Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ГорСЭС» на действия ГБУ... от 26 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1853/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.10.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
ООО «ГорСЭС» - <...> (по доверенности от 19.10.2018 № 35), Щербакова В.С. (по доверенности от 20.10.2018 № 41),
от ГБУ «Жилищник Таганского района» - <...> (по доверенности от 18.10.2018),
рассмотрев жалобу ООО «ГорСЭС» (далее также - Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник Таганского района» (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по дезинсекции помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник» районов ЦАО города Москвы (реестровый № 31806935564) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. Жалоба мотивирована нарушением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в необъективных критериях оценки и признании победителем участника Закупки, чья заявка содержит недостоверные сведения.
Заказчик с доводами жалобы и дополнениями к ней не согласился, представив письменные возражения.
При этом новые дополнения к жалобе (исх. № 785/2), представленные непосредственно после перерыва заседания Комиссии оставлены без рассмотрения, поскольку необоснованное расширение доводов жалобы, с которыми Заказчик не был своевременно ознакомлен являются злоупотреблением правом на обжалование действий Заказчика.
Выслушав представителей Заявителя и Заказчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что заявленные доводы частично обоснованы по следующим основаниям.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках в редакции, действовавшей на дату опубликования извещения, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом использования Заказчиком Положения о закупках в редакции от 29.01.2018 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Закона о закупках, действовавшая до 01.07.2018.
18.09.2018 размещено извещение о проведении Закупки.
Протоколом рассмотрения заявок от 15.10.2018 № 31806935564-01 из 8 заявок 7 были допущены до участия, при этом одна отклонена за предоставление в составе заявки недостоверной информации.
Протоколом оценки заявок от 15.10.2018 № 31806935564-02 победителем Закупки признано ЗАО НПО «УЮТ» (далее - Победитель Закупки) с оценкой 55 баллов, Заявителю присвоено 38,44 баллов.
При этом Заявитель оспаривает критерии оценки как необъективные. Комиссия учитывает, что требования по оценочным критериям, которые Заявитель оспаривает, не помешали ему подать заявку и принять участие в закупочной процедуре и не были им оспорены до даты окончания подачи заявок.
Однако в письме о подаче оферты Заявитель согласился со всеми условиями Закупки, указав, что принимает установленные в Документации требования, соответственно, ему были понятны все условия оформления заявки и участия в Закупке, а запрос о разъяснении положений Документации Заявитель не направлял.
Комиссия отмечает, что, принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с её условиями и должен соответствовать требованиям Заказчика.
В этой связи данный довод Заявителя Комиссия признает необоснованным.
В отношении неправомерного допуска победителя Закупки Комиссия отмечает следующее.
При рассмотрении заявок на участие в Закупке согласно пункту 1.10.1.1 Документации участник не допускается комиссией Заказчика в случае наличия в документах недостоверных сведений.
Пунктом 1.10.2.1 установлено, что Заказчик, конкурсная комиссия отстраняет участника размещения закупки от участия на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения Закупки.
При этом, согласно протоколу от 15.10.2018 № 31806935564-01 заявки участников проверялись на недостоверность, поскольку один из участников отклонен за предоставление недостоверной информации.
В отношении Победителя Закупки Комиссией установлено, что она подлежала отклонению за недостоверные сведения в составе заявки в связи со следующим.
Подпунктом 11 пункта 8.15 информационная карты Документации установлено требование о включении в состав заявки на участие в Закупки декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В подпункте 5 пункта 5 Декларации Победителя Закупки указано, что выручка указанного участника за 3 предыдущие года составляет 40 миллионов рублей. Но для оценки по опыту выполненных работ, по пояснениям Заказчика, у победителя приняты договоры на сумму более 500 миллионов рублей (а всего представлено на сумму 558971708, 30). Комиссия считает подход Заказчика к рассмотрению заявок участников неравным и дискриминирующим, поскольку допуск ЗАО НПО «УЮТ» не вызвал у Заказчика сомнений в недостоверности, несмотря на различие указанных сумм более чем в 12 раз.
Оценивая поведение Заказчика, в том числе в ходе допуска заявок, Комиссия исходит из того, в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
В рассматриваемом случае Комиссия находит, что Заявитель действовал добросовестно, учитывая обычаи делового оборота, и ожидал встречного добросовестного поведения со стороны Заказчика в ходе рассмотрения заявок.
Вопреки доводам Заказчика, такие действия невозможно признать ни соответствующими общим принципам гражданского законодательства, ни требованиям Закона о закупках.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В данном случае действия Заказчика, выразившиеся в допуске участника, не соответствующего требованиям Документации не соответствуют части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В этой связи Комиссия в действиях Заказчика усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу ООО «ГорСЭС» (ИНН:7720766641, ОГРН:1127747163158) на действия ГБУ «Жилищник Таганского района» (ИНН:7709966213, ОГРН:5147746272560) при проведении Закупки обоснованной в части выбора победителя Закупки, в части необъективных критериев оценки — необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-1853/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.10.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 25.10.2018 по делу № 1-00-1853/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ «Жилищник Таганского района» (ИНН:7709966213, ОГРН:5147746272560) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по дезинсекции помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник» районов ЦАО города Москвы (реестровый № 31806935564) (далее - Конкурс), а именно:
-
-
Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
-
Заказчику разместить информацию об отмене протоколов на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.
-
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения поданных заявок на участие в Конкурсе, подведения итогов Конкурса.
-
Заказчику рассмотреть поданные заявки на участие в Конкурсе с учетом решения Комиссии от 25.10.2018 по делу № 1-00-1853/77-18.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 16.11.2018.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 23.11.2018 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.