Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «МПК «Гудвилл» на действ... от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «МПК «Гудвилл»

г. Волжский, а/я 13, Волгоградская обл., 404130

 

  1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)
    ш. Каширское, д. 31, Москва, 115409

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1906/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей НИЯУ МИФИ:

в отсутствие:

ООО «МПК «Гудвилл» (надлежащим образом уведомленного письмом Московского УФАС России от 16.08.2017 № ИШ/41332/17),

рассмотрев жалобу ООО «МПК «Гудвилл» (далее — Заявитель) на действия заказчика — НИЯУ МИФИ (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей здания учебно-лабораторного корпуса Обнинского института атомной энергетики – филиала НИЯУ МИФИ (ИАТЭ НИЯУ МИФИ) по адресу: Калужская область, г. Обнинск, пр. Ленина, д.71 (реестровый № 31705399806) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерных требований к участникам процедуры в Аукционной документации.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

НИЯУ МИФИ отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по перечню оснований для обжалования по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 07.08.2017. Дата окончания подачи заявок — 29.08.2017. Дата проведения Аукциона — 04.09.2017. Начальная (максимальная) цена договора — 1 200 000,00 рублей.

В соответствии с доводом Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении требования о предоставлении в составе заявки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 1.7.2 Аукционной документации, заявка на участие в открытом аукционе, которую представляет участник процедуры закупки в соответствии с названной документацией, должна быть подготовлена по формам, представленным в разделе 4 документации, и содержать, в частности копии разрешающих документов на осуществление видов деятельности, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящего открытого аукциона, в том числе:

копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области проектирования зданий (сооружений) и инженерных изысканий, с перечнем видов работ: II. Виды работ по подготовке проектной документации. 12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.

Пунктом 2.3 Информационной карты установлено, что участник процедуры закупки должен, в том числе иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящего открытого аукциона, а именно: свидетельство, выданное саморегулируемой организацией в области проектирования зданий (сооружений) и инженерных изысканий, с перечнем видов работ: II. Виды работ по подготовке проектной документации. 12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.

Таким образом, условием допуска участника к участию в Аукционе является, в частности, наличие свидетельства, выданное саморегулируемой организацией в области проектирования зданий (сооружений) и инженерных изысканий, которое необходимо представить в составе зявки на участие в процедуре.

В соответствии с разъяснением положений Аукционной документации, Заказчик указывает, что в связи с вступившими в действие изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ), участник закупки вправе представить в переходный период наряду со свидетельством, выданным саморегулируемой организацией в области проектирования зданий (сооружений) и инженерных изысканий, выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-градостроительного проектирования (по форме в соответствии с приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 за№ 58).

Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» частью 1 статьи 3.3 которого предусмотрено, что с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 07.08.2017.

Таким образом, на момент размещения Аукционной документации, указанные выше изменения вступили в силу, ввиду чего действия Заказчика по установлению в Аукционной документации требования о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, неправомерны.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправи, справедливостяи, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссией в действия Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупка, в связи с чем принято решение о признании указанного довода жалобы обоснованным.

Кроме того, Заявитель также указывает на неправомерность установления требования относительно наличия у участника процедуры персонала, имеющего квалифицированные аттестаты.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Как было указано ранее, пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Согласно пункту 1.7.2 Аукционной документации, заявка на участие в открытом аукционе, которую представляет участник процедуры закупки в соответствии с названной документацией, должна быть подготовлена по формам, представленным в разделе 4 документации, и содержать, в том числе документы, подтверждающие профессиональную и техническую квалификацию, в частности cправку о квалификационном составе сотрудников с приложением квалификационных аттестатов специалистов с высшим строительным образованием, с опытом работы не менее 10 лет в области технического обследования зданий и сооружений с действующими квалификационными аттестатами.

Таким образом, участнику Аукциона необходимо представить в составе заявки квалификационные аттестаты специалистов, имеющихся в штате Общества.

При этом, Аукционной документацией не предусмотрено требование относительно количества предоставляемых аттестатов.

Исходя из жалобы Заявителя, выдача данных аттестатов специалистам, занимающихся обследованием строительных конструкций, не предусмотрена.

При этом, каких-либо доказательств в обоснование своей позиции Заявителем не представлено.

Между тем, на заседании Организатор торгов сообщил следующее.

Согласно пункту 15 статьи 1 ГрК РФ установлено, что инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Техническим заданием Аукционной документацией предусмотрены следующие работы:

по детальному (инструментальному) обследованию технического состояния оснований и фундаментов с устройством не менее 4 контрольных шурфов по периметру здания (по 1 шурфу вдоль каждого фасада), на глубину 0,5-1 м ниже подошвы фундамента, с определением, в том числе характеристик грунтов основания;

по детальному (инструментальному) обследованию технического состояния несущих конструкций зданий и определение фактических характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов, в том числе состояние древесины (влажность древесины, наличие и глубину (степень) биоповреждений (грибковых и жучковых повреждений), наличие и состояние гидроизоляции между деревянными и каменными конструкциями и узлов опирания на стены).

Согласно пунктам 5.7, 5.8 части 1 статьи 6 ГрК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

установление порядка аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе порядка продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

проведение аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, аннулирование квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» утверждено Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, предоставление права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий подтверждается выдачей квалификационного аттестата.

Таким образом, вопреки доводу Заявителя, градостроительным законодательством предусмотрен порядок выдачи квалификационных аттестатов.

На основании изложенного, рассмотренный довод Заявителя признается необоснованным.

Относительно довода Заявителя о неправомерности установления требования в Аукционной докумантации в части наличия у участника процедуры собственной аттестованной лаборатории, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 2 части 9 Положения о закупках, в соответствии со спецификой закупаемых товаров, работ, услуг Заказчик вправе устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные требования к участнику процедуры закупки:

  1. обладание необходимой профессиональной и технической квалификацией;

  2. наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;

  3. наличие производственных мощностей, технологического оборудования, материальных ресурсов, технологий для исполнения договора;

  4. обладание опытом работы и деловой репутацией;

  5. наличие трудовых ресурсов для исполнения договора.

Указанные требования должны содержаться в документации о закупке.

При этом, в документации о закупке должны быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.

Согласно пункту 1.7.2 Аукционной документации, заявка на участие в открытом аукционе, которую представляет участник процедуры закупки в соответствии с названной документацией, должна быть подготовлена по формам, представленным в разделе 4 документации, и содержать, в том числе документы, подтверждающие профессиональную и техническую квалификацию, в частности копии документов, подтверждающих наличие в структуре участника закупки собственной аттестованной испытательной строительной лаборатории, и перечень поверенного оборудования и инструментов для выполнения всех видов работ, определенных техническим заданием.

Исходя из содержания жалобы, Заявитель отмечает, что использование собственной лаборатории может привести к искажению результатов обследования в ходе исполнения предмета договора по причине возможной заинтересованности и/или аффилированности.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, каких-либо доказательств в обоснование своей позиции не представил.

Между тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Указанное требование Аукционной документации не противоречат действующему законодательству, поскольку ни Закон о защите конкуренции, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам или предмету закупки. Заказчик определяет их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ для своих нужд и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из числа участников размещения заказа лиц, не отвечающих предъявляемым квалификационным требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Повышенные требования к участникам закупки, связанные с наличием у них финансовых ресурсов, производственных мощностей, технологического оборудования, материальных ресурсов, технологий, опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, а также необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора сами по себе не могут свидетельствовать об ограничении конкуренции при условии добросовестности действий заказчика, предъявившего повышенные требования к участникам закупки исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Данные требования не исключают конкуренции, не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимуществ другим субъектам и направлены на удовлетворение нужд заказчика путем формирования любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа.

Согласно пункту 2.1 Технического задания, обследование технического состояния зданий должно проводиться в три этапа:

1 этап: Подготовка к проведению обследования.

2 этап: Предварительное (визуальное) обследование и обмерные работы.

3 этап: Детальное (инструментальное) обследование.

При обследовании технического состояния здания объектами исследований являются:

грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки;

стены, колонны, столбы;

перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.);

балконы, эркеры, лестницы, карнизы, входы, приямки;

стропильные конструкции крыши и кровля;

связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания;

фасады;

системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, вентиляции, электроснабжения и связи.

В частности:

в пункте 6 требованиях к проведению работ по обследованию по второму этапу Технического задания Аукционной документации указано, что по результатам визуального обследования и обмерных работ должна быть составлена программа работ по обследования (в которой должно быть указано, в том числе места вскрытий и отбора проб материалов, исследований образцов в лабораторных условиях);

в пункте 1 требований к проведению работ по обследованию по третьему этапу установлено, что необходимо выполнить детальное (инструментальное) обследование технического состояния оснований и фундаментов с устройством не менее 4 контрольных шурфов по периметру здания (по 1 шурфу вдоль каждого фасада), на глубину 0,5-1 м ниже подошвы фундамента, с определением, в том числе степени и глубины коррозии бетона (карбонизация, сульфатизация, проникание хлоридов и т. д.), характеристик грунтов основания.

В обоснование установление требования о наличии собственной аттестованной лаборатории у участника Аукциона Заказчик указывает, что данная лаборатория необходима для выполнения работ, предусмотренных Техническим заданием, в частности, указанных выше.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.

Таким образом, рассмотренный выше довод Заявителя также не находит своего подтверждения, в связи с чем рассмотренный довод Заявителя Комиссией признается необоснованным.

Помимо изложенного, в соответствии с доводом Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении требования о наличии у участников свидетельств об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы и о членстве в палате судебных экспертов.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пункту 1.7.2 Аукционной документации, заявка на участие в открытом аукционе, которую представляет участник процедуры закупки в соответствии с названной документацией, должна быть подготовлена по формам, представленным в разделе 4 документации, и содержать, в том числе документы, подтверждающие профессиональную и техническую квалификацию:

копию свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы;

копию свидетельства о членстве в палате судебных экспертов.

В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, проектная документация, на основании которой осуществлялось строительства, частично утеряна. При проведении обследования, исполнителю на 1 этапе «Подготовка к проведению обследования» предстоит оценить имеющуюся проектную документацию с целью установления соответствия ее действующим современным нормативам с последующей оценкой технического состояния конструкции и выдачи рекомендаций по ремонту. Оценку документации может выполнить специалист в области экспертизы проектной документации.

Кроме того, Заказчик сообщил, что в здании находится бомбоубежище, которое числится в реестре бомбоубежищ ГоиЧС по Калужской области. Данное бомбоубежище подлежит переводу в статус «защитного сооружения», для чего потребуется решение суда по информации Главного управления МЧС России по Калужской области

Таким образом, Заказчиком представлено обоснование установления спорных требований.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.

Кроме того, Заявитель также не представил доказательств, подтверждающих факт необоснованного ограничения количества участников Аукциона путем установления данных требований.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о признании рассмотренного довода необоснованным.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика обоснованной в части установления неправомерного требования о предоставления в составе заявки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчик обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

1. ООО «МПК «Гудвилл»

г. Волжский, а/я 13, Волгоградская обл., 404130

 

2. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)
ш. Каширское, д. 31, Москва, 115409

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1906/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 21.08.2017 по делу № 1-00-1906/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

НИЯУ МИФИ (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей здания учебно-лабораторного корпуса Обнинского института атомной энергетики – филиала НИЯУ МИФИ (ИАТЭ НИЯУ МИФИ) по адресу: Калужская область, г. Обнинск, пр. Ленина, д.71 (реестровый № 31705399806) (далее — Аукцион), а именно:

    1. Заказчику провести рассмотрение заявок, поступивших на участие в Аукционе, без учета требования пункта 1.7.2 Аукционной документации в части требования о предоставлении в составе заявки на участие в процедуре копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией согласно решению Комиссии Московского УФАС России от 21.08.2017 № 1-00-1906/77-17.

    2. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.09.2017.

    3. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 02.10.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны