Решение б/н Решение по жалобе ООО «Росэнерготранс» на действия заказчика... от 8 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «Росэнерготранс»

ул. Черняховского, д. 61,

г. Екатеринбург, 620010

 

2. АО «Мосинжпроект»
пер. Сверчков, д. 4/1, Москва, 101990

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1859/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей АО «Мосинжпроект», ООО «Росэнерготранс»,

рассмотрев жалобу ООО «Росэнерготранс» (далее — Заявитель, Общества) на действия заказчика — АО «Мосинжпроект» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку трансформаторов для объекта: Кожуховская линия, станция «Авиамоторная» — станция «Некрасовка» (реестровый № 31705266131) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении в Аукционной документации избыточного требования к нагревостойкости изоляции товара не ниже «Н» и неправомерном отклонении заявки Общества от участия в процедуре.

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

АО «Мосинжпроект» отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по перечню оснований для обжалования по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 27.06.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок — 18.07.2017, дата проведения Аукциона — 25.07.2017.

Начальная (максимальная) цена договора — 94 945 755,74 руб.

Из протокола проведения Аукциона от 20.07.2017 № 382-0617-А-1-КОМ следует, что заявка Заявителя (№ 6156) не соответствует требованиям Аукционной документации, а именно:

  • п.п. 2.2., 3.1.1, п.3.1.2, п.3.1.3, п.3.1.4, п.3.2.1, п.п.3.2.2., 3.2.3., 3.2.4., 3.2.5., 3.2.6., 3.2.7., 3.2.8., 3.2.9., 3.2.10., 3.2.11., 3.2.12 - класс нагревостойкости изоляции - указан 4 класс F;

  • решение об одобрении крупной сделки не соответствует требованиям закупочной документации, а именно: в решение об одобрении крупной сделки присутствует указание на конкурс, в то время, как процедура проводится способом аукцион.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

На основании части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, целью регулирования Закона о закупках является, в том числе удовлетворение потребностей Заказчика в товарах с необходимыми показателями качества и надежности.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, Заказчик должен установить в Аукционной документации требования к техническим и качественным характеристикам необходимого к поставке товара, к содержанию, составу и оформлению заявки на участие в Аукционе и к описанию участниками Аукциона предлагаемого к поставке товара.

Согласно пункту 4.3.1.6 Аукционной документации заявка на участие в Аукционе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора.

Вместе с тем, пунктом 4.3.1.6.1.1.1 Аукционной документации установлено, что участники закупки описывают поставляемый товар, который является предметом аукциона, его функциональные характеристики (потребительские свойства), а также его количественные и качественные характеристики, описывают выполняемые работы, оказываемые услуги, которые являются предметом аукциона, их количественные и качественные характеристики в соответствии с техническим заданием (Приложение №1 к аукционной документации) аукционной документации по форме Приложения №4 к аукционной документации (пояснительная записка о функциональных, количественных и качественных характеристиках товара, выполнения работ, оказания услуг (далее – Техническое предложение).

В случае если предметом закупки является поставка товара, то наряду с указанными выше требованиями, техническое предложение участника должно включать в себя:

конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии, либо заявить о его отсутствии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

На основании пункта 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе в случае несоответствия заявки требованиям закупочной документации.

Исходя из вышеуказанного, в случае предоставления участником Аукциона в отношении предлагаемого к поставке товара сведений, несоответствующих требованиям Аукционной документации, заявка такого участника отклоняется Заказчиком от участия в Аукционе.

Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила следующее.

В пунктах 2.2, 3.1.1-3.1.4, 3.2.1-3.2.12 Технического задания (глава 3) Аукционной документации Заказчиком установлено требование к классу нагревостойкости изоляции необходимого к поставке товара — класс Н (180°).

При этом, в главе 3 Технического задания Аукционной документации указано, что возможна поставка эквивалента в соответствии с техническими характеристиками, указанными в главе 3 Технического задания.

Согласно письменным пояснениям Заказчика перечень оборудования, необходимого к поставке в рамках Аукциона, утвержден рабочей документацией, в соответствии с которой поставляемые в рамках Аукциона трансформаторы должны соответствовать классу нагревостойкости изоляции «Н».

Данная техническая характеристика установлена в соответствии с письмом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов «О рассмотрении стоимости материалов, изделий и оборудования» от 08.12.2016 № МКЭ-28-2762/6-1.

Между тем, в соответствии с Типовыми техническими требованиями для разработки проектной документации «Тягово-понизительная подстанция», утвержденного главным инженером — первым заместителем начальника метрополитена, силовые трансформаторы должны иметь изоляцию с повышенной нагревостойкостью (пожаробезопасные).

Заказчиком, с целью уточнения возможности понижения технических требований, в том числе в части класса нагревостойкости, в адрес ГУП «Московский метрополитен» направлено письмо от 21.07.2017 № 1-230-46003/2017.

В ответ на вышеуказанное письмо ГУП «Московский метрополитен» в письме от 25.07.2017 № УД-06-25-10359/17 указало на недопустимость снижения требований к техническим характеристикам, надежности, безопасности и ремонтопригодности трансформатного оборудования и систем электроснабжения для объектов метрополитена.

Также, Комиссия отмечает, что согласно извещению о проведении Аукциона, датой окончания подачи заявки на участие в Аукционе является 18.07.2017. Вместе с тем, Заявителем подана жалоба на положение Аукционной документации после окончания подачи и рассмотрения заявок на участие в Аукционе — 07.08.2017.

На основании вышеизложенного, Комиссия установила, что довод жалобы Заявителя об установлении в Аукционной документации избыточного требования к нагревостойкости изоляции товара не ниже «Н» не находит своего подтверждения.

Кроме того, из протокола рассмотрения поданных заявок на участие в Аукционе от 20.07.2017 № 382-0617-А-1-КОМ на участие в Аукционе было подано 7 заявок (3 допущены до участия).

Помимо этого, согласно тексту жалобы Заявитель указывает на неправомерное отклонение своей заявки от участия по причине несоответствия требованиям Аукционной документации, а именно: п.п. 2.2., 3.1.1, п.3.1.2, п.3.1.3, п.3.1.4, п.3.2.1, п.п.3.2.2., 3.2.3., 3.2.4., 3.2.5., 3.2.6., 3.2.7., 3.2.8., 3.2.9., 3.2.10., 3.2.11., 3.2.12 - класс нагревостойкости изоляции - указан класс F.

В пунктах 2.2, 3.1.1-3.1.4, 3.2.1-3.2.12 Технического задания Аукционной документации Заказчиком установлено требование к классу нагревостойкости изоляции необходимого к поставке товара - класс Н(180°).

В составе заявки на участие в Аукционе Заявителем представлена пояснительная записка о функциональных количественных и качественных характеристиках товара, выполнения работ, оказания услуг (техническое предложение), согласно которой Заявитель в пунктах 2.2, 3.1.1-3.1.4, 3.2.1-3.2.12 указывает класс нагревостойкости изоляции - F (155°).

В подтверждение соответствия предлагаемого оборудования Заявителем на заседании Комиссии представлен Протокол совещания директора Дирекции строящегося метрополитена ГУП «Московский метрополитен» от 14.08.2017 № СОГЛ-21759963-1 в соответствии с которым отмечено, что применение сухих трансформаторов производства АО «Группа СВЭЛ» (ООО «Росэнерготранс») на Московском метрополитене соответствует регламенту «Типовые технические требования по проектированию тягово-понизительных подстанций», требованиям повышенной надежности и качества, нареканий по эксплуатации не имеется.

Вместе с тем, представленное Заявителем в составе заявки значение класса нагревостойкости изоляции не соответствует требованиям Аукционной документации, в связи с чем Комиссией установлена правомерность отклонения Заказчиком заявки Заявителя по рассмотренному основанию от участия в Аукционе на основании пункта 14.4 Положения о закупках.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя в рассмотренной части необоснованной.

Помимо изложенного, основанием для отклонения заявки Заявителя также явилось несоответствие решения об одобрении крупной сделки требованиям Закупочной документации.

Между тем, на заседании Комиссии Заказчик солгасился с доводом Заявителя о неправомерности отклонения заявки Общества от участия в процедуре, пояснив при этом, что спорное основание отклонения заявки Общества было указано ошибочно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Таким образом, Комиссией в действиях Заказчика усматривается нарушения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем принято решение о признании жалобы Заявителя в рассмотренной части обоснованной.

На заседании Заказчик сообщил о заключении договора от 07.08.2017 № 382-0617-А-1-КОМ по итогам проведения Аукциона.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части отклонения Общества от участия в Аукционе в связи с непредоставлением решения об одобрении крупной сделки, в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнение предписание об устраненнии выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как по итогам проведения Аукциона заключен договор.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны