Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Благоустройство Запсиба... от 25 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Благоустройство Запсиба»

пр-т им. Газеты Красноярский рабочий, д. 170а, пом. 3-19, г. Красноярск, 660093

 

  1. Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра»
    (ПАО «МРСК Центра»)
    ул. Ямская 2-я, д. 4, Москва, 127018

     

  2. АО «Центр развития экономики»
    ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1833/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10.08.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей:

от заявителя - ООО «Благоустройство Запсиба»,

от заказчика - ПАО «МРСК Центра»,

в отсутствие:

АО «Центр развития экономики» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 04.08.2017 № ИШ/38887/17, уведомлением о переносе заседания Комиссии от 07.08.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Благоустройство Запсиба» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО «МРСК Центра» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на оказание услуг по санитарной уборке служебных, производственных помещений и прилегающей территории для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Костромаэнерго», «Смоленскэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») (реестровый № 31705332115) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в установлении неправомерных требований к участникам о представлении образцов продукции.

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре; указал на отсутствие у Комиссии полномочий на рассмотрение поступившей жалобы, поскольку она не отвечает требованиям части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

ПАО «МРСК Центра» отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Закона о закупках (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа ни по перечню оснований для обжалования, ни по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, вопреки доводам Заказчика, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

17.07.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 09.08.2017. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса - 28.08.2017.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 8.1.3.2 Положения о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 3.3.2.1 Конкурсной документации участник закупочной процедуры должен включить в состав заявки (предложения) документы, в том числе: акт приёма-передачи образцов расходных материалов (Приложение № 4 к Конкурсной документации).

Пунктом 3.4.1.1 Конкурсной документации участник конкурса должен подготовить Заявку, включающую, кроме прочего, акт приёма-передачи образцов расходных материалов (Приложение № 4 к Конкурсной документации).

Согласно Приложению № 4 к Конкурсной документации («Акт приёма-передачи образцов») участник Конкурса должен предоставить по одному образцу расходных материалов, по каждому из лотов, при этом поставщик обязан промаркировать каждый образец продукции (само изделие и чехол или кожух, при наличии), указав наименование изделия в соответствии со спецификацией заказчика, к которому он относится. Акт приема передачи образцов должен содержать информацию, в том числе: наименование в соответствии со спецификацией заказчика; наименование изделия производителя (марка или тип).

Пунктом 3.9.2.1 Конкурсной документации установлено, что в рамках отборочной стадии Конкурсная комиссия проверяет, в том числе: полноту предоставления необходимых образцов продукции и их соответствие требованиям Технического задания.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении образцов продукции на момент подачи заявок, а также оценка соответствия представленных образцов требованиям Технического задания.

В соответствии с пунктом 4 Технического задания установлены требования к расходным материалам, в том числе: туалетная бумага должна соответствовать держателю для туалетной бумаги; бумажные полотенца листовые должны соответствовать держателю для бумажных полотенец.

Вместе с тем, в составе Конкурсной документации не указаны размеры держателей.

Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений Конкурсной документации относительно представления информации о держателях, применяемых в филиалах Заказчика и подтверждения того, что несоответствие представленных образцов держателям не будет являться основанием для отклонения заявки. На данный запрос Заказчиком были даны разъяснения, согласно которым качество предоставленных образцов будет оцениваться независимо от соответствия размерам держателей. Таким образом, Заказчиком в разъяснении положений Конкурсной документации не раскрыты требования к держателям.

Согласно пояснениям Заказчика, заявки на участие в Конкурсе не будут отклоняться по причине непредставления указанных образцов продукции, а также несоответствия представленных образцов имеющимся у Заказчика держателям.

Однако, в соответствии с пунктом 3.9.2.4 Конкурсной документации по результатам проведения отборочной стадии конкурсная комиссия отклоняет заявки, которые не содержат в полном объеме необходимых образцов продукции в соответствии с Приложением № 4 к Конкурсной документации и(или) в случае несоответствия продукции требованиям Технического задания.

Кроме того, пунктом 4.3.3 Конкурсной документации установлено, что в случае не предоставления образцов, частичного предоставления или предоставления их позднее чем до 12:00 31.07.2017 заявка участника будет отклонена.

Таким образом, согласно положениям Конкурсной документации, заявка на участие в Конкурсе будет отклонена в случае непредставления образцов продукции.

Вместе с тем, предметом Конкурса является оказание услуг по санитарной уборке, а не поставка товара.

Кроме того, представление образцов расходных материалов в рамках оказания услуг по уборке помещений и территории не влияет на возможность исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам Конкурса.

Комиссия отмечает, что требование о представлении образцов продукции на этапе подачи заявки обременяют участника закупки заблаговременно приобрести указанную в Техническом задании продукцию, а также налагает дополнительные финансовые обязательства на участника для целей принятия участия в Конкурсе.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции, иного уполномоченного лица по поставке продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении указанных образцов, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурсе в соответствии с указанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера, его официального представителя, иных уполномоченных лиц, что ограничивает возможность участия в Конкурсе.

Заказчиком на заседании Комиссии не представлено обоснование установления данного требования на этапе подачи заявок, как и не представлено доказательств влияния представления указанных образцов на возможность исполнения условий договора.

Кроме того, предоставление указанных образцов не предусмотрено Положением о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования в указанном случае являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для предоставления образцов изделий, либо запросить вышеуказанные образцы у производителя/дилера, официального представителя, иного уполномоченного лица, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Кроме того, установленное требование может привести к ограничению количества участников Конкурса, способных исполнить условия договора, но не предоставивших образцы товара на этапе подачи заявки, в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1833/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10.08.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 10.08.2017 по делу № 1-00-1833/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ПАО «МРСК Центра» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на оказание услуг по санитарной уборке служебных, производственных помещений и прилегающей территории для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Костромаэнерго», «Смоленскэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») (реестровый № 31705332115) (далее - Конкурс), а именно:

    1. Заказчику провести рассмотрение заявок, поступивших на участие в Конкурсе, без учета требования пунктов 3.3.2.1, 4.3.3 Конкурсной документации согласно решению Комиссии Московского УФАС России от 10.08.2017 № 1-00-1833/77-17.

    2. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 21.09.2017.

    3. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 28.09.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны