Решение б/н Решение по жалобе ООО ЧОО «ДРАБАНТ» на действия заказчика —... от 27 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО ЧОО «ДРАБАНТ»
111673, Москва, ул. Суздальская, д. 6, к. 2, оф. 4
-
ГАУЗ г. Москвы «Московская городская онкологическая больница № 62 Департамента здравоохранения г. Москвы»
(ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ»)
143423, обл. Московская, п. Истра, д. 27, к. 1-26
РЕШЕНИЕ
по делу №1-00-1890/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.10.2016 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
ООО ЧОО «ДРАБАНТ»
ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ»
рассмотрев жалобу ООО ЧОО «ДРАБАНТ» (далее - Заявитель) на действия заказчика — ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов и пожарной охраны на объекте ГАУЗ «МГОБ № 62 ДЗМ» в 2017 г. (реестровый № 31604119246) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:
-
-
в неправомерном установлении требований в Конкурсной документации, противоречащих действующему законодательству;
-
в неправомерном установлении критерия оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», противоречащего Положению и Конкурсной документации Заказчика.
-
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации на ЕИС 21.09.2016 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок — 12.10.2016. Подведение итогов — 17.10.2016.
Согласно протоколу от 12.10.2016 №1 Заявителем представлена заявка на участие в Конкурсе не в полном объеме, документы не подписаны генеральным директором, не скреплены печатью, копии не заверены надлежащим образом, документы не прошиты, отсутствует нумерация страниц.
1. В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены следующие требования:
-
-
исполнитель обязан иметь действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №1;
-
в случае привлечения субподрядчика необходимо предоставить в заявке лицензию на право осуществлять деятельность согласно предмета договора и все необходимые документы согласно действующего законодательства.
-
Заказчик доводам жалобы Заявителя возразил, представив письменные пояснения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 23 Информационной карты Конкурсной документации в составе заявки на участие в Конкурсе потенциальные участники должны представить копии лицензий и иные необходимые документы согласно действующего законодательства.
Согласно извещению о проведении Конкурса, предмет закупки - оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режима и оказание услуг круглосуточной пожарной охраны для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московской городской онкологической больницы №62 Департамента здравоохранения города Москвы» в 2017 году.
Пунктом 1.1 Технического задания Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника лицензии на осуществление частной охранной деятельности, действующей на момент подачи заявки на участие в конкурсе, с приложением перечня разрешенных видов охранных услуг:
-охрана объектов и(или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и(или) имущества, предусмотренных п.7 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;
-обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п.7 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;
-охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и(или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
-охрана объектов и(или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.3 ст.11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ.
В тоже время, согласно Техническому заданию Конкурсной документации исполнитель обязан иметь действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №1 (для обеспечения противопожарной безопасности на Объекте).
Кроме того, исходя из требований Технического задания Конкурсной документации в обязанности исполнителя входит следующее.
1. Осуществление пожарно-профилактической работы в целях обеспечения пожарной безопасности Объекта.
2. Участие в разработке документации, регламентирующей противопожарный режим на Объекте, взаимодействие сотрудников Заказчика, Исполнителя, дежурных служб Объекта и оперативных подразделений ГПС МЧС РФ по Красногорскому району и г. Москве, при тушении пожаров и проведении связанных с этим первоочередных аварийно-спасательных работ.
3. Взаимодействие с ГПС МЧС РФ по Красногорскому району и г. Москве по решению вопросов пожарной безопасности Объекта, анализ правомерности замечаний, указанных в предписаниях надзорного органа МЧС РФ.
4. Организация и проведение занятий с сотрудниками дежурных служб Объекта по действиям в случае возникновения пожара на Объектах, а также взаимодействию между собой.
5. Организация и проведение тренировок с сотрудниками дежурных служб, персоналом и служащими Объекта по эвакуации находящихся на Объекте людей и материальных ценностей, в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации.
6. Оперативное реагирование на срабатывание автоматической пожарной сигнализации и так далее.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование, одновременно, о предоставлении в составе заявки на участие в Конкуре копии лицензии, выданной Министерством РФ по делам ГО и ЧС, а также лицензии по охранной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 15.1 закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной охранной деятельности) частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Кроме того, согласно статье 3 Закона о частной охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
-
-
охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
-
Таким образом, наличие лицензии на оказание услуг по охране исключает возможность осуществления охранной организацией иных видов деятельности, кроме прямо поименованных в законе.
Аналогичная позиция отражена в письме министерства внутренних дел России от 15.07.2016 (исх. №3/167706777985), согласно тексту которого «частная охранная деятельность осуществляется для охраны, а не для обеспечения пожарной безопасности».
Таким образом, предъявление к исполнителю требования как о наличии лицензии МВД, так и МЧС исключает возможность участия в закупке самостоятельного юридического лица, без формирования коллективной заявки.
В пользу данного обстоятельства свидетельствует и требование пункта 30 Информационной карты.
Согласно пункту 30 Информационной карты Конкурсной документации в случае привлечения субподрядчика необходимо предоставить в заявке лицензию на право осуществлять деятельность согласно предмету договора и все необходимые документы согласно действующего законодательства.
Таким образом, субподрядчикам, как и исполнителям необходимо обладать вышеуказанными лицензиями, предусмотренными Техническим заданием.
Вместе с тем, услуги по охране и услуги по пожарной безопасности, могут быть оказаны различными участниками профильного рынка услуг.
Осуществление двух предусмотренных в документации видов работ/услуг одним хозяйствующим субъектом запрещено в силу действующего законодательства.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при проведении закупок заказчики должны руководствоваться, в том числе, иными нормами действующего отраслевого законодательства. В связи с чем, требование Конкурсной документации о наличии у исполнителя лицензии МЧС и МВ ограничивает конкуренцию и нарушает запрет, установленный статьей 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или установлению конкуренции.
Согласно части 5 вышеупомянутой статьи положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Предоставление Заказчиком в качестве обоснования включения требования о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №1 ввиду поручения Мэра Москвы не может быть признано в качестве надлежащего доказательства.
Представленное письмо лишь указывает на необходимость согласования должностных инструкций сотрудников физической охраны в целях соблюдения норм и правил пожарной безопасности.
При этом, из письма не следует, что противопожарные мероприятия подлежат проведению лицами, осуществляющими охрану.
Кроме того, Комиссия отмечает, что перечень обязанностей по осуществлению контроля в соответствии с названным письмом не соответствует обязанностям исполнителя по Техническому заданию.
Таким образом, Комиссия приняла решение о неправомерности установления требований в Конкурсной документации о наличии у участника (исполнителя) вышеуказанной лицензии, а также о предоставлении документов и сведений о субподрядчиках, ввиду того, что данные требования ведут к необоснованному ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.
-
-
Также, Заявителем обжалуется неправомерное установление в Конкурсной документации критерия оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», противоречащего Положению и Конкурсной документации Заказчика.
-
Так, согласно пункту 13.1 Положения критериями оценки заявок на участие в закупочных процедурах являются:
-
цена договора;
-
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
-
качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;
-
квалификация участников закупки, в том числе:
-
наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора;
-
деловая репутация;
-
обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).
В соответствии с разделом V Конкурсной документации оценка заявок производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила) и Положением о закупках.
Согласно пункту 2.2 Конкурсной документации Заказчиком установлен нестоимостной критерий оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», значимость критерия: 15%.
Содержание:
а) предмет гарантийного обязательства и исчерпывающий перечень условий исполнения гарантийного обязательства на срок предоставления обязательства на срок предоставления гарантий; предмет гарантийного обязательства и исчерпывающий перечень исполнения гарантийного обязательства на срок предоставления гарантий; наличие у исполнителя договора страхования ответственности лиц, занимающихся детективной (охранной деятельностью)
б) единица измерения объема предоставления гарантий качества товара, работ, услуг: рубль.
в) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг: в течение срока действия договора.
г) минимальный объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг: 10 000 000 руб. 00 коп.
Порядок оценки:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки, а также порядок оценки данного критерия.
Согласно Положению Заказчика, Заказчиком установлен закрытый перечень критериев оценки, вместе с тем, вышеуказанный критерий не предусмотрен Положением Заказчика.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, Правилами установлен перечень критериев, в который не входит критерий «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг». Следовательно, установление вышеуказанного перечня противоречит требованиям Правил и Положения Заказчика.
Данное обстоятельство нарушает требование части 1 статьи 2 Закона о закупках, в соответствии с которым Заказчик должен осуществлять закупочную деятельность в соответствии с Положением, являющимся документом, регламентирующим закупки Заказчика.
Ввиду вышеуказанного нарушения, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной в части неправомерного установления в Конкурсной документации критерия оценки «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг».
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
-
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как вышеуказанные нарушения Заказчика не повлияли на права и законные интересы Заявителя, так как имелись иные основания отклонения.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.