Решение б/н Решение по жалобе ООО НПЦ «БизнесАвтоматика» на действия зак... от 10 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО НПЦ «БизнесАвтоматика»
115114, Москва, ул. Дербеневская, д. 20, стр. 10, оф. 1
-
ПАО «Аэрофлот»
119002, Москва, ул. Арбат, д. 10
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1834/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.10.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО НПЦ «БизнесАвтоматика» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО «Аэрофлот» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание консультационных услуг по разработке цифровой бизнес-стратегии ПАО «Аэрофлот» (реестровый
№ 31603987705) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в неразмещении Заказчиком информации о предложениях участников Закупки, а также в необоснованном допуске иного участника.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Аэрофлот» (далее - Положение о закупках).
12.08.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 12.08.2015 дата окончания подачи заявок - 24.08.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 25.08.2016, дата подведения итогов Закупки - 01.09.2016.
Из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 08.09.2016
№ 185/2016 следует, что всего на участие в Закупке было подано 3 (три) заявки. Заявка Заявителя была отклонена, как несоответствующая требованиям Закупочной документации. Остальные два участника были допущены к дальнейшему участию в Закупке.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
-
-
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не разместил информацию с предложениями участников Закупки при размещении протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 08.09.2016 № 185/2016.
-
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, в отношении заказчиком установлена обязанность по размещению протоколов, составленных в ходе проведения закупок, в ЕИС. При этом, содержание протоколов регулируется положением о закупках, товаров, работ, услуг заказчиков.
Согласно пункту 6.5.1 Положения о закупках в протоколах, составленных по результатам процедуры закупки должны быть указаны, как минимум следующие сведения:
-
объем закупаемых товаров, работ, услуг;
-
цена закупаемых товаров, работ, услуг;
-
сроки исполнения договора.
Пунктом 9.9.3 Положения о закупках установлено, что по результатам заседания конкурсной комиссии, на котором осуществляется определение победителя запроса предложений, оформляется протокол о результатах запроса предложений или конъюнктурный лист. В протоколе указываются сведения, в соответствии с пунктом 6.5.1 Положения о закупках, а также поименный состав присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии, сведения о наименовании и месте нахождения (для юридических лиц), о фамилии, имени, отчестве и месте жительства (для физического лица) участников закупки, заявки которых были рассмотрены, ранжирование заявок по степени предпочтительности и называется победитель запроса предложений.
Протокол подписывается членами конкурсной комиссии, присутствовавшими на заседании, в день подведения итогов по запросу предложений и утверждается одним из руководителей заказчика в соответствии с внутренними процедурами.
В соответствии с пунктом 9.9.4 Положения о закупках указанный протокол размещается заказчиком не позднее чем через три дня со дня утверждения в ЕИС.
Конъюнктурный лист содержит как минимум сведения о наименовании и месте нахождения (для юридического лица), о фамилии, имени, отчестве и месте жительства (для физического лица) участников закупки, заявки которых были рассмотрены, ранжирование заявок по степени предпочтительности. Конъюнктурный лист может не размещаться в ЕИС.
Исходя из вышеизложенного, Положением о закупках установлен перечень информации и сведений, которая должна содержать в протоколе.
В ходе заседания Комиссия изучила протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 08.09.2016 № 185/2016 и установила, что в данном протоколе присутствует вся информация, требование об указании которой установлено в Положении о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действия Заказчика по неразмещению информации о предложениях участников Закупки в ЕИС нарушений действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя относительно неразмещения информации о предложениях участников Закупки при размещении протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 08.09.2016 № 185/2016, необоснованным.
-
-
Заявителем также обжалуется неправомерный допуск КОО «Бэйн энд Компани Раша» к участию в Закупке, так как указанная организация является собственностью иностранных юридических лиц. При этом, Заявитель ссылается на нарушение Заказчиком пунктов 4.2.1, 4.2.2 Закупочной документации, части 8 статьи 3 Закона о закупках, а также статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
-
В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
При этом, Комиссия отмечает, что нормативный правовой документ, устанавливающий приоритет товаров российского происхождения, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» вступит в силу с 01.01.2017.
Вместе с тем, пунктами 4.2.1, 4.2.2 Закупочной документации установлены, в том числе следующие требования к правоспособности участника закупки:
-
соответствие участника закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг;
-
наличие соответствующих лицензий, сертификатов, одобрений и других разрешений государственных органов Российской Федерации и (или) иных стран (ели применимо) для осуществления им или привлекаемыми им лицами деятельности, необходимой для выполнения принимаемых им на себя обязательств в соответствии с Закупочной документацией, и планируемым к заключению в соответствии с Закупочной документацией договором.
В соответствии с пунктом 1 Закупочной документации предметом Закупки является оказание консультационных услуг по разработке цифровой бизнес-стратегии ПАО «Аэрофлот».
Комиссия, исходя из представленных материалов, установила, что данный вид деятельности в силу действующего законодательства Российской Федерации лицензированию, сертификации и т.д. не подлежит, поэтому предоставление данных документов от участников закупки не требовалось.
Кроме того, Комиссия отмечает, что нормы Закона о контрактной системе не применимы в отношении Заказчика, в силу того, что Заказчик является субъектом Закона о закупках на основании части 2 статьи 1 Закона о закупках. Следовательно, закупочная деятельность, осуществляемая Заказчиком, проводится в соответствии с Законом о закупках.
Учитывая изложенное, действующее законодательство не содержит запрета на закупку товаров, работ, услуг компаний с иностранным участием и/или зарегистрированным в иностранной юрисдикции.
Таким образом, Заказчик правомерно допустил КОО «Бэйн энд Компани Раша» к участию в Закупке.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя относительно неправомерного допуска КОО «Бэйн энд Компани Раша» к участию в Закупке, необоснованным.
Кроме того, в ходе заседания Комиссия установила, что причиной отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке послужило несоответствие требованию, установленному пунктом 5.1.4 Закупочной документации, о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Закупке документов, подтверждающих деловую репутацию участника в качестве стратегического консультанта в виде письма участника в свободной форме со снимками экрана с веб-сайта рейтинга «The Vault Consulting 50» (http://www.vault.com/company-rankings/consulting/vault-consulting-50/) за 2014, 2015 и 2016 годы за подписью уполномоченного представителя участника в соответствии с критериями оценки, указанными в пункте 6.6 Закупочной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Комиссия усматривает признаки ограничения конкуренции в действиях Заказчика относительно установления вышеуказанного требования в составе Закупочной документации, в связи с чем, Комиссией принято решение передать материалы данного дела в соответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.10.2016 № ИШ/45119.
-
Передать материалы данного дела в соответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.