Решение б/н ООО «Волга» на действия заказчика — ИА РАН от 27 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1881/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия):

рассмотрев жалобы ООО «Волга» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ИА РАН (далее — Заказчик) при проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение научно-исследовательских работ на объектах: «Поселение Луговое Северо-Западное 2», «Поселение Ивановка Северная», «Поселение Луговое Северо-Западное 1», «Поселение Фонтан 6 (Кармыш-келечи)» (реестровые №№ 31705336941, 31705336889, 31705336898, 31705336833) (далее — Аукционы), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукционов выразились в следующем:

    1. в неправомерном отклонении заявок от участия в Аукционах;

    2. в неправомерном предъявлении требования об отсутствии у участника задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Представители Заказчика против удовлетворения жалоб возражали, представили испрашиваемые документы по спорным закупкам.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Исходя из требований части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа не связана доводами жалобы и вправе проверить документацию, а равно действия заказчика в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

18.07.2017 в ЕИС опубликованы извещения о проведении аукционов. В соответствии с извещениями о проведении аукционов дата окончания приема заявок — 09.08.2017, дата подведения итогов — 14.08.2017.

1. Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в процедурах 31705336941, 31705336889, 31705336898, 31705336833 от 09.08.2017 ООО «Волга» отказано в допуске к участию в Аукционах: в составе заявок участника отсутствуют сведения об опыте выполнения научно-исследовательских работ, согласно Форме № 6 документации электронного аукциона «Сведения об опыте выполнения работ (оказания услуг), аналогичных предмету настоящего аукциона».

В рамках заседания Комиссии Заказчиком представлены сведения, согласно которым основанием для отклонение поданных заявок явился факт непредоставления обществом сведений об имеющемся опыте выполнения работ.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.

В соответствии пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пунктам 5.1 Аукционных документаций аукционная заявка должна состоять из электронных документов, указанных в подпунктах 13, 14 настоящей аукционной документации в формате pdf (требуемое разрешение при сканировании документов составляет 100-200dp.

В соответствии с пунктами 13 Аукционных документаций участник в составе аукционной заявки, в том числе в подтверждение соответствия обязательным требованиям представляет следующие документы:

  1. календарный план выполнения работ, который должен учитывать весь объем работ, предусмотренный техническим заданием с указанием последовательности их выполнения (форма №1);

  2. сведения об Участнике (форма №2);

  3. выписку (или нотариально заверенную копию такой выписки) из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), полученную не ранее чем за 3 (три) месяца до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона;

  4. учредительные документы в последней редакции с учетом всех изменений и дополнений, зарегистрированные в установленном порядке: устава (для юридических лиц), учредительного договора, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответственно, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

  5. протокол/решение или другой документ о назначении должностных лиц, имеющих право действовать от имени Участника, в том числе совершать в установленном порядке сделки от имени Участника, без доверенности;

  6. бухгалтерскую отчетность, а именно: бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах за 2015, 2016 календарные годы (с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы либо с приложением документа, подтверждающего получение ФНС/отправку в ФНС бухгалтерской отчетности). Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие до 2013 года упрощенную систему налогообложения представляют информационное письмо, иной документ о правомерности применения УСН (например, уведомление о переходе на УСН по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2002 № ММВ-7-3/829@);

  7. справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданную налоговыми органами по состоянию на дату не ранее 1 одного (одного) месяца до дня размещения извещения о проведении аукциона по форме Приложения № 1 к приказу ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378@ с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал или нотариально заверенная копия). В случае, если у Участника имеются филиалы и в представленной справке имеется информация о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по какой-либо из инспекций ФНС России, в которой указанный Участник (лицо, выступающее на стороне Участника) состоит на учете, может быть дополнительно предоставлена справка по указанной выше форме (оригинал либо нотариально заверенная копия), подтверждающая исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная соответствующей инспекцией ФНС России, в которой числится задолженность;

  8. гарантийное письмо Участника, подписанное уполномоченным лицом, подтверждающее отсутствие у Участника задолженности по уплате (перечислению) обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды по форме №3;

Аналогичный состав документов, необходимых для предоставления в составе заявки указан в пунктах 19 информационных карт Аукционных документаций.

В силу пунктов 14 Аукционных документаций подтверждение соответствия квалификационным требованиям - не требуется.

Таким образом, пунктами 13, 14, Аукционных документаций, а также пунктами 19 информационных карт Аукционных документаций к участникам аукционов не предъявлено требование о предоставлении в составе заявки сведений о подтверждении опыта выполнения работ, а также Формы № 6.

Кроме того, пункты 12.2 Аукционных документаций содержат указание на то, что квалификационные требования в документации не установлены.

Также, требование о наличии опыта работ не указано в пунктах 12 Аукционных документаций, содержащих перечень обязательных требований, предъявляемых к участникам закупок.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в Аукционных документациях положений, накладывающих на участников обязанность по предоставления в составе заявки сведений об опыте выполнения работ в соответствии с Формой № 6.

В соответствии с пунктами 8.9 Аукционных документаций участник также не допускается к участию в Аукционе в случае:

- Непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации об Участнике или о товарах на закупку которых размещается заказ, не соответствующей действительности;

- Несоответствия Участника предусмотренным аукционной документацией требованиям;

- Невнесения обеспечения аукционной заявки;

- Несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе если:

- аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией и/или не является полной, то есть не имеет обязательной информации согласно требованиям аукционной документации;

- документы не оформлены и/или не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);

- отказа Участника от продления срока действия заявки.

Между тем, как было указано ранее, основанием отклонения заявок Заявителя послужил факт непредоставления последним Формы № 6 «Сведения об опыте выполнения работ», требование о предоставлении которой документацией прямо не предусмотрено. В связи с чем, действия Заказчика по отклонению поданных Заявителем заявок на участие в Аукционах неправомерны.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из общих принципов закупочной деятельности (равноправия, справедливости, прозрачности, открытости и т.д. и т.п.), документация (особенно в части поводов для отклонения заявок) должна содержать однозначные требования к участникам закупки, перечень документов необходимых для предоставления, исключающие возможность субъективного усмотрения, множественного толкования, при проверке соответствия заявок требованиям документации.

В рассматриваемом же случае, при наличии в Аукционных документациях закрытого перечня требований предъявленных к участникам закупок, а также перечня документов необходимых для включения в предложение, Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявок в отсутствие правовых и фактических оснований.

Довод Заказчика о правомерности действий по отклонению поданных заявок по причине наличия в составе документаций Формы № 6 «Сведения об опыте выполнения работ», подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании положений документаций, а также Закона о закупках.

Факт наличия в составе Аукционных документаций самостоятельного документа Формы № 6 «Сведения об опыте выполнения работ», в отсутствие прямого требования о предоставлении указанного документа в составе заявки, не накладывает на участников обязанность по его предоставлению.

Каких-либо иных доказательств несоответствия заявок Заявителя требованиям закупочной документации Заказчиком не представлено.

Комиссия находит, что необоснованное отклонение заявки не отвечает установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и признает жалобу обоснованной.

В связи с чем, Комиссией принято решение о признании довода Заявителя обоснованным.

2. Одновременно, Заявителем оспариваются требования документаций об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.

В соответствии с пунктом 7.1.1 Положения о закупках к участником закупки предъявляется, в том числе, следующее обязательное требование: отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период

Аналогичное требование включено в подпункты 4 пунктов 12.1 Аукционных документаций.

Таким образом, включение в Аукционные документации оспариваемого Заявителем требования не противоречит требованиям Положения о закупках.

При этом, оспариваемое требование не повлекло нарушение прав и законных интересов участников Аукционов.

В связи с чем, Комиссией принято решение о признании довода Заявителя необоснованным.

Комиссия указывает, что требования пунктов 13 Аукционных документаций о необходимости предоставления справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданную налоговыми органами по состоянию на дату не ранее 1 одного (одного) месяца до дня размещения извещения о проведении аукциона по форме Приложения № 1 к приказу ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378@ с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал или нотариально заверенная копия) необоснованны и сформированы без учета положений действующего законодательства, регулирующих порядок получения указанного документа заинтересованными в ее получении лицами.

В силу пункта 161 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее — Приказ № 99н) основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с письменным запросом о представлении справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (далее - справка) в инспекцию ФНС России по месту его учета.

При этом согласно пункту 163 Приказа № 99н справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, установив в Аукционных документациях требование о предоставлении соответствующей справки об отсутствии задолженности по состоянию на дату не ранее дня размещения извещения о проведении Аукциона, Заказчик ставив потенциальных участников закупки в зависимость от действий третьего лица — налогового органа, поскольку несвоевременное исполнение последним своей обязанности по предоставлению соответствующей справки способно привести к невозможности участия лица в Аукционе (с учетом весьма коротких сроков на подачу заявки).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 8.9 Аукционных документаций.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов обоснованными в части довода о неправомерном отклонении заявок от участия в Аукционах, в остальной части необоснованными.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 8.9 Аукционных документаций.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

    1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1881/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия):

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Заказчику при проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение научно-исследовательских работ на объектах: «Поселение Луговое Северо-Западное 2», «Поселение Ивановка Северная», «Поселение Луговое Северо-Западное 1», «Поселение Фонтан 6 (Кармыш-келечи)» (реестровые №№ 31705336941, 31705336889, 31705336898, 31705336833) (далее — Аукционы):

    1. Отменить протоколы рассмотрения заявок на участие в процедурах 31705336941, 31705336889, 31705336898, 31705336833 от 09.08.2017, составленные в ходе проведения Аукционов.

    2. Разместить в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционах.

    3. Провести процедуру рассмотрения заявок на участие в Аукционах с учетом решения Комиссии по делу № 1-00-1881/77-17 от 21.08.2017.

    4. Уведомить участников Аукционов о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционах.

    5. Заказчику разместить вышеуказанные изменения в ЕИС.

    6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 22.09.2017.

    7. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 29.09.2017 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны