Решение б/н Решение и предписание по жалобе СПАО «РЕСО-Гарантия» на де... от 6 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
СПАО «РЕСО-Гарантия»
117105, Москва, пр-д Нагорный, д. 6
-
ФГУП «Почта России»
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 26
-
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
119180, Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
РЕШЕНИЕ
по делу №1-00-193/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.01.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
в присутствии представителей:
СПАО «РЕСО-Гарантия»
ФГУП «Почта России»
СПАО «Ингосстрах»
АО «СОГАЗ»
в отсутствии:
ЗАО «Сбербанк-АСТ» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 24.01.2017 №ИШ/3595),
рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию наличных денежных средств при перевозке, переноске, доставке (вручении) и промежуточном (транзитном) хранении (реестровый № 31604562205) (далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении требований в Конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 23.12.2016 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок — 17.01.2017. Подведение итогов — 31.01.2017.
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 17.01.2017 на участие в Конкурсе подано 4 заявки: ЗАО «МАКС», коллективная заявка СПАО «Ингосстрах» и АО «СОГАЗ», СПАО «РЕСО-Гарантия», ПАО СК «Росгосстрах».
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в пункте 4 приложения к информационной карте установлен показатель «Количество субъектов Федерации, на территории которых присутствуют представители/филиалы участника» критерия оценки «Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг». Вместе с тем, указано, что информация по данному показатель подтверждается, в том числе путем предоставления в составе заявки копиями уведомлений о постановке представительств/филиалов участника закупки на налоговый учет (Форма №1-3-Учет). Таким образом, Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, т. к. потенциальным участникам невозможно установить что подлежит оценке, сведения о представителях либо сведения о представительствах.
Согласно пояснениям Заказчика, в том числе письменным, в составе заявки на участие в Конкурсе потенциальные участники должны представить сведения о представительствах. Кроме того, согласно доводам Заказчика, у участников не может быть двоякого толкования вышеуказанного требования, т. к. количество представителей/филиалов участника должно подтверждаться выпиской из ЕГРЮЛ участника закупки, представленной в составе заявки либо копиями уведомлений о постановке представительств/филиалов участника закупки на налоговый учет (Форма №1-3-Учет), что может быть представлено только лишь в отношении представительств того или иного участника.
На основании материалов и сведений, представленных в ходе заседания, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 12 части 10 статьи 4 Закона о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как было отмечено ранее, Заказчиком в пункте 4 приложения к Информационной карте установлен показатель оценки «Количество субъектов Федерации, на территории которых присутствуют представители/филиалы участника», согласно которому информация подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ участника закупки, представленной в составе заявки либо копиями уведомлений о постановке представительств/филиалов участника закупки на налоговый учет (Форма №1-3-Учет).
Одновременно, в разделе «Образцы форм документов включена форма, в которой необходимо представить сведения о количестве субъектов, в которых присутствуют, в том числе, представители.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
В то время, как согласно статье 182 ГК РФ представителем является лицо, осуществляющее защиту прав и интересов другого лица на основании доверенности, закона или акта.
Следовательно, представитель и представительство, согласно действующему законодательству, не являются тождественными сторонами гражданских правоотношений.
Представительские функции могут быть выполнены физическими лицами, однако, перечень документов, указанных в пункте 4 приложения к Информационной карте не может подтвердить факт наличия представителей.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации требования, согласно которому участники должны обладать представителями на территории субъектов Федерации и одновременно должны представить подтверждающие документы в отношении представительств, является введением в заблуждение потенциальных участников Конкурса и не позволяет достоверно установить сведения, которые будут приняты во внимание при оценке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующими принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, ввиду установления требования, которое вводит потенциальных участников Конкурса в заблуждение, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части вышеуказанного довода обоснованной.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, в Конкурсной документации Заказчиком не установлен порядок сопоставления коллективных заявок.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 1.4.1.14 Конкурсной документации при оценке заявки коллективного участника по критериям, предусмотренным пп. 18.7.3.1 – 18.7.3.4 Положения, учитывается совокупность соответствующих показателей, представленных всеми лицами, входящими в состав коллективного участника.
Согласно пункту 18.7.3.1 Положения 18.7.3. для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене договора; цене договора за единицу товара, работы, услуги. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
- максимальная сумма исполненного договора на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг;
- общая сумма всех исполненных договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг;
- общее количество исполненных договоров, цена каждого из которых превышает двадцать процентов от начальной (максимальной) цены договора;
- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при закупке работ, услуг.
Согласно приложению к Информационной карте для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Таким образом, согласно требованиям, установленным Заказчиком в Положении, а также в Конкурсной документации, Заказчик, в том числе в случае, если на участие подана заявка коллективного участника, должен производить оценку данной заявки по критериям, установленным Заказчиком в Конкурсной документации на основании Положения. При этом, оценке подлежит совокупность сведений и документов, представленных всеми участниками коллективного участника, которые соответствуют требованиям документации.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части вышеуказанного довода необоснованной.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения вышеуказанного довода жалобы Заявителя Комиссией установлено иное нарушение в действиях Заказчика.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Так, согласно требованиям приложения к Информационной карте Конкурсной документации Заказчиком установлен, что рейтинг по показателю «Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых присутствуют представители/филиалы участника» - Di - определяется по следующей шкале:
80 субъектов Российской Федерации и более – 10 баллов;
60 субъектов Российской Федерации и более, но менее 80 субъектов – 8 баллов;
40 субъектов Российской Федерации и более, но менее 60 субъектов – 6 баллов;
20 субъектов Российской Федерации и более, но менее 40 субъектов – 4 балла;
10 субъектов Российской Федерации и более, но менее 20 субъектов – 2 балла;
Менее 20 субъектов Федерации – 0 баллов.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки по показателю «Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых присутствуют представители/филиалы участника».
Вместе с тем, из порядка оценки по вышеуказанному критерию непонятно каким образом Заказчиком будут присваиваться баллы, в случае, случае, если участником будут представлены документы в отношении менее 20 субъектов Федерации, т. к. сведения, представленные в отношении 10 субъектов и более, позволяют присваивать участнику как 2 балла, так и 0 баллов.
Следовательно, Заказчик вводит потенциальных участников Конкурса в заблуждение, т. к. из порядка оценки, установленного Заказчиком в Конкурсной документации непонятно какое количество баллов будет присвоено участнику в случае предоставления документов в отношении менее 20 субъектов.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, Комиссия установила, что Заказчиком нарушен пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1, а также пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части довода о неправомерном установлении требований пункта 4 приложения к Информационной карты относительно показателя «Количество субъектов Федерации, на территории которых присутствуют представители/филиалы участника», в остальной части — необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-193/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.01.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 30.01.2017 по делу № 1-00-193/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУП «Почта России» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по страхованию наличных денежных средств при перевозке, переноске, доставке (вручении) и промежуточном (транзитном) хранении (реестровый № 31604562205) (далее — Конкурс), а именно:
-
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
-
Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки на участие в Конкурсе.
-
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 30.01.2017 по делу № 1-00-193/77-17.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее чем пятнадцать дней до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новую дату начала и окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 30.01.2017 по делу № 1-00-193/77-17.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 27.02.2017.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 06.03.2017 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.