Решение б/н ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ» на действия заказчика - ФГУП «ГКНПЦ им. Х... от 25 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ»

117303, Москва, ул. Каховка, д. 11,стр. 1,
оф. 1

 

2. ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева»

121087, Москва, ул. Новозаводская,
д. 18

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1806/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.11.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ» на действия заказчика - ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» при проведении проведении открытого запроса предложений с предварительным квалификационным отбором на закупку твердосплавного инструмента и инструментальной оснастки (специальные твердосплавные фрезы, резцы, инструментальная оснастка, запчасти, хвостовики, корпуса, втулки и пр.) для нужд Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» (реестровый № 31401620427), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «ТЕХПРОМСТРОЙ» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» (далее — Заказчик) при проведении проведении открытого запроса предложений с предварительным квалификационным отбором на закупку твердосплавного инструмента и инструментальной оснастки (специальные твердосплавные фрезы, резцы, инструментальная оснастка, запчасти, хвостовики, корпуса, втулки и пр.) для нужд Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» (реестровый № 31401620427) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении требований к участникам Закупки, влекущих ограничение количества участников Закупки в нарушение действующего законодательства, повлекших отказ в допуске к участию в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

17.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева» (далее - Положение о закупках).

21.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Закупки от 21.10.2014 дата окончания подачи заявок — 05.11.2014, дата рассмотрения заявок — 05.11.2014, дата подведения итогов — 07.11.2014.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 05.11.2014 № 55/1 для участия в Закупке было подано 8 заявок, 7 из которых, в том числе заявка Заявителя, согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.11.2014 № 58 были отклонены Закупочной комиссией по причине не соответствия пункту 1.3 Закупочной документации. Участник Закупки ООО «Сандвик» признан соответствующим требованиям документации и допущен к участию в Закупке.

Согласно доводам Заявителя, требования Закупочной документации, а именно подпунктов 1.3.1 и 1.3.2 пунктов 1.3 Закупочной документации ограничивают количество участников Закупки.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1.3 Закупочной документации прошедшими предварительный квалификационный отбор будут считаться участники, соответствующие следующим требованиям:

- дата государственной регистрации участника в установленном порядке не менее 5 лет предшествующих дате окончания срока подачи Заявок на ПКО;

- опыт выполнения аналогичных предмету ОЗП работ не менее чем с 7-ю предприятиями авиационной и космической промышленности Российской Федерации за последние 3 года в объеме не менее, чем 200 000 000,00 (двести миллионов рублей). Фактическое подтверждение опыта выполнения работ осуществляется предоставлением копий договоров на поставку инструмента аналогичного предмету ОЗП и иных документов, подтверждающих факт исполнения договоров поставки инструмента;

- наличие соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства, поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом ОЗП;

- наличие широкой гаммы поставляемого инструмента, включающую в себя: токарный, фрезерный, сверлильный, резьбонарезной инструмент, станочную оснастку, электронную библиотеку инструмента;

- наличие официально зарегистрированных представительств организации на территории Центрального, Уральского, Сибирского Федеральных округов Российской Федерации, где будут проводиться поставки по договору, в том числе наличие подтвержденной возможности оказать своевременную бесплатную техническую поддержку квалифицированными (дипломированными) специалистами с предоставлением подтверждающих документов;

- наличие необходимого количества квалифицированных штатных сотрудников для возможности обеспечения технической поддержки поставляемого инструмента;

- наличие собственного производства на территории РФ (исключительного права поставки товара российского производства), сертифицированного по международным стандартам ISO, с предоставлением подтверждающих документов;

- наличие действующего склада инструмента на территории РФ и готовность организации резервного склада по требованиям Заказчика;

- наличие положительной репутации на рынке, подтвержденной отзывами заказчиков о качестве поставленных товаров, выполненных работ, оказанных Участником услуг;

- наличие антикоррупционной политики, а также политики безопасности производства;

- наличие сертификата по международным стандартам ISO 9001:2008;

- гарантия возможности организации процесса сбора отходов твердого сплава;

- наличие в составе заявки на участие в ПКО всех документов, указанных в п. 1.7 и разделе 2 «Перечень документов для ПКО»;

  • соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, оказание услуг, являющихся предметом ОЗП.

Согласно пункту 1.12 Закупочной документации Заказчик вправе признать участника не прошедшим предварительный квалификационный отбор в вследствие несоответствия требованиям, указанным в п. 1.3 документации о Закупке.

На заседании Заказчик пояснил, что требования Закупочной документации сформулированы в целях объективной оценки претендентов и выявления добросовестного участника для эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров. Учитывая наличие среди участников Закупки заявки, полностью соответствующей требованиям подпунктов 1.3.1 и 1.3.2 пункта 1.3 Закупочной документации, данные требования нельзя считать ограничивающими конкуренцию.

Комиссия, изучив анализ заявок представленных, на участие в Закупке, представленный Заказчиком на заседании Комиссии, установила, что шесть из восьми участников Закупки признаны не соответствующими подпункту 1.3.2 пункта 1.3 Закупочной документации и один участник подпункту 1.3.1 пункта 1.3 Закупочной документации.

При этом Заказчик не смог пояснить, объективную причину установления требования о дате государственной регистрации участника в установленном порядке не менее 5 лет предшествующих дате окончания срока подачи Заявок на ПКО, а также о наличии опыта выполнения аналогичных предмету ОЗП работ не менее чем с 7-ю предприятиями авиационной и космической промышленности Российской Федерации за последние 3 года в объеме не менее, чем 200 000 000,00 (двести миллионов рублей).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом требования, установленные в отношении участника закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие у участника закупки опыта работы), должны коррелироваться с самим предметом закупки. Кроме того, реализация Заказчиком права на самостоятельное установление тех или иных требований к предмету закупки, а также к участникам закупки, не должно нарушать запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 вышеупомянутой статьи положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, включение в Закупочную документацию требований к участникам Закупки не противоречит законодательству, запрещено только установление таких требований, которые влекут ограничение конкуренции. При этом, установление любых требований как к предмету закупки, так и к её участникам, должно иметь под собой объективную документальную подтвержденную необходимость. Обратное противоречило бы законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1.12 статьи 1.2 Положения о закупках Заказчика также установлен запрет на ограничение конкуренции, согласно которому квалификационные отборочные критерии не должны накладывать на конкурентную борьбу участников излишних ограничений.

Таким образом, действия Заказчика по включению необоснованных требований к участникам закупки нарушают требования части статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны