Решение б/н Решение по жалобе САО «ВСК» (далее - Заявитель) на действия ... от 25 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

1. САО «ВСК»

ул. Островная, д. 4, Москва, 121552
 

2.Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»
(РГУ Нефти и газа (ниу) им. И.М. Губкина)

пр-кт Ленинский, д. 65, корп. 1, Москва, 119991

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1808/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей:

САО «ВСК»

РГУ Нефти и газа (ниу) им. И.М. Губкина

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее - Заявитель) на действия заказчика - РГУ Нефти и газа (ниу) им. И.М. Губкина (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (реестровый № 31705178110) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. отсутствии ответов на запросы разъяснения положений Конкурсной документации;

    2. установлении неправомерных показателей подкритериев «Включение в программы страхования медицинских центров» (Наличие собственных медицинских центров) и «Предоставление застрахованным психологической помощи» (наличие собственной службы психиатрической помощи) критерия «Качество товара (работ, услуг)», ограничивающих конкуренцию (довод заявлен 07.08.2017 в ходе первичного заседания Комиссии).

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

РГУ Нефти и газа (ниу) им. И.М. Губкина отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 01.06.2017. Согласно извещению о проведении Конкурс, дата окончания приема заявок - 28.07.2017, дата подведения итогов - 02.08.2017.

Начальная (максимальная) цена договора –24 000 000,00 руб.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

1) Заявитель указывает на отсутствие со стороны Заказчика ответов на запросы разъяснений положений Конкурсной документации, а именно: исх. от 22.06.2017 № 00-70-17/z 615, от 23.06.2017 № 00-70-17/z 617, от 27.06.2017 № 00-70-17/z 639.

Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Следовательно, Заказчик должен указать в Конкурсной документации порядок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений закупочной документации.

Пунктом 2.2.2 Конкурсной документации установлено, что любой участник конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений такое разъяснение размещается заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Из указанного пункта Конкурсной документации следует, что участники Конкурса вправе направить в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений Конкурсной документации не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе. При этом, ответ на такой запрос Заказчик обязан направить в течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса.

Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила следующее.

Заявителем в адрес Заказчика были направлены следующие запросы о разъяснении положений Конкурсной документации:

    1. от 22.06.2017 № 00-70-17/z 615,

    2. от 23.06.2017 № 00-70-17/z 617,

    3. от 27.06.2017 № 00-70-17/z 639,

    4. от 19.07.2017 № 00-70-17/z 655,

    5. от 20.07.2017 № 00-70-17/z 659.

Вместе с тем, получение указанных запросов участника Заказчиком не оспаривается.

В ходе заседания Заказчик пояснил, что направленные запросы Заявителя (исх. от 22.06.2017 № 00-70-17/z 615, от 23.06.2017 № 00-70-17/z 617, от 27.06.2017 № 00-70-17/z 639) не содержали вопросов, направленных на разъяснение положений Конкурсной документации, а направлялись с целью получения дополнительной информации, в том числе обоснования установления тех или иных требований/внесения изменений.

Изучив текст направленных Заявителем в адрес Заказчика запросов о разъяснении положений Конкурсной документации, Комиссия установила, что запрос от 23.06.2017 № 00-70-17/z 617 не содержит запроса разъяснений непосредственно положений Конкурсной документации. В указанном запросе участник запрашивает информацию относительно обоснования внесенных изменений в части увеличения минимально заявленной страховой суммы на одного сотрудника и указывает на некорректное обоснование начальной (максимальной) цены договора.

Следовательно, вышеуказанный запрос Заявителя не направлен в адрес Заказчика с целью уточнения/разъяснения положений Конкурсной документации и не может считаться запросом разъяснений.

Относительно запросов Заявителя об отсутствии ответов на запросы исх. от 22.06.2017 № 00-70-17/z 615 и от 27.06.2017 № 00-70-17/z 639 Комиссия установила, что Заказчиком позднее были даны ответы на аналогичные запросы разъяснений положений Конкурсной документации (исх. от 19.07.2017 № 00-70-17/z 655 и от 20.07.2017 № 00-70-17/z 659), в связи с чем доводы возражения Заказчика в указанной части не находят своего подтверждения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2.2.2 Конкурсной документации и решила признать вышеуказанный довод жалобы (отсутствие ответов на запросы разъяснений положений Конкурсной документации исх. от 22.06.2017 № 00-70-17/z 615 и от 27.06.2017 № 00-70-17/z 639) Заявителя обоснованным.

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям Заказчика, ответы на указанные запросы разъяснений положений Конкурсной документации даны 19.07.2017 и 20.07.2017 соответственно.

Кроме того, с целью уточнения позиции РГУ Нефти и газа (ниу) им. И.М. Губкина 19.06.2017, 28.06.2017 и 13.07.2017 в Конкурсную документацию были внесены изменения, в том числе с учетом информации, указанной в запросах Заявителя (в части критерия оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости и порядка оценки в Приложении 1 к Информационной карте Конкурсной документации, изменения коэффициента для лиц старше 60 лет).

2) Также, в ходе первичного заседания Комиссии 07.08.2017 Заявителем заявлен довод об установлении Заказчиком неправомерных показателей подкритериев «Включение в программы страхования медицинских центров» (Наличие собственных медицинских центров) и «Предоставление застрахованным психологической помощи» (наличие собственной службы психиатрической помощи) критерия «Качество товара (работ, услуг).

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

-порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, Заказчик должен установить в Конкурсной документации критерии и порядок оценки заявок участников Конкурса, в соответствии с которыми Заказчик осуществляет оценку заявок участников закупочной процедуры.

Приложением 1 Информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участником и их значимость:

  • цена договора - 30%;

  • качество товара (работ, услуг) - 35%;

  • квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация) - 35%.

Согласно пункту 3 Приложения 1 Информационной карты Конкурсной документации для получения рейтинга заявок по критерию «Качество товара (работ, услуг)» каждой заявке по данному критерию комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию. Дробное значение округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

По каждому показателю предложению участника конкурса присваивается значение в баллах в соответствии с таблицей:

№ п/п

Показатели

Значение показателя

Кол-во баллов

1

Оценивается наличие отказов в выплате по добровольному медицинскому страхованию.

Сведения подтверждаются справкой участника по данным формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь – сентябрь 2016 года, раздел 1, срока 126, столбец 8. Информация, представленная в составе заявки, должна соответствовать размещенной на официальном сайте Банка России http://lks.fcsm.ru/publication. При наличии отказов либо при отсутствии в заявке сведения участника по данному показателю, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов

Наличие

0

Отсутствие

40

2

Оценивается наличие у участников круглосуточного диспетчерского пульта с бесплатным многоканальным телефоном.

При отсутствии в составе заявке сведений участника по данному показателю, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов

Отсутствие

0

Наличие

10

3

Дополнительные бонусные условия, предоставляемые участником закупки.

В качестве подтверждения по данному показателю Участник закупки в составе заявки обязан указать наличие дополнительных услуг, дать их краткое описание и порядок предоставления..

При отсутствии в составе заявки копий документов, подтверждающих сведения участника, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов

Отсутствие

0

Наличие

10

4

Дополнительное расширение объема услуг, предоставляемое участником закупки

В качестве подтверждения по данному показателю Участник закупки в составе заявки обязан указать наличие дополнительных услуг).

При отсутствии в составе заявки копий документов, подтверждающих сведения участника, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.

Отсутствие

0

Наличие

10

5

Включение в программы страхования медицинских центров

В качестве подтверждения по указанному показателю Участник закупки обязан приложить документы, подтверждающие наличие у него собственных медицинских центров, либо документы, подтверждающих наличие договорных отношений с соответствующими медицинскими центрами. При отсутствии в составе заявки копий документов, подтверждающих сведения участника, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.

Отсутствие

0

наличие договоров с медицинскими центрами

10

наличие собственных медицинских центров

15

6

Предоставление застрахованным психологической помощи.

В качестве подтверждения по указанному показателю Участник закупки указывает порядок закрепления и обращения в данную службу.

При отсутствии в составе заявки копий документов, подтверждающих сведения участника, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.

Отсутствие

0

оказание психиатрической помощи с привлечением специализированных организаций по договорам

10

наличие собственной службы психиатрической помощи

15

Таким образом, Заказчик осуществляет оценку заявок участников по критерию «Качество товара (работ, услуг)» в соответствии с порядком, указанным в пункте 3 Приложения 1 Информационной карты Конкурсной документации.

При этом, Заказчиком не нарушены пункты 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия, в ходе изучения вышеуказанного порядка оценки установила, что по критерию «Качество товара (работ, услуг)» Заказчиком установлен максимальный балл 35 баллов (значимость 35% из 100%).

Вместе с тем, спорные показатели «Включение в программы страхования медицинских центров» (Наличие собственных медицинских центров) и «Предоставление застрахованным психологической помощи» (наличие собственной службы психиатрической помощи) (2 показателя из 6 показателей критерия «Качество товара (работ, услуг)») не содержат положений, являющихся препятствием для объективного выявления победителя Конкурса, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о раскрытии Заказчиком порядка оценки и указании значимости спорных критериев и показателей.

Также, согласно письменным пояснениям Заказчика, анализ рынка услуг по добровольному медицинскому страхованию (топ 10) выявил, что заявленным показателям соответствуют (т. е. способны набрать максимальный балл) минимум 4 компании (СОГАЗ, РЕСО, Ингосстрах, Альянс). Более того, 2 заявки из 3 поданных на участие в Конкурсе, а именно: ЗАО «МАКС» (не входящий в вышеуказанный топ 10) и ОАО «АльфаСтрахование», также соответствуют спорным показателям (по данным показателям присвоены максимальные баллы).

При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено каких-либо доказательств ограничения конкуренции установлением Заказчиком спорных показателей.

Помимо указанного, согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в Конкурсе от 28.07.2017 № 1 на участие в спорной закупочной процедуре подано 3 заявки, в том числе заявка Заявителя.

Таким образом, вышеуказанный довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.

Также, Комиссия отмечает, что данный довод жалобы заявлен Заявителем 07.08.2017, то есть после осуществления Заказчиком рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса и публикации таких результатов в ЕИС. При этом, положения Конкурсной документации ранее не оспаривались Заявителем.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части отсутствия со стороны Заказчика ответов на запросы разъяснений положений Конкурсной документации, а именно: исх. от 22.06.2017 № 00-70-17/z 615, от 27.06.2017 № 00-70-17/z 639, в остальной части - необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 2.2.2 Конкурсной документации.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как данные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя, в частности Заказчиком были внесены изменения в Конкурсную документацию, а также предоставлены ответы на аналогичные запросы разъяснений положений Конкурсной документации (исх. от 19.07.2017 № 00-70-17/z 655 и от 20.07.2017 № 00-70-17/z 659).

  4. Снять ограничения на размещение Конкурса наложенные письмом Московского УФАС России от 01.08.2017 № ИШ/38153/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны