Решение б/н Решение по жалобе ООО «Рилайн» на действия заказчика — АО «Э... от 4 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-180/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.02.2018 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Рилайн» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Электронная Москва» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений
АО «Электронная Москва» по адресу: г. Москва, Яковоапостольский переулок, д. 12, стр. 1
(реестровый № 31705924527) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. в размещении на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) Аукционной документации, не содержащей изменения, размещенные на сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru;

    2. в установлении в Аукционной документации требования о соответствии товара под номером 77 в приложении № 1 к Техническому заданию не действующему ГОСТ Р 51760-2011, что вводит в заблуждение участников Аукциона;

    3. в установлении в Аукционной документации требований к поставляемым товарам («Средство чистящее жидкое на основе гипохлорита натрия», «Средство чистящее (гель-концентрат), содержащий хлорактивные соединения»), вводящих участников Аукциона в заблуждение;

    4. в установлении в Аукционной документации к поставляемому товару «Мыло жидкое для диспенсеров» избыточных требований.

Заказчик представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 21.12.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок 15.01.2018, дата подведения итогов 18.01.2018.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

По мнению Заявителя, Аукционная документация, размещенная в ЕИС, не содержит изменений, указанных на сайте электронной торговой площадки www.roseltorg.ru.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе документация о закупке, изменения, вносимые в такую документацию, разъяснения такой документации.

Следовательно, Заказчик обязан разместить в ЕИС документацию об Аукционе, изменения, вносимые в такую документацию.

Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила, что 10.01.2018 Заказчиком были внесены изменения в Аукционную документацию и размещены на сайте электронной торговой площадки www.roseltorg.ru. Срок подачи заявок на участие в Аукционе был продлен на 10 дней до 25.01.2018. Вместе с тем указанные изменения не были размещены в ЕИС.

В ходе заседания Заказчик с данным доводом Заявителя согласился.

Кроме того Заказчик пояснил причину неразмещения изменений в Аукционной документации, указав на наличие технической ошибки на сайте ЕИС, не позволяющей разместить их. Заказчиком был представлен скриншот с данной ошибкой. Указанный скриншот был размещен в ЕИС. Также Заказчиком в ЕИС было размещено разъяснение о произошедшей технической ошибке, в связи с которой не представляется возможным опубликовать изменения, внесенные в документацию в ЕИС.

Вместе с тем представленный скриншот не позволяет определить дату и время указанной технической ошибки, а также не подтверждает невозможность размещения изменений в Аукционной документации в ЕИС в последующие дни до окончания приема заявок на участие в Аукционе.

На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках и решила признать жалобу Заявителя в указанной части обоснованной.

Из текста жалобы Заявителя следует, что Приложение №1 к Техническому заданию Аукционной документации содержит требования о соответствии товара под номером 77 не действующему ГОСТ Р 51760-2011, что вводит в заблуждение участников Аукциона.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, Заказчик в Аукционной документации должен указать требования к товару по предмету закупки и его описание, а также к содержанию заявки на участие в Закупки.

Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.

Приложением № 1 к Техническому заданию Аукционной документации установлены требования к поставке 164 товаров.

Вместе с тем в составе Приложения № 1 к Техническому заданию Аукционной документации представлена инструкция по предоставлению сведений о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией о закупке (далее – Инструкция).

В соответствии с Инструкцией Заказчиком установлено требование о соответствии товара под номером 77 «Моющее средство для ежедневной уборки и очистки поверхностей из водостойких покрытии» ГОСТ Р 51760-2011.

Приказом Росстандарта от 17.10.2016 № 1417-ст. ГОСТ Р 51760-2011 утратил силу. Взамен введен в действие ГОСТ 33756-2016.

Вместе с тем в инструкции по заполнению заявки имеется указание:
«В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. В том случае, если тот или иной нормативный документ является не действующим на момент подачи заявки, соответствующий товар (материал) должен соответствовать требованиям, предъявляемым таким нормативным правовым документам с учетом не противоречия иным, действующим нормативным правовым документам.»

Таким образом, участники торгов при заполнении Приложения № 1 к Техническому заданию Аукционной документации должны руководствоваться последней редакцией документов.

Кроме того, Комиссия отмечает, что указание в документации спорного стандарта не повлекло нарушение прав и законных интересов Заявителя. Последним заявка на участие в Аукционе не подавалась.

Таким образом, по причине совокупности обстоятельств, Комиссией принято решение о признании довода необоснованным.

По мнению Заявителя, в Аукционной документации установлены требования к поставляемым товарам («Средство чистящее жидкое на основе гипохлорита натрия», «Средство чистящее (гель-концентрат), содержащий хлорактивные соединения»), вводящие участников Аукциона в заблуждение.

В Приложении № 1 к Техническому заданию Аукционной документации к товару под номером 1 «Средство чистящее жидкое на основе гипохлорита натрия» установлено требование в части «Класс опасности средства «Выше 3».

В Инструкции указана расшифровка значения слова «Выше»: «означает большее значение, чем установлено значение». Также в Инструкции к товару под № 1 «Средство чистящее жидкое на основе гипохлорита натрия» установлено требование ГОСТ 12.1.007-76.

В соответствии с пунктом 1.1. ГОСТ 12.1.007-76 по степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

  1. - вещества черезвычайно опасные;

  2. - вещества высокоопасные;

  3. - вещества умереноопасные;

  4. - вещества малоопасные.

Таким образом, согласно ГОСТ 12.1.007-76 требуемому значению «Класc опасности средства выше 3» соответствует значение 4 класса опасности — вещества малоопасные, что не противоречит Аукционной документации.

В Приложении № 1 к Техническому заданию Аукционной документации к товару под номером 2 «Средство чистящее (гель-концентрат), содержащий хлорактивные соединения» установлено требование «Отбеливающая способность для хлопчатобумажной, капроновой, шерстяной ткани от 44

В Инструкции указано: «в документации установлено требование о соответствии товаров требованиям действующих ГОСТ, нормативной документации, таким образом, предложенные товары должны соответствовать как требованиям ГОСТ (как исходному, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации о закупке»

В инструкции к товару № 2 установлено требование: «должен соответствовать ГОСТ 32478-2013».

Вместе с тем в указанном ГОСТе имеется указание на ГОСТ Р 51696-2000 «Товары бытовой химии. Общие технические требования» согласно которому: Отбеливающая способность отбеливающих средств, не менее:

  • хлопчатобумажная ткань — 75%;

  • капроновая ткань — 80%;

  • шерстяная ткань — 44%.

Согласно пояснениям Заказчика, участники Аукциона при заполнении требований Приложения № 1 Технического задания Аукционной документации к товару под номером 2 «Средство чистящее (гель-концентрат), содержащий хлорактивные соединения» - «Отбеливающая способность для хлопчатобумажной, капроновой, шерстяной ткани от 44%» не должны указывать показатель показатель на единицу выше запрошенного к товару № 2, а должны указать параметры предлагаемого участником Аукциона Товара.

Таким образом, при указании параметров для хлопчатобумажной, капроновой, шерстяной ткани, целесообразно указать способность отбеливания, соответствующую виду ткани.

Исходя из изложенного, Комиссия решила признать довод жалобы в части установления требований к поставляемым товарам, вводящим в заблуждение участников Аукциона необоснованным.

По мнению Заявителя, содержащиеся в Аукционной документации требования к поставляемому товару под номером 4 «Мыло жидкое для диспенсеров» участник может указать, только имея в наличии товар с данной характеристикой, что является нарушением.

В Приложении № 1 к Техническому заданию Аукционной документации к товару под номером 4 «Мыло жидкое для диспенсеров» установлены следующие требования: «Пенообразующая способность: пенное число — не менее 145», «Устойчивость пены — не менее 0,8».

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в отношении товара «Мыло жидкое для диспенсеров» все показатели и характеристики указаны на сайтах производителей и поставщиков. Заказчиком также представлены скриншоты сайтов производителей и поставщиков, подтверждающие отсутствие необходимости приобретать товар для уточнения соответствующих параметров, установленных документацией.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании довода Заявителя относительно установления в Аукционной документации избыточных требований к поставляемому товару «Мыло жидкое для диспенсеров» необоснованным.

Дополнительно Комиссия отмечает, что ни один из пунктов Аукционной документации обжалуемых в настоящей жалобе не явился причиной отклонения от участия в Аукционе какого-либо участника Аукциона и Заявителя в том числе.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части неразмещения в ЕИС изменений в Аукционной документации; в части иных доводов — необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 10
    статьи 3, части 5 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны