Решение б/н ООО «ЭКСПОСТОРОЙ» на действия заказчика - ГУП ЭВАЖД от 25 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «ЭКСПОСТОРОЙ»

129626, Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 3, стр. 1, оф. 201

 

2. ГУП ЭВАЖД

121059, Москва, 2-я Бородинская ул., д. 17

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1784/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

07.11.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «ЭКСПОСТОРОЙ» на действия заказчика - ГУП ЭВАЖД при проведении открытого запроса предложений на право заключить договор на выполнение комплекса работ по застройке выставочной площади в связи с участием в III Международном Форуме по энергоэффективности и энергосбережению «ENES 2014» (реестровый № 31401611856), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭКСПОСТОРОЙ» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП ЭВАЖД (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключить договор на выполнение комплекса работ по застройке выставочной площади в связи с участием в III Международном Форуме по энергоэффективности и энергосбережению «ENES 2014» (реестровый № 31401611856) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в отсутствии порядка оценки заявок на участие в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

03.09.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП ЭВАЖД (далее — Положение о закупках).

17.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки от 17.10.2014 дата окончания подачи заявок — 24.10.2014, дата рассмотрения заявок — 24.10.2014, дата подведения итогов — 24.10.2014.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки предложений от 24.10.2014 № 31401611856-02 Закупочной комиссией было принято решения признать участника Закупки ООО «ЭНЕРГОТЕХПРОЕКТ» победителем, заявке Заявителя присвоено третье место.

Согласно доводами Заявителя, Закупочная комиссия при оценке качественных и функциональных характеристик участников запроса неправомерно присвоила Заявителю 0 баллов, вследствие не представления подтверждения возможности выполнить работы. По мнению Заявителя, выводы закупочной комиссии не соответствуют действительности. ООО «ЭКСПОСТОРОЙ» в составе заявке представило документы, подтверждающие возможность выполнения работы, в том числе с описанием технологии методов выполнения работ.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с подпунктом 5.2.6 пункта 5.2 Закупочной документации в состав предложения участника должно входить Техническое предложение о качестве работ, оформляемое в соответствии с формой 4 раздела 8 «Формы документов» с приложением подтверждающих документов.

Согласно Форме 4 Техническое предложение о качестве работ Закупочной документации участнику Закупки необходимо заполнить следующие показатели: технология и методы производства работ, мероприятия по оформлению допуска на объект, мероприятия по охране труда.

В соответствии с пунктом 6.1 Закупочной документации оценка предложения участников по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» производится следующим образом: оцениваются предложения участников запроса предложений по качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки, содержащиеся в приложении к заявке на участия в запросе предложений «Техническое предложение о качестве работ» (по форме 4 раздела 8 «Формы документов») с учетом дополнительно представленных документов, подтверждающих предложения и сведения участников процедуры закупки).

Для настоящего запроса предложений установлено, что показатели указанного критерия не выделяются, а оценивается критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в целом.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. Значимость критерия 20 %, присуждаемый балл 0-100.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что для участия в III Международном Форуме по энергоэффективности и энергосбережению «ENES 2014» ГУП ЭВАЖД был проведен запрос предложений (реестровый номер <...> ) на право заключения договора на выполнение комплекса работ по застройке выставочной площади.

В соответствии с Государственным контрактом 017320000111300017З по теме «Организация и проведение серии информационно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию идей энергосбережения и энергетической эффективности» определен генеральный подрядчик ответственный за застройку объединенного стенда Правительства г. Москвы на выставке «ENES 2014». Государственным контрактом предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков для застройки Объединенного стенда Правительства г. Москвы на выставке «ENES 2014» в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Для принятия обоснованного решения, а именно после вскрытия конвертов с заявками участников ГУП ЭВАЖД направило всем участникам Закупки информацию о необходимости предоставления подтверждающих документов, что они являются подрядчиком Правительства г. Москвы или субподрядчиком генерального подрядчика по застройке Объединенного стенда Правительства г. Москвы на выставке «ENES 2014».

ГУП ЭВАЖД получило ответы от всех участников закупочной процедуры. Из ответа ООО «Экспострой» следовало, что они не являются подрядчиком Правительства г. Москвы или субподрядчиком генерального подрядчика по застройке Объединенного стенда Правительства г. Москвы на выставке «ENES 2014». На этом основании Закупочная комиссия сделала выводы о неспособности Заявителя выполнить работы в соответствии с представленными в составе заявке документами, по причине чего Заявителю по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» присвоено 0 баллов.

Заказчик не смог пояснить методику присвоения баллов участникам Закупки по критериям критериям «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки» и «Квалификация участника запроса предложений», установленным в Закупочной документации, а так же какие документы и в каком количестве необходимо представить для присвоения максимального балла по каждому критерию. При этом сообщил, что отсутствие у участников Закупки подтверждающих документов, что они являются подрядчиком Правительства г. Москвы или субподрядчиком генерального подрядчика по застройке Объединенного стенда Правительства г. Москвы на выставке «ENES 2014» является основанием для присвоения 0 баллов по критерию «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки».

Изучив представленные документы, Комиссия установила, что Закупочной документацией определен перечень документов и сведений, необходимых для представления в составе заявки. Требование о наличии документов, подтверждающих статус подрядчика Правительства г. Москвы или субподрядчика генерального подрядчика по застройке Объединенного стенда Правительства г. Москвы на выставке «ENES 2014» в Закупочной документации не установлено. При этом ни Положение о закупке, ни Закупочная документация не содержат информации о возможности направления Заказчиком, после вскрытия конвертов с заявками участников, дополнительных запросов, а также о порядке присвоения баллов по критериям и подкритериям оценки, что в свою очередь делает невозможным определение правомерности выбора победителя.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретных критериев оценок заявок, их значимости в баллах позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя об отсутствии порядка оценки заявок на участие в Закупке обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках

Одновременно, на заседании Комиссии Заказчиком представлен договор от 27.10.2014 № 2014-450, заключенный между ООО «ЭнергоТехПроект» и ГУП ЭВАЖД по результатам Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны