Решение б/н ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ» на действия заказчика - ФГУП «ГКНПЦ им. Х... от 25 ноября 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF1. ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ»
117303, Москва, ул. Каховка, д. 11,стр. 1,
оф. 1
2. ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева»
121087, Москва, ул. Новозаводская,
д. 18
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1806/77-14 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
10.11.2014 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ» на действия заказчика - ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» при проведении проведении открытого запроса предложений с предварительным квалификационным отбором на закупку твердосплавного инструмента и инструментальной оснастки (специальные твердосплавные фрезы, резцы, инструментальная оснастка, запчасти, хвостовики, корпуса, втулки и пр.) для нужд Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» (реестровый № 31401620427), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» (далее — Заказчик) при проведении проведении открытого запроса предложений с предварительным квалификационным отбором на закупку твердосплавного инструмента и инструментальной оснастки (специальные твердосплавные фрезы, резцы, инструментальная оснастка, запчасти, хвостовики, корпуса, втулки и пр.) для нужд Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» (реестровый № 31401620427) (далее — Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении требований к участникам Закупки, влекущих ограничение количества участников Закупки в нарушение действующего законодательства, повлекших отказ в допуске к участию в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
17.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева» (далее - Положение о закупках).
21.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 21.10.2014 дата окончания подачи заявок — 05.11.2014, дата рассмотрения заявок — 05.11.2014, дата подведения итогов — 07.11.2014.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 05.11.2014 № 55/1 для участия в Закупке было подано 8 заявок, 7 из которых, в том числе заявка Заявителя, согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.11.2014 № 58 были отклонены Закупочной комиссией по причине не соответствия пункту 1.3 Закупочной документации. Участник Закупки ООО «Сандвик» признан соответствующим требованиям документации и допущен к участию в Закупке.
Согласно доводам Заявителя, требования Закупочной документации, а именно подпунктов 1.3.1 и 1.3.2 пунктов 1.3 Закупочной документации ограничивают количество участников Закупки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1.3 Закупочной документации прошедшими предварительный квалификационный отбор будут считаться участники, соответствующие следующим требованиям:
- дата государственной регистрации участника в установленном порядке не менее 5 лет предшествующих дате окончания срока подачи Заявок на ПКО;
- опыт выполнения аналогичных предмету ОЗП работ не менее чем с 7-ю предприятиями авиационной и космической промышленности Российской Федерации за последние 3 года в объеме не менее, чем 200 000 000,00 (двести миллионов рублей). Фактическое подтверждение опыта выполнения работ осуществляется предоставлением копий договоров на поставку инструмента аналогичного предмету ОЗП и иных документов, подтверждающих факт исполнения договоров поставки инструмента;
- наличие соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства, поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом ОЗП;
- наличие широкой гаммы поставляемого инструмента, включающую в себя: токарный, фрезерный, сверлильный, резьбонарезной инструмент, станочную оснастку, электронную библиотеку инструмента;
- наличие официально зарегистрированных представительств организации на территории Центрального, Уральского, Сибирского Федеральных округов Российской Федерации, где будут проводиться поставки по договору, в том числе наличие подтвержденной возможности оказать своевременную бесплатную техническую поддержку квалифицированными (дипломированными) специалистами с предоставлением подтверждающих документов;
- наличие необходимого количества квалифицированных штатных сотрудников для возможности обеспечения технической поддержки поставляемого инструмента;
- наличие собственного производства на территории РФ (исключительного права поставки товара российского производства), сертифицированного по международным стандартам ISO, с предоставлением подтверждающих документов;
- наличие действующего склада инструмента на территории РФ и готовность организации резервного склада по требованиям Заказчика;
- наличие положительной репутации на рынке, подтвержденной отзывами заказчиков о качестве поставленных товаров, выполненных работ, оказанных Участником услуг;
- наличие антикоррупционной политики, а также политики безопасности производства;
- наличие сертификата по международным стандартам ISO 9001:2008;
- гарантия возможности организации процесса сбора отходов твердого сплава;
- наличие в составе заявки на участие в ПКО всех документов, указанных в п. 1.7 и разделе 2 «Перечень документов для ПКО»;
-
соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, оказание услуг, являющихся предметом ОЗП.
Согласно пункту 1.12 Закупочной документации Заказчик вправе признать участника не прошедшим предварительный квалификационный отбор в вследствие несоответствия требованиям, указанным в п. 1.3 документации о Закупке.
На заседании Заказчик пояснил, что требования Закупочной документации сформулированы в целях объективной оценки претендентов и выявления добросовестного участника для эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров. Учитывая наличие среди участников Закупки заявки, полностью соответствующей требованиям подпунктов 1.3.1 и 1.3.2 пункта 1.3 Закупочной документации, данные требования нельзя считать ограничивающими конкуренцию.
Комиссия, изучив анализ заявок представленных, на участие в Закупке, представленный Заказчиком на заседании Комиссии, установила, что шесть из восьми участников Закупки признаны не соответствующими подпункту 1.3.2 пункта 1.3 Закупочной документации и один участник подпункту 1.3.1 пункта 1.3 Закупочной документации.
При этом Заказчик не смог пояснить, объективную причину установления требования о дате государственной регистрации участника в установленном порядке не менее 5 лет предшествующих дате окончания срока подачи Заявок на ПКО, а также о наличии опыта выполнения аналогичных предмету ОЗП работ не менее чем с 7-ю предприятиями авиационной и космической промышленности Российской Федерации за последние 3 года в объеме не менее, чем 200 000 000,00 (двести миллионов рублей).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом требования, установленные в отношении участника закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие у участника закупки опыта работы), должны коррелироваться с самим предметом закупки. Кроме того, реализация Заказчиком права на самостоятельное установление тех или иных требований к предмету закупки, а также к участникам закупки, не должно нарушать запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 вышеупомянутой статьи положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, включение в Закупочную документацию требований к участникам Закупки не противоречит законодательству, запрещено только установление таких требований, которые влекут ограничение конкуренции. При этом, установление любых требований как к предмету закупки, так и к её участникам, должно иметь под собой объективную документальную подтвержденную необходимость. Обратное противоречило бы законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1.12 статьи 1.2 Положения о закупках Заказчика также установлен запрет на ограничение конкуренции, согласно которому квалификационные отборочные критерии не должны накладывать на конкурентную борьбу участников излишних ограничений.
Таким образом, действия Заказчика по включению необоснованных требований к участникам закупки нарушают требования части статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.