Решение б/н Решение по жалобе ООО ЧОО «ДРАБАНТ» на действия заказчика —... от 27 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО ЧОО «ДРАБАНТ»

    111673, Москва, ул. Суздальская, д. 6, к. 2, оф. 4

     

  2. ГАУЗ г. Москвы «Московская городская онкологическая больница № 62 Департамента здравоохранения г. Москвы»

    (ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ»)

    143423, обл. Московская, п. Истра, д. 27, к. 1-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-1890/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17.10.2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

в присутствии представителей:

ООО ЧОО «ДРАБАНТ»

ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ»

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «ДРАБАНТ» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов и пожарной охраны на объекте ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ» в 2017 г. (реестровый № 31604119246) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. в неправомерном установлении требований в Конкурсной документации, противоречащих действующему законодательству;

    2. в неправомерном установлении критерия оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», противоречащего Положению и Конкурсной документации Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).

Согласно представленным материалам и информации на ЕИС 21.09.2016 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок — 12.10.2016. Подведение итогов — 17.10.2016.

Согласно протоколу от 12.10.2016 №1 Заявителем представлена заявка на участие в Конкурсе не в полном объеме, документы не подписаны генеральным директором, не скреплены печатью, копии не заверены надлежащим образом, документы не прошиты, отсутствует нумерация страниц.

1. В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены следующие требования:

    1. исполнитель обязан иметь действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №1;

    2. в случае привлечения субподрядчика необходимо предоставить в заявке лицензию на право осуществлять деятельность согласно предмета договора и все необходимые документы согласно действующего законодательства.

Заказчик доводам жалобы Заявителя возразил, представив письменные пояснения.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 23 Информационной карты Конкурсной документации в составе заявки на участие в Конкурсе потенциальные участники должны представить копии лицензий и иные необходимые документы согласно действующего законодательства.

Согласно извещению о проведении Конкурса, предмет закупки - оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режима и оказание услуг круглосуточной пожарной охраны для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московской городской онкологической больницы №62 Департамента здравоохранения города Москвы» в 2017 году.

Пунктом 1.1 Технического задания Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника лицензии на осуществление частной охранной деятельности, действующей на момент подачи заявки на участие в конкурсе, с приложением перечня разрешенных видов охранных услуг:

-охрана объектов и(или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и(или) имущества, предусмотренных п.7 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;

-обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п.7 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;

-охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и(или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

-охрана объектов и(или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.3 ст.11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ.

В тоже время, согласно Техническому заданию Конкурсной документации исполнитель обязан иметь действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №1 (для обеспечения противопожарной безопасности на Объекте).

Кроме того, исходя из требований Технического задания Конкурсной документации в обязанности исполнителя входит следующее.

1. Осуществление пожарно-профилактической работы в целях обеспечения пожарной безопасности Объекта.

2. Участие в разработке документации, регламентирующей противопожарный режим на Объекте, взаимодействие сотрудников Заказчика, Исполнителя, дежурных служб Объекта и оперативных подразделений ГПС МЧС РФ по Красногорскому району и г. Москве, при тушении пожаров и проведении связанных с этим первоочередных аварийно-спасательных работ.

3. Взаимодействие с ГПС МЧС РФ по Красногорскому району и г. Москве по решению вопросов пожарной безопасности Объекта, анализ правомерности замечаний, указанных в предписаниях надзорного органа МЧС РФ.

4. Организация и проведение занятий с сотрудниками дежурных служб Объекта по действиям в случае возникновения пожара на Объектах, а также взаимодействию между собой.

5. Организация и проведение тренировок с сотрудниками дежурных служб, персоналом и служащими Объекта по эвакуации находящихся на Объекте людей и материальных ценностей, в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации.

6. Оперативное реагирование на срабатывание автоматической пожарной сигнализации и так далее.

Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование, одновременно, о предоставлении в составе заявки на участие в Конкуре копии лицензии, выданной Министерством РФ по делам ГО и ЧС, а также лицензии по охранной деятельности.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 15.1 закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной охранной деятельности) частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Кроме того, согласно статье 3 Закона о частной охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

    1. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Таким образом, наличие лицензии на оказание услуг по охране исключает возможность осуществления охранной организацией иных видов деятельности, кроме прямо поименованных в законе.

Аналогичная позиция отражена в письме министерства внутренних дел России от 15.07.2016 (исх. №3/167706777985), согласно тексту которого «частная охранная деятельность осуществляется для охраны, а не для обеспечения пожарной безопасности».

Таким образом, предъявление к исполнителю требования как о наличии лицензии МВД, так и МЧС исключает возможность участия в закупке самостоятельного юридического лица, без формирования коллективной заявки.

В пользу данного обстоятельства свидетельствует и требование пункта 30 Информационной карты.

Согласно пункту 30 Информационной карты Конкурсной документации в случае привлечения субподрядчика необходимо предоставить в заявке лицензию на право осуществлять деятельность согласно предмету договора и все необходимые документы согласно действующего законодательства.

Таким образом, субподрядчикам, как и исполнителям необходимо обладать вышеуказанными лицензиями, предусмотренными Техническим заданием.

Вместе с тем, услуги по охране и услуги по пожарной безопасности, могут быть оказаны различными участниками профильного рынка услуг.

Осуществление двух предусмотренных в документации видов работ/услуг одним хозяйствующим субъектом запрещено в силу действующего законодательства.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при проведении закупок заказчики должны руководствоваться, в том числе, иными нормами действующего отраслевого законодательства. В связи с чем, требование Конкурсной документации о наличии у исполнителя лицензии МЧС и МВ ограничивает конкуренцию и нарушает запрет, установленный статьей 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или установлению конкуренции.

Согласно части 5 вышеупомянутой статьи положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предоставление Заказчиком в качестве обоснования включения требования о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №1 ввиду поручения Мэра Москвы не может быть признано в качестве надлежащего доказательства.

Представленное письмо лишь указывает на необходимость согласования должностных инструкций сотрудников физической охраны в целях соблюдения норм и правил пожарной безопасности.

При этом, из письма не следует, что противопожарные мероприятия подлежат проведению лицами, осуществляющими охрану.

Кроме того, Комиссия отмечает, что перечень обязанностей по осуществлению контроля в соответствии с названным письмом не соответствует обязанностям исполнителя по Техническому заданию.

Таким образом, Комиссия приняла решение о неправомерности установления требований в Конкурсной документации о наличии у участника (исполнителя) вышеуказанной лицензии, а также о предоставлении документов и сведений о субподрядчиках, ввиду того, что данные требования ведут к необоснованному ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.

    1. Также, Заявителем обжалуется неправомерное установление в Конкурсной документации критерия оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», противоречащего Положению и Конкурсной документации Заказчика.

Так, согласно пункту 13.1 Положения критериями оценки заявок на участие в закупочных процедурах являются:

  • цена договора;

  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

  • качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;

  • квалификация участников закупки, в том числе:

  • наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора;

  • деловая репутация;

  • обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).

В соответствии с разделом V Конкурсной документации оценка заявок производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила) и Положением о закупках.

Согласно пункту 2.2 Конкурсной документации Заказчиком установлен нестоимостной критерий оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», значимость критерия: 15%.

Содержание:

а) предмет гарантийного обязательства и исчерпывающий перечень условий исполнения гарантийного обязательства на срок предоставления обязательства на срок предоставления гарантий; предмет гарантийного обязательства и исчерпывающий перечень исполнения гарантийного обязательства на срок предоставления гарантий; наличие у исполнителя договора страхования ответственности лиц, занимающихся детективной (охранной деятельностью)

б) единица измерения объема предоставления гарантий качества товара, работ, услуг: рубль.

в) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг: в течение срока действия договора.

г) минимальный объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг: 10 000 000 руб. 00 коп.

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки, а также порядок оценки данного критерия.

Согласно Положению Заказчика, Заказчиком установлен закрытый перечень критериев оценки, вместе с тем, вышеуказанный критерий не предусмотрен Положением Заказчика.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, Правилами установлен перечень критериев, в который не входит критерий «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг». Следовательно, установление вышеуказанного перечня противоречит требованиям Правил и Положения Заказчика.

Данное обстоятельство нарушает требование части 1 статьи 2 Закона о закупках, в соответствии с которым Заказчик должен осуществлять закупочную деятельность в соответствии с Положением, являющимся документом, регламентирующим закупки Заказчика.

Ввиду вышеуказанного нарушения, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной в части неправомерного установления в Конкурсной документации критерия оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг».

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

    3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как вышеуказанные нарушения Заказчика не повлияли на права и законные интересы Заявителя, так как имелись иные основания отклонения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны