Решение б/н Решение по жалобе ООО «ГОРИЗОНТ» на действия заказчика - ГБ... от 9 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ГОРИЗОНТ»

141200, Московская обл., г. Пушкино, ул. Грибоедова, д. 7, пом. 310

 

  1. ГБУ «Жилищник района Северное Медведково»

127224, Москва, ул. Осташковская,
д. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1742/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.10.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «ГОРИЗОНТ» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ «Жилищник района Северное Медведково» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договоров по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) в жилых домах повышенной этажности в девяти районах СВАО города Москвы (реестровый № 31502710445) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:

    1. в применении порядка оценки заявок участников Конкурса, несущего дискриминационный характер;

    2. в публикации протокола оценки и сопоставления заявок участников без подписи членов Конкурсной комиссии, а также без решения членов Конкурсной комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ «Жилищник района Северное Медведково» (далее - Положение о закупках).

28.08.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 28.08.2015 дата окончания подачи заявок - 28.09.2015, дата рассмотрения заявок - 05.10.2015, дата подведения итогов Конкурса - 05.10.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в совместном Конкурсе от 05.10.2015 № 3 заявке Заявителя был присвоен порядковый номер <...> с ценой договора - 69 756 804, 11 рублей, итоговым рейтингом - 46,36 баллов и по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» - 31,50 баллов.

Вместе с тем, победителем по итогам Конкурса признано ООО «Стронг-Энерго» с ценой договора - 85 360 299, 77 рублей, итоговым рейтингом - 49,29 баллов и по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» - 45,00 баллов.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводами Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым при оценки заявок членами Конкурсной комиссии всесторонне были изучены представленные предложения участников и выставлены баллы в соответствии с представленной в них информацией, основываясь на своем опыте.

Вместе с тем, все протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса подписаны членами Конкурсной комиссии.

Кроме того, Положением о закупках не предусмотрено внесение в протокол информации о решении каждого члена Конкурсной комиссии.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

1. Согласно пункту 1 Приложения 1 к Конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе их показатели, содержание, значимость и порядок рассмотрения и оценки» (далее - Порядок оценки) при оценки заявок участников Конкурса Конкурсная комиссия использует следующие критерии оценки:

    1. стоимостной:

«Совокупная цена договора»;

    1. не стоимостные:

«Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»

«Квалификация участников конкурса».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к Конкурсной документации рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации о закупках, умноженных на их значимость.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.

Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...>

Вместе с тем, в Приложении № 1 к Конкурсной документации представлен следующий порядок оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок»:

«Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок».

Величина значимости критерия (показателя) - 45,00%

 

Коэффициент значимости критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» составляет 0,45.

Для определения рейтинга заявки участника закупки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки» в документации о закупке устанавливаются:

- предмет оценки и исчерпывающий перечень подкритериев по данному критерию;

- в случае применения нескольких подкритериев: максимальное значение в баллах для всех установленных подкритериев составляет 100 баллов;

- в случае не применения подкритериев: максимальное значение в баллах для указанного критерия составляет 100 баллов

 

Раскрывающими содержание критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», установлены подкритерии, содержание которых характеризуется следующим:

Суммарное максимальное значение – 100 баллов.

Наличие собственной (арендованной) хорошо оснащенной производственно-технической базы для производства ремонтно-восстановительных работ оборудования Систем (С1)

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

Есть (подтверждается сведениями в заявке)

5 баллов

Наличие специализированного инструмента и испытательного оборудования (С2)

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

Есть (подтверждается сведениями в заявке)

5 баллов

 

 

Наличие мобильной аварийно-диспетчерской службы для проведения внеплановых ремонтов по вызову заказчика (С3)

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

есть (подтверждается сведениями в заявке)

5 баллов

 

 

Срок выезда мобильной аварийно-диспетчерской службы с момента получения заявки заказчика (С4)

от 0 до 10 баллов

не позднее следующего дня

0 баллов

не позднее четырех часов

5 баллов

не позднее двух часов

10 баллов

 

 

Обеспечение ведение журнала регистрации в котором фиксируются проведенные работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем, один экземпляр которого будет храниться у заказчика, другой - у подрядной специализированной организации (С5).

от 0 до 5 баллов

Нет

0 баллов

Да

5 баллов

 

 

Обеспечение производства работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности (кроме комплексной проверки работоспособности Систем в автоматическом режиме) звеном электромонтажников-наладчиков в составе двух человек (С6)

от 0 до 5 баллов

Не обеспечивается

0 баллов

Обеспечивается

5 баллов

 

 

Обеспечение производства работ по комплексной проверке работоспособности Систем в автоматическом режиме звеном электромонтажников-наладчиков в составе трех человек (С7)

от 0 до 5 баллов

Не обеспечивается

0 баллов

Обеспечивается

5 баллов

 

 

Консультационное сопровождение при проводимых Заказчиками или иными контрольными органами проверках (С8):

от 0 до 10 баллов

нет

0 баллов

есть, по телефону и электронной почте

5 баллов

есть, с выездом к заказчику

10 баллов

 

 

Предложенные участником конкурса организационно-технические решения по исполнению требований технического задания (оценивается глубина проработки, полнота, детальность, аргументированность, непротиворечивость, ясность изложения), степень соответствия предложения требованиям технического задания заказчика (С9)

от 0 до 50 баллов

Представленное предложение не имеет детального описания и не содержит описания процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ.

0 баллов

Представлено предложение имеет частичное описание и не содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

10 баллов

Представлено предложение имеющее частичное описание и частично содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

20 баллов

Представлено детальное описание и не содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

30 баллов

Представлено детальное описание и частично содержит по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

40 баллов

Представлено детальное описание и детально по организации процедур:

- обеспечения выполнения в соответствии с требованиями по охране труда с соблюдением Межотраслевых правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- обеспечения планирования работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту Систем с учетом сроков проведения работ, и согласованные с организацией, управляющей жилищным фондом (заказчиком);

- обеспечения контроля за качеством выполнения работ

50 баллов

 

 

Для получения значения в баллах по показателю «качество услуг», для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое количество баллов, присвоенных всеми членами единой комиссии по каждому пункту (Cki) показателя:

 

Сi = (C1i + C2i + C3i + C4i + C5i + C6i + C7i+ C8i+ C9i)

 

Рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по показателю оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (Ri), определяется по формуле:

 

Rii×0,45

 

где: Ci – количество баллов по показателю «качество услуг»

 

Исходя из вышеизложенного, установленный в Конкурсной документации порядок оценки по подкритерию «Предложенные участником конкурса организационно-технические решения по исполнению требований технического задания (оценивается глубина проработки, полнота, детальность, аргументированность, непротиворечивость, ясность изложения), степень соответствия предложения требованиям технического задания заказчика (С9)» критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» раскрыт не полностью и приводит к субъективному начислению баллов членами Конкурсной комиссии ввиду наличия неоднозначных показателей оценки участников Конкурса, вместе с тем таких как: «детальность описания», «частичное описание», «детальное описание и частичное содержание», «частичное описание и частичное содержание по организации процедур», «детальное описание и детально по организации процедур». Таким образом, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Конкурса, в зависимости от тех или иных представленных документов.

Таким образом Комиссия пришла к выводу, что документы в составе заявки по ранее названному критерию оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла по ранее указанному критерию.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок по критерию, утвержденным в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанному критерию, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников Конкурса и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимого Конкурса.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части применения порядка оценки заявок участников Конкурса по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок».

    1. Вместе с тем, согласно пункту 24.7. Положения о закупках Конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, в котором должны содержаться следующие сведения:

  • о месте и дате проведения оценки и сопоставления таких заявок;

  • об участниках закупки, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;

  • об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Положения о закупках и положений Конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, положений такой заявки на участие в Конкурсе, которые не соответствуют требованиям Конкурсной документации;

  • о порядке оценки и о сопоставлении заявок на участие в Конкурсе;

  • о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе решении;

  • о присвоении заявкам на участие в Конкурсе порядковых номеров;

  • о решении Конкурсной комиссии о присвоении заявкам на участие в Конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в Конкурсе;

  • наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц) и адрес (место нахождения) участников закупки, заявкам на участие в Конкурсе которых присвоен первый и второй номера.

Наличие в протоколе сведений о решении каждого члена Конкурсной комиссии в части присвоения заявкам участников значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в Конкурсе не предусмотрено Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, Положением о закупках, Конкурсной документацией.

В дополнение к ранее изложенному, Заказчиком был представлен прокол оценки и сопоставления заявок на участие в совместном Конкурсе от 05.10.2015 № 3 в котором имелись подписи заместителей председателей и членов Конкурсной комиссии.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части публикации протокола оценки и сопоставления заявок участников без подписи членов Конкурсной комиссии, а также без решения членов Конкурсной комиссии.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны