Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "Санта" на действия ПАО ... от 9 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1817/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

23.10.2018 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей ПАО «Транснефть» - <...> (доверенность от 13.12.2017 № 331), <...> (доверенность от 29.11.2017 № 305),

в отсутствие представителей ООО «Санта» (извещено надлежащим образом письмом Московского УФАС России),

рассмотрев жалобу ООО «Санта» (далее также — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ПАО «Транснефть» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования административного здания (реестровый № 31806937081) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении в Конкурсной документации требований, влекущих ограничение конкуренции.

Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорному Конкурсу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату опубликования Положения о закупках) (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС — 12.07.2018.

На Официальном сайте 19.09.2018 Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора 50 646 961,80 руб.

В соответствии с указанным извещением датой окончания приема заявок определено 08.10.2018, дата рассмотрения заявок — 01.11.2018, дата подведения итогов — 12.11.2018.

Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

1. Согласно подпункту 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки.

В соответствии с разделом 4 «Потребность строительства в кадрах» Технического задания Конкурсной документации (далее — Техническое задание) для оказания услуг требуется персонал в количестве 22 человек, к которым предъявляются следующие требования:

  • Альпинисты должны иметь удостоверение промышленного альпиниста.

    (Для подтверждения соответствия персонала требованиям Технического задания, участнику закупки необходимо представить в составе заявки копию удостоверения промышленного альпиниста).

  • Административно-технический и оперативно-технический персонал Исполнителя (главный инженер объекта, ведущий инженер–энергетик) должен иметь допуск (удостоверение) по электробезопасности не ниже IV группы для работы на электроустановках напряжением до и выше 1000В.

    (Для подтверждения соответствия персонала требованиям Технического задания, участнику закупки необходимо представить в составе заявки копию удостоверения по электробезопасности не ниже IV группы для работы на электроустановках напряжением до и выше 1000В и протоколы (журналы переаттестации).

  • Административно-технический персонал Исполнителя (главный инженер объекта, инженер–теплотехник) должен иметь допуск (протокол проверки знаний) по эксплуатации тепловых энергоустановок и тепловых сетей.

    (Для подтверждения соответствия персонала требованиям Технического задания, участнику закупки необходимо представить в составе заявки копию протокола проверки знаний по эксплуатации тепловых энергоустановок и тепловых сетей).

  • Оперативно-ремонтный персонал Исполнителя (дежурный электрик) должен иметь допуск (удостоверение) по электробезопасности III группы для работы в электроустановках напряжением до 1000 В.

    (Для подтверждения соответствия персонала требованиям Технического задания, участнику закупки необходимо представить в составе заявки копию удостоверения по электробезопасности III группы для работы в электроустановках напряжением до 1000 В).

По мнению Заявителя данные требования влекут ограничение конкуренции, так как отсутствие у участника персонала, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, поскольку такой персонал может быть привлечен участником закупочной процедуры после подведения итогов процедуры, в случае признания такого участника победителем Конкурса. Данные требования налагают дополнительные финансовые обязательства на участника Конкурса для целей принятия участия в соответствующей процедуре.

Представители Заказчика в письменных возражениях ссылаются на то, что в соответствии с пунктом 9.14 Инструкции для участников закупки работ, услуг (для закупок, проводимых в электронной форме), входящей в состав Конкурсной документации (далее — Инструкция), в случае отсутствия у участника закупки необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, требование о наличии которых указано в Конкурсной документации, участник закупочной процедуры привлекает к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) (в том числе специалистов, привлекаемых на основании договоров гражданско-правового характера), отвечающих указанным в настоящем пункте требованиям.

В этом случае, участник Конкурса подтверждает соответствие установленным требованиям путем предоставления в составе заявки на участие в закупочной процедуре копии договора (протокола, соглашения о намерениях), подписанного между участником закупки (исполнителем) и привлекаемым субподрядчиком (соисполнителем), на каждого привлекаемого субподрядчика (соисполнителя) Формы 8.

При заполнении Формы 8 участник Конкурса указывает:

  • общую численность персонала организации;

  • персонал, используемый при реализации работ, услуг (численность, стаж работы, разряд) (класс));

  • численность персонала, занятого на других объектах в период выполнения работ, услуг по закупке.

Наличие и стаж работы персонала участника Конкурса положены в основу оценки подкритерия «Персонал Участника закупки (Лист оценки № 2.3, D3)».

Представители Заказчика в письменных возражениях ссылаются на позицию, согласно которой предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение положения о закупках согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиком в товара, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, по мнению Заказчика, Конкурсная документация, содержащая требования к участникам Конкурса о представлении документов, свидетельствующих о возможности качественного оказания ими соответствующих услуг, отвечает целям эффективного использования источников финансирования и направлено на наиболее полное удовлетворение потребностей Заказчика.

Комиссией не оспаривается право Заказчика на разработку Положения о закупках и Конкурсной документации для удовлетворения необходимых потребностей в необходимых товарах, услугах, работах.

Однако Заказчик уже реализовал данное право, установив в Конкурсной документации требования к оказываемым услугам в Техническом задании, являющегося неотъемлимой частью Конкурсной документации, где определён объем необходимых услуг, количество персонала и его квалификация.

Участник Конкурса, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется согласие участника на оказание услуг в соответствии с требованиями Конкурсной документации.

Требование о представлении документов, подтверждающих наличие и квалификацию персонала нельзя рассматривать как надлежащее ввиду того, что представление таких документов не является гарантией исполнения, надежности участника, однако налагает бремя на такое лицо по получению указанных документов.

Действительно, предоставление такого рода документов в отсутствие гарантированности заключения в будущем договора влечет для участника Конкурса создание для себя состояния правовой неопределенности, когда, с одной стороны, он видит возможность исполнения заключенного в будущем договора с привлечением сил и средств третьих лиц (согласно объяснениям самого Заказчика о возможности подобного способа исполнения договора), а с другой стороны, такой потенциальный участник Закупки фактически не может реализовать подобное право ввиду условий, позволяющих привлечь третьи лица, которые установил Заказчик, то есть с заполнением форм и указанием всех сведений.

Соглашение о намерениях — документ, в котором стороны закрепляют свое желание сотрудничать друг с другом в определенной сфере или заключить конкретный договор. Стороны вправе заключить его в силу пункта 2 статьи 421 ГК РФ. Отличительной особенностью соглашения о намерениях является то, что, если какая-либо из сторон передумала заключать основной договор, ее нельзя понудить к этому. То есть наличие такого соглашения у участника Конкурса не подтверждает, что на момент заключения договора по результатам закупочной процедуры у участника Конкурса будет необходимый персонал и услуги будут оказаны качественно.

Аналогичные выводы можно сделать в отношении персонала, находящегося в штате участника (персонал может быть уволен/сокращен по обстоятельствам, неизвестным участнику на момент участия в процедуре), а также персонала по договору субподряда (договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке).

По своей сути, персонал для оказания соответствующих услуг необходим участнику Конкурса на этапе исполнения договора. Таким образом, подтверждается, что Заказчик установлением подобного рода требований не защищает себя от ненадлежащим образом подготовленного исполнителя договора, а, напротив, фактически рискует получить в контрагенты лицо, которое в спешном порядке заключило серию сделок, позволяющих формально войти в круг участников Конкурса.

При этом в целях защиты Заказчика от лица, ненадлежащим образом исполняющего свои обязательств, законодателем введен институт публично-правовой ответственности в виде включения сведений о таких лицах в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Реализуя свое право на участие в закупочной процедуре, участник, согласившись на условия проведения Конкурса, подает соответствующую заявку.

При таких обстоятельствах заключение договора на условиях, установленных Конкурсной документацией, является обязанностью как участника, так и Заказчика, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участкам закупки. Аналогичные положения содержатся в пункте 3.1 Положения о закупках.

В связи с этим установление дополнительного механизма отбора, который способен исключить из числа возможных участников Закупки лиц, имеющих как соответствующие намерения, так и соответствующие возможности, не может отвечать правилам и принципам проведения закупок, установленным в законодательстве.

При этом следует отметить, что по своей сути данные требования фактически устанавливают барьер не только, как указывалось ранее, непосредственно среди лиц, которые подали заявки на участие в Закупке, но и для тех лиц, которые, обладая специальными разрешительными документами, отказываются от намерения участвовать в Закупке.

Напротив, лица, не имеющие специальных разрешительных документов, без которых невозможно исполнение соответствующих договоров (например, лицензий) подают заявки для участия в закупочной процедуре, фактически (как это следует из совершенных ими действий) считая превалирующим требование о наличии у них документов и сведений относительно договорных отношений с работниками (или отношений с третьими лицами).

Данное обстоятельство подтверждается, кроме прочего, и сведениями из протоколов, составленных и размещенных Заказчиком в рамках спорного Конкурса.

Более того, указанное обстоятельство подтверждается сведениями из единой информационной системы в сфере закупок.

Так, анализ аналогичных и сходных закупочных процедур с сопоставимыми предметами (ценой) показывает, что требование, аналогичное установленному Заказчиком, является одним из многих критериев оценки, но в подавляющем большинстве не критерием допуска к участию в закупочных процедурах.

Таким образом, следует признать, что установленная Заказчиком практика включения спорного требования в состав Закупочной документации, учитывая, что в любом случае услуги данного типа обязаны оказываться равнозначно качественно, не является общепринятым и допустимым способом защиты от действий недобросовестного контрагента, и, как следствие, основания расценивать отнесение данного бремени на участника как обоснованное требование отсутствуют.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований о представлении документов, подтверждающих наличие и квалификацию персонала, привлекаемого для оказания услуг, нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

      1. Также Заявитель обжалует установление в Конкурсной документации возможности осуществления выездной проверки в отношении участников закупочной процедуры, так как возможность участия в закупке зависит от волеизъявления Заказчика. Кроме того, Заказчик может избирательно подходить к реализации права на осуществление выездных проверок в отношении участников Конкурса.

В соответствии с пунктом 3.25.6 Положения о закупках Заказчик, организатор закупки, если это предусмотрено документаций о закупке, после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке (после открытия доступа к заявкам участников закупки, при проведении закупки в электронной форме) и до выбора победителя закупки при необходимости осуществляет проверку участников закупки с выездом в места их базирования, на предмет соответствия требованиям документации о закупке, в том числе организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующего акта проверки. Проверка осуществляется в порядке, предусмотренном документацией о закупке.

Согласно абзацу 2 пункта 25 Извещения Заказчик, организатор закупки вправе осуществить проверку всех участников закупки, с выездом в места их базирования, на предмет организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующих актов проверки до момента выбора победителя закупки.

Заказчиком определен Порядок проверки на соответствие отдельным требованиям (Приложение В), входящим в состав Конкурсной документации (далее — Порядок проведения проверки).

Согласно доводам представителей Заказчика отказ участника от выездной проверки, инициированной Заказчиком, организатором закупки, не является основанием для отклонения заявки от участия в Конкурсе, а оказывает влияние на оценку по критериям (отказ приравнивается к нулю баллов по проверяемому критерию). Кроме того, на момент подачи жалобы Заказчиком не проводились выездные проверки участников закупочной процедуры. Совокупность названных фактов свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов Заявителя и иных участников Конкурса, об ограничении конкуренции.

Также представители Заказчика в возражениях ссылались на тот факт, что в случае принятия Заказчиком решения о проведении выездной проверки данная проверка будет проведена в отношении всех участников Конкурса.

Однако Комиссией установлено, что в Порядке проведения проверки отсутствуют положения, позволяющие определить, что проверка будет произведена в отношении всех участников Конкурса, а не избирательно по решению Заказчика.

Комиссия оценивает заявленные доводы представителей Заказчика критически в связи с тем, что из пункта 3.25.6 Положения о закупках следует, что выездная проверка проводится с целью проверки соответствия участника требованиям Конкурсной документации. В то же время, согласно пункту 6.5.2 Положения о закупках Конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупочной процедуре на любом этапе вплоть до заключения договора в случаях, указанных в данном пункте, в том числе по основаниям несоответствия заявки требованиям документации о закупке или установления недостоверности содержащейся в заявке информации о соответствии установленным требованиям. Таким образом, хотя выездная проверка и не поименована в пункте 6.5.2 Положения о закупках как основание отклонения заявки от участия в Конкурсе, фактически результаты, полученные в рамках проверки, могут быть основанием для отклонения заявки от участия в Конкурсе.

При этом предметом Конкурса является оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования административного здания, и не ясно, чем обусловлена необходимость проведения выездной проверки с учетом конкретного предмета Конкурса.

На заседании Комиссии представители Заказчика затруднились пояснить необходимость установления возможности проведения выездной проверки в рамках данного Конкурса и пояснили, что Конкурсная документация является типовой для закупочных процедур Заказчика, в связи с чем Заказчик не стал бы проводить указанную проверку.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2.2 Положения о закупках документация о закупке - комплект документов, содержащих информацию, об условиях и процедуре проведения закупки и о требованиях к заявке, в том числе сведения, предусмотренные пунктом 3.13 Положения, а также извещение об осуществлении закупки и проект договора.

В соответствии с пунктом 3.5 Положения о закупках для осуществления закупки заказчик, организатор закупки разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме).

Таким образом, в соответствии с вышеназванными пунктами Положения о закупках Заказчик обязан разрабатывать документацию о закупке к каждой конкретной закупочной процедуре, так как при подаче заявки участник такой процедуры соглашается с условиями данной документации, что налагает на него определенную степень ответственности. Участник при принятии решения об участии в Конкурсе не должен самостоятельно определять, являются ли какие-либо условия документации типовыми и применимы ли они с учетом предмета Конкурса или нет.

Кроме того, вызывает сомнения наличие правомочий у Заказчика на проведение выездных проверок в отношении участников закупочной процедуры. Так, предусмотрена возможность проведения проверки наличия количества специалистов и иных работников, соответствующих требованиям документации о закупке, проводится проверка личных карточек работников, включая информацию о гражданстве, образовании, приеме на работу, наличие разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В соответствии с абзацем 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок.

То есть проверка личных карточек работников и информации содержащейся в ней относится к полномочиям Федеральной инспекции труда.

Подпунктом «б» пункта 7 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2012 № 1162, должностные лица уполномоченных органов проводится проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности пребывания и соблюдения установленного порядка осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства трудовой деятельности, а также порядка привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

Следовательно, проверка разрешений на привлечение и использование иностранных работников относится к полномочиям Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов.

При осуществлении проверки правомочности участника закупочной процедуры заключать договор производится проверка наличия у участника документов, в том числе решения о создании организации, учредительных документов.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) решение о создании юридического лица и учредительные документы входят в состав пакета документов, представляемых в налоговый орган для соответствующей регистрации лиц.

При этом пунктом 2 статьи 11 Закон о государственной регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ЕГРЮЛ).

Таким образом, информация о юридическом лице (участнике Конкурса), содержащаяся в ЕГРЮЛ, подтверждает факт юридического существования такого лица. Проведение же дополнительной проверки достоверности таких документов не входит в полномочия Заказчика, так как является контрольной функцией, которая осуществляется исключительно уполномоченным государственным органом.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик проводя выездную проверку документов и сведений в отношении участника Конкурса подменяет собой государственные органы, уполномоченные осуществлять контрольно-ревизионные функции.

При этом подлежит отклонению ссылка Заявителя на иную административную и судебную практику.

Так, учитывая специфические, специально установленные Законом о закупках и Законом о защите конкуренции основания для обжалования действий заказчиков, считать, что вынесенное решение антимонопольного органа в рамках дел № 1-00-663/77-18, № 1-00-1380/77-18, №223ФЗ-449/18 носит существенный характер для рассмотрения настоящей жалобы, не приходится.

Также не могут быть учтены позиции, приложенные в рамках судебных споров, ссылки на которые привел Заказчик, поскольку из них не следует, что судебные органы в рамках названных дел сделали безусловные выводы о законности подобного требования, поскольку каждый раз исходили из конкретных обстоятельств каждого дела.

При этом Комиссия также учитывает и тот факт, что проводимая проверка (возможность ее проведения) с безусловностью может лишить потенциального участника Закупки выраженного намерения подать заявку, так как при такой проверке возможно, кроме прочего, нарушение используемого таким лицом режима производственной и коммерческой тайны, раскрытие секретов производства вне зависимости от заверений (даже документально зафиксированных) Заказчика и его представителей об обратном.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Конкурсной документации возможности проведения Заказчиком выездной проверки в отношении участников Конкурса, нарушают подпункт 2 пункт 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 3.1 Положения о закупках.

      1. Также Заявителем обжалуется установление в Конкурсной документации в качестве оценки таких подфакторов как «Наличие неудовлетворенных претензионных требований от ПАО «Транснефть» и ОСТ» и «Наличие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник выступал ответчиком перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ».

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 1.3.1 Порядка и критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе (далее — Порядок оценки) оценка квалификационно-технической части проводится в том числе по фактору «Надежность и репутация участников закупки (лист оценки № 2.7, D7)».

В листе оценки № 2.7 оцениваемым подфактором является «Наличие неудовлетворенных претензионных требований от ПАО «Транснефть» и ОСТ», по которому участнику Конкурса присваивается от 10 до 0 баллов (-1 балл за каждую претензию, но не меньше 0).

Таким образом, по мнению представителей Заказчика, данный критерий является оценочным и участник Конкурса, зная о наличии таких претензий, может компенсировать потерю баллов по данному подкритерию за счет иных оценочных критериев.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что ранее не состояли в договорных отношениях с Заявителем, в связи с чем по данному подфактору в случае его участия в Конкурсе ему было бы присвоено 10 баллов.

Относительно иных участников Конкурса, у которых могут наличествовать претензии со стороны иных организаций, что не является предметом оценки, представители Заказчика указали на возможность установления Заказчиком дополнительных требований исходя из особенностей осуществляемой деятельности при условии, что такие требования предъявляются ко всем участникам закупки в равной степени и являются измеряемыми.

Комиссия оценивает доводы представителей Заказчика критически в связи с тем, что устанавливаемые требования должны в равной степени относиться ко всем участникам Конкурса, что не соблюдено Заказчиком в данном случае.

Абзацем 10 пункта 6.5.2 Положения о закупках установлено, что Конкурсная комиссия вправе отклонить заявку на участие в Конкурсе по основанию наличия у участника закупки на дату подведения итогов Конкурса перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств (подтвержденных претензиями и/или решениями судов) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, возврату аванса.

Таким образом, из содержания Положения о закупках невозможно однозначно определить влияет ли несоответствие вышеперечисленным требованиям к участникам Конкурса на отказ в допуске или влечет снижение количества присваиваемых баллов.

Вместе с тем вышеуказанное требование не может быть применено в равной степени к участникам Конкурса, поскольку участники Конкурса, имеющие в наличии неудовлетворенные претензии в рамках закупок с иным хозяйствующим субъектом, могут быть допущены к участию в Конкурсе и получить наивысший балл, в то время как участники, имеющие данные факты и случаи в рамках закупок с Заказчиком, подлежат отклонению/снижению баллов, присваиваемых участнику.

Заказчик в подтверждение указанного довода ссылается на его правомочие по установлению специфической для каждого заказчика из числа субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках Закона о закупках, набора требований к участникам и критериев их оценки.

Действительно, указанное правомочие напрямую следует из положений Закона о закупках, однако нельзя не учитывать, что все критерии и требования, которые предъявляются к участникам закупочных процедур, должны носить объективный, администрируемый и обоснованный характер.

Из объяснений Заказчика не следует, чем лицо, которое не получало субъективномотивированной претензии от любого другого контрагента хуже, чем лицо, которое получило подобную претензию от одного из обществ группы компаний «Транснефть».

Таким образом, подлежат отклонению доводы Заказчика со ссылками на судебные акты Верховного суда Российской Федерации, так как из данных определений следует, что установление требований со стороны заказчиков должно быть обоснованным (чего в настоящем случае Заказчиком не сделано).

Кроме того, учитывая, что указанные претензии направляются самим Заказчиком и иными организациями системы «Транснефть», а указанным претензиям не дается надлежащая правовая оценка судом, возможно субъективное правоусмотрение Заказчика при направлении соответствующих претензий конкретным субъектам рынка, что не соотносится с принципами проведения закупочных процедур и равноправия участников гражданских правоотношений.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного ограничивает круг участников, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника Конкурса исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Более того, критерий не является объективным и прозрачным и не позволяет учитывать фактически совершенное правонарушение, то есть степень опасности нарушения. Данный критерий является дискриминационным, потому как не позволяет дифференцировать нарушения, непосредственно связанные с нарушением обязательств, и иные нарушения. Кроме того, данный критерий не позволяет дифференцировать нарушения с точки зрения их опасности.

Относительно довода о наличии вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник выступал ответчиком перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ Комиссия установила следующее.

В листе оценки № 2.7 отсутствует данный подфактор, то есть он не является предметом оценки со стороны Заказчика, как утверждает в жалобе Заявитель. Однако в соответствии с абзацем 7 пункта 6.5.2 Положения о закупках наличие вышеназванного обстоятельства является основанием для отклонения заявки от участия в Конкурсе.

Таким образом, указанный критерий фактически заставляет, с одной стороны, отказываться контрагентов Заказчика от ведения судебной работы с организациями группы компаний «Транснефть» ввиду значительного в случае проигрыша риска получить более низкие баллы при участии в будущих закупках, а с другой стороны, ставит в неравное положение прошлых контрагентов Заказчика с теми, которые ранее в закупочных процедурах ПАО «Транснефть» не участвовали.

При этом создается ситуация, которая нивелирует существо судебной и претензионной работы как способов защиты нарушенного права, поскольку позволяет обеим сторонам таких отношений манипулировать таким правом.

Так, Заказчик может стремиться к предъявлению необоснованных претензий к неисполнившим по тем или иным причинам контрагентам, а участник закупки получив значительный объем претензий и судебных взысканий у одни заказчиков (например, ПАО «Газпром») «уйти» к другим, для которых в силу порядка и оснований оценки заявок такое лицо будет считаться надлежащим контрагентом с устойчивой деловой репутацией.

На основании изложенного, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, а указанная их редакция влечет нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия признает данный довод жалобы обоснованным.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Санта» (ОГРН: 1188617004245; ИНН: 8602284890) на действия ПАО «Транснефть» (ОГРН: 1027700049486; ИНН: 7706061801) при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Установить в действиях ПАО «Транснефть» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 3.1 Положения о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1817/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.10.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.10.2018 по делу № 1-00-1817/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «Транснефть» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования административного здания (реестровый № 31806937081) (далее — Конкурс), а именно:

  1. Заказчику в отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

  2. Заказчику вернуть участникам Торгов ранее поданные заявки
    с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Торгах.

  3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Московского УФАС России 23.10.2018 по делу № 1-00-1817/77-18.

  4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

  5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса.

  6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.

  7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок не позднее 30.11.2018.

  8. Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок не позднее 07.12.2018 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

      1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны