Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-1858/77-18 о нарушении процедуры торг... от 9 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1858/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

22.10.2018

Москва

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «ОПС-СЕРВИС» (далее заявитель, общество) на действия ФГУП «Научно-исследовательский институт «Квант» (далее заказчик, ФГУП «НИИ «Квант») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на закупку работ по техническому обслуживанию системы ограничения доступа на предприятие, реестровый номер закупки 31806870429, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «ОПС-СЕРВИС» на действия ФГУП «НИИ «Квант» при проведении открытого конкурса в электронной форме.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках определены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы: информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Необоснованное отклонение заказчиком заявки участника закупки свидетельствует о несоблюдении им требований ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в связи с чем рассматриваемая жалоба заявителя соответствует основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, и подлежит рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке. Таким образом, рассмотрение указанной жалобы относится к полномочиям антимонопольного органа в контексте ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

В жалобе общество указывает на неправомерность действий заказчика по отклонению его заявки от участия в закупке. Общество в заявке представило декларацию о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, заявитель полагает, что представление указанной декларации является достаточным для участия в закупке. К тому же, сведения об обществе как о субъекте малого предпринимательства включены в соответствующий реестр.

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, признала ее обоснованной.

Как следует из материалов дела, 30.08.2018 заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчикам необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, Законом о защите конкуренции, Положением о закупках товаров, работ, услуг заказчика (далее - Положение о закупках).

Соответственно, рассматриваемая закупка регламентируется Законом о закупках, Положением о закупках, а также документацией в совокупности. Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «НИИ «КВАНТ» размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с условиями указанного Положения заказчиком проведен открытый конкурс в электронной форме.

Протоколом от 02.10.2018 заявка заявителя отклонена от участия в закупке в силу непредставления обществом выписки из единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, несмотря на предоставление заявителем декларации и фактическом размещении сведений об обществе в названном реестре.

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее обоснованной, а действия заказчика по отклонению заявки общества неправомерными.

В соответствии с п. 1.6.1 Документации, а также п. 2 Информационной карты, открытый конкурс в электронной форме проводился среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Во исполнение условий документации, заказчиком в п. 11 Информационной карты установлено требование к составу заявки о предоставлении участником конкурса сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в форме выписки или декларации. В силу пп. «ж» п. 11 Информационной карты декларация о соответствии участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется в случае отсутствия сведений об участнике закупки в соответствующем реестре (для вновь созданных юридических лиц).

Как усматривается из материалов дела, ООО «ОПС-СЕРВИС» в составе заявки представило декларацию о своем соответствии требованиям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства, и, как следствие, о наличии у него соответствующего правового статуса.

Как установлено Комиссией Управления на заседании при рассмотрении жалобы заявителя, сведения об обществе включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016. Указанный факт также был подтвержден самим заказчиком при рассмотрении жалобы заявителя. Однако правомерность собственных действий по отклонению заявки общества заказчик обосновывает тем, что заявителем не представлена именно выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а возможность представления декларации в составе заявки делегирована вновь созданным юридическим лицам, сведения о которых отсутствуют в реестре на момент проведения закупки, к которым заявитель не относится (в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ общество создано 06.10.2018).

Вместе с тем, Комиссия Управления не может согласиться с правомерностью действий заказчика по отклонению заявки общества от участия в закупке лишь по формальному основанию непредоставления участником закупки именно выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Как указано в извещении о проведении закупки, конкурс проводился среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, требование конкурсной документации по предоставлению в составе заявки документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, нацелено на отсечение от участия в торгах иных лиц, не относящихся к специальным субъектам.

В связи с чем, отказ заявителю как субъекту малого и среднего предпринимательства в участии в торгах лишь по причине предоставления им декларации, а не выписки в составе заявки, то есть по формальному основанию (при условии, что заказчику доподлинно известно о принадлежности участника закупки к микропредприятию в силу открытости сведений реестра) не может быть признано правомерным, отвечающим принципам справедливости и необоснованного ограничения конкуренции на торгах.

Кроме того, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке.

Как следует из Положения заказчика о закупках, при формировании требований к конкурсу заказчик должен руководствоваться Приложением Б «Порядок проведения конкурса», являющимся неотъемлемой частью Положения. В соответствии с п. 5 раздела 2.2 названного Приложения Б заявка на участие в конкурсе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае установления заказчиком соответствующего ограничения.

Таким образом, следует констатировать, что Положение заказчика о закупках не обязывает участников конкурса предоставлять в составе заявки именно выписки из единого реестра субъектом малого и среднего предпринимательства. Напротив, условия Положения заказчика о закупках указывают на достаточность предоставления в составе заявки участником закупки лишь декларации о его принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, что и было исполнено заявителем. Требования документации производны от нормативных требований Положения заказчика о закупках, в связи с чем Комиссия Управления не находит оснований для признания действий заказчика правомерными по отклонению заявки заявителя от участия в торгах на данному основанию, поскольку установлено, что сведения об обществе включены в соответствующий реестр, а отклонение заявки заявителя лишь по формальному основанию не отвечает принципам, предусмотренным ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Действия заказчика в отсутствие правовых оснований для отклонения заявок участников могут быть оценены не иначе как противоречащие нормам Закона о закупках, так как подобные действия носят антиконкурентный характер, поскольку именно за счет действий заказчика невозможно достижение целей, установленных названным законом.

В связи с чем, Комиссия Управления приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной и необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания в целях восстановления прав и законных интересов общества.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ОПС-СЕРВИС» (ИНН: 3321028540; ОГРН: 1093316001954) на действия ФГУП «НИИ «Квант» (ИНН: 7711000890; ОГРН: 1027739824254) при проведении открытого конкурса в электронной форме обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
  3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны