Решение б/н Решение по жалобе ООО «Промышленная компания «Стеклокомпозит... от 1 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
1. ООО «Промышленная компания «Стеклокомпозит»
ул. Прижелезнодорожная, д. 42, г. Рязань, 390028
2. АО «Интер РАО-Электрогенерация»
ул. Б. Пироговская, д. 27, стр. 2, Москва, 119435
3. ООО «РТС-тендер»
наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, Москва, 121151
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1910/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.08.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО «Промышленная компания «Стеклокомпозит»
АО «Интер РАО-Электрогенерация»
в отсутствие ООО «РТС-тендер» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.08.2017 № ИШ/41338/17),
рассмотрев жалобу ООО «Промышленная компания «Стеклокомпозит» (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО «Интер РАО-Электрогенерация» (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурентных переговоров в электронной форме на право заключения договора на поставку трубопроводов из стеклопластика FLOWTECHтм (Флоутек) для нужд филиала «Ириклинская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» (реестровый № 31705122395) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участияв Закупке.
Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
АО «Интер РАО-Электрогенерация» отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).
Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.
Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.
Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.
При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.
Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).
Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 17.05.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок - 14.06.2017, дата подведения итогов - 14.07.2017.
Начальная (максимальная) цена договора – 28 950 564,09 руб.
Из протокола по оценке предложений на участие в Закупке от 07.08.2017 № 11122/ОКП-ППР следует, что заявка Заявителя отклонена от участияв Закупке по причине несоответствия пункту 5.2.2 Закупочной документации, а именно наличие стоп-фактора (отрицательное значение 3-го раздела баланса на последнюю отчетную дату).
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, Заказчик должен установить в Закупочной документации требования к участникам и перечень документов, предоставляемых в подтверждение таким требованиям.
В соответствии с пунктом 5.2.2 Закупочной документации участник закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям к финансовой устойчивости, в том числе:
- показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
Согласно пункту 4.14.2.4 Закупочной документации, заявка на участие в закупке должна полностью соответствовать каждому из установленных настоящей Закупочной документацией требований. Потенциальный участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке, в том числе в случае несоответствия Потенциального участника закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей (в случае их привлечения), требованиям, установленным в настоящей закупочной документации, в соответствии с отборочными критериями, указанными в Разделах 5 и 7 Закупочной документации.
При этом, в соответствии с пунктом 5.6 Закупочной документации, разделение критериев рассмотрения, оценки и сопоставления заявки, на отборочные и оценочные по требованиям, установленным в настоящем подразделе, определены в разделе 9 «Руководство по экспертной оценке» Закупочной документации.
Подпунктом 1 пункта 1 раздела 9 Закупочной документации (руководство по экспертной оценке) для определения лучших условий исполнения Договора закупочная/конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по степени выгодности для Заказчика, в том числе исходя из критерия «экономические риски с учётом платёжеспособности и финансовой устойчивости».
Вместе с тем, согласно пункту 5 раздела 9 Закупочной документации критерий «Экономические риски с учётом платёжеспособности и финансовой устойчивости» оценивается в соответствии с методикой проведения экспертизы финансово-экономической устойчивости участников закупочных процедур (далее - Методика).
На основании пункта 9.3 Методики для принятия решения о соответствии/несоответствии используется система стоп и риск-факторов.
Стоп-фактор – фактор, реализация которого должна являться основанием для отклонения предложения участника закупочной процедуры и принятия решения о несоответствии. В рамках финансово-экономической экспертизы предусмотрены стоп-факторы, помимо прочего:
- отрицательное значение итога 3-го раздела баланса (капитал и резервы) на последнюю отчетную дату.
Таким образом, в случае наличие у участника Закупки отрицательного значения итого 3-го раздела баланса на последнюю отчетную дату, заявка такого участника Закупки отклоняется Заказчиком от участия в Закупке.
Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила следующее.
В составе заявки Заявителя представлен бухгалтерский баланс по состоянию на 31.03.2017 № б/н, согласно которому у Заявителя по состоянию на 31.03.2015, 31.03.2016, 31.03.2017 по разделу 3 отрицательное значение (убыток), а именно: 56 156 тыс. руб., 23 749 тыс. руб., 22 194 тыс. руб., что свидетельствует о наличии стоп-фактора в соответствии с пунктом 9.3 Методики.
Вместе с тем, наличие у участника Закупки одного из установленных Методикой стоп-факторов является обстоятельством, свидетельствующим о существенном несоответствии масштабов деятельности участника закупочной процедуры сумме закупки, а следовательно, о несоответствии заявки участника требованиям Закупочной документации.
Согласно пункту 9.5 Методики, по итогам отборочной стадии в рамках финансово-экономической экспертизы должно быть принято решение о соответствии/несоответствии участника закупочной процедуры требованиям закупочной документации, в том числе Методики.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств обратного.
С учетом изложенного, действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя по основанию, изложенному в протоколе предложений на участие в Закупке от 07.08.2017 № 11122/ОКП-ППР, правомерны.
При этом, само требование не обжаловано Заявителем в период подачи заявок.
Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.08.2017 № ИШ/41338/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.