работ по данному параметру предложение участника конкурса получает 11 баллов. При описании состава работ, имеющего небольшие неточности и противоречия участник получает 5 баллов. При описании состава работ, имеющего принципиальные неточности, противоречия, отсутствие необходимой информации участник получает 1 балл.

- Полнота описания состава работ. Если, при описании состава работ наиболее полно используются все указанные источники соответствия - предложение участника конкурса получает 11 баллов. Если, при описании состава работ не полно используются все указанные источники соответствия - предложение участника конкурса получает 5 баллов. Если, при описании состава работ не используются все указанные источники соответствия - предложение участника конкурса получает 1 балл.

При отсутствии предложений в рамках показателя участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Показатель К5

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 17

Предложение участника конкурса по наличию и составу технологических карт выполнения видов работ в соответствии с требованиями технического задания конкурсной документации.

В данном показателе оценивается предложение участника конкурса по наличию и составу технологических карт выполнения видов работ в соответствии с требованиями технического задания настоящей конкурсной документации.

Оценка предложения производится по следующим необходимым и достаточным параметрам:

- Наличие технологических карт. При предоставлении участником конкурса технологических карт всех видов выполняемых работ, предложение такого участника оценивается в 6 баллов. При предоставлении участником конкурса технологических карт не всех основных видов выполняемых работ, предложение такого участника оценивается в 2 балла. При не предоставлении участником конкурса технологических карт предложение такого участника оценивается в 0 баллов.

- Полнота описания технологических карт. Если, при составлении технологических карт соблюдена технология и порядок производства работ - предложение участника конкурса получает 11 баллов. Если, при составлении технологических карт нарушается технология или порядок производства работ, не приводящие к ухудшению степени безопасности объекта и ухудшению работы обслуживаемого оборудования - предложение участника конкурса получает 5 баллов. Если, при составлении технологических карт нарушается технология или порядок производства работ, приводящие к ухудшению степени безопасности объекта и ухудшению работы обслуживаемого оборудования - предложение участника конкурса получает 1 балл.

При отсутствии предложений в рамках показателя участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Показатель К6

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 15

Соответствие предложений о порядке выполнения работ и составу работ требованиям нормативных документов согласно технического задания настоящей конкурсной документации.

При соответствии предложений нормативам участник конкурса получает 15 баллов. При соответствии предложений нормативам, но с неточностями, которые не влекут принципиального ухудшения качества производства работ участник получает 7 баллов. При не соответствии предложений нормативам участник конкурса получает 1 балл.

При отсутствии предложений в рамках показателя участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Показатель К7

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 20

Предложение по системе качества при выполнении работ с перечнем мероприятий по контролю за качеством в соответствии с предметом конкурса, техническим заданием и проектом договора.

В данном показателе оценивается предложение участника конкурса по контролю за качеством выполнения работ по договору. Оценка предложения производится по двум параметрам:

- В соответствии с первым параметром участник описывает систему качества при выполнении работ с перечнем мероприятий по контролю за качеством в соответствии с предметом конкурса и техническим заданием.

При описании системы учитывающей контроль за качеством всего состава работ на всех этапах порядка выполнения работ участник конкурса получает 18 баллов. При описании системы учитывающей контроль за качеством всего состава работ и на всех этапах порядка выполнения работ, но допуская несоответствия и не точности при таком описании, участник конкурса получает 7 баллов. При описании системы учитывающей контроль за качеством не всего состава работ или не на всех этапах порядка выполнения работ участник конкурса получает 1 балл

- В соответствии со вторым параметром при наличии у участника конкурса сертификата системы менеджмента качеством по ГОСТ Р ИСO 9001 – 2008 участник конкурса получает 2 балла, при отсутствии таковой 0 баллов.

При отсутствии предложений в рамках показателя участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

 

Изучив вышеуказанный порядок оценки заявок, Комиссия пришла к выводу что по показателям К1, К2, К3 критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» отсутствует методика и порядок начисления конкретных баллов за предоставление тех или иных материалов по вышеуказанным критериям. В частности, по показателям К1, К2 ранее названного критерия указаны диапазоны значений, не позволяющие установить конкретное количество баллов, присуждаемое участникам за предоставление указанных в документации сведений. По показателю К3 не раскрыты термины «точность» и «полнота описания порядка выполнения работ», также не позволяющие установить правомерность присвоения баллов.

На основании изложенного ранее, Комиссия установила, что по показателям К1, К2, К3 критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» отсутствует методика и порядок начисления конкретных баллов за предоставление тех или иных материалов, следовательно одно и тоже предложение от разных участников может быть оценено разным количеством баллов.

Ранее названные показатели оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по показателям К1, К2, К3 критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», утвержденным в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Одновременно, Комиссия пришла к выводу, что по показателям К4, К6, К7 критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» оценка произведена не в соответствии с порядком, утвержденным в Приложении 1. Так, согласно Приложению № 3 к протоколу оценки и сопоставления заявок от 05.10.2015 № 3 заявке Заявителя по показателю К4 присвоено 8 баллов, в то время как документацией о Конкурсе предусмотрено выставление следующих баллов - 11, 5 и 1. Аналогичные несоответствия выявлены при оценки заявки Заявителя по показателям К6, К7, что в свою очередь противоречит требованию части 6 статьи 3 Закона о закупках, недопускающему осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства , Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчик сообщил, что по итогам проведенного Конкурса был заключен договор от 12.10.2015 № 316 с ООО «Специализированное предприятие» Практика».

Однако, согласно пункту 25.3 Положения о закупках договор должен быть заключен Заказчиком не ранее десяти дней со дня размещения в ЕИС протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и не позднее двадцати дней со дня подписания указанного протокола.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Конкурсной документации с победителем конкурса в отношении каждого лота отдельно будет заключен договор в срок не ранее чем через десять дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и не позднее чем через двадцать дней со дня завершения конкурса. Днем завершения конкурса считается день окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Как было указано ранее, протокол оценки и сопоставления от 05.10.2015 № 3 опубликован на Официальном сайте 06.10.2015, соответственно договор по итогам Конкурса мог быть заключен не ранее 16.10.2015.

Таким образом, договор от 12.10.2015 № 316, заключенный по итогам Конкурса заключен в нарушение требования пункта 25.3 Положения о закупках и 6.1.1 Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительная по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупках является правовым актом, регламентирующим правила закупки, который должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедуры закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением заявки положения.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что договор от 12.10.2015 № 316 заключенный по итогам Конкурса с ООО «Специализированное предприятие» Практика» является ничтожным, в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ, ввиду нарушения требований пункта 25.3 Положения о закупках и 6.1.1 Конкурсной документации.

В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5.4.2 Конкурсной документации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как предписание выдано в рамках дела № 1-00-1735/77-15 от 19.10.2015.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны