Решение б/н ООО «Химзавод фторсолей» на действия заказчика - ОАО «Туполе... от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1952/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

26.11.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Химзавод фторсолей» на действия заказчика - ОАО «Туполев» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку калия фтористого, KF, ГОСТ 20848-75 для нужд Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ОАО «Туполев» (416677) (реестровый № 31401606097), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «Химзавод фторсолей» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ОАО «Туполев» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку калия фтористого, KF, ГОСТ 20848-75 для нужд Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ОАО «Туполев» (416677) (реестровый № 31401606097) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка оценки заявок на участие в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

08.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «ТУПОЛЕВ» (далее — Положение о закупках).

16.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора — 1 008 000,00 рублей.

Согласно извещению о проведении Закупки от 16.10.2014 дата окончания подачи заявок — 23.10.2014, дата рассмотрения заявок — 30.10.2014, дата подведения итогов — 30.10.2014.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 05.11.2014 № 155-КАЗ/2014 Закупочной комиссией принято решение допустить к участию в Закупке заявки участников ООО «Химзавод фторсолей» и ООО «АльфаХимПром». В соответствии с пунктом 16.3 Закупочной документации Закупочная комиссия признала победителем Закупки ООО «АльфаХимПром».

Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком нарушен порядок оценки и сопоставления заявок, поступивших для участия в Закупке. В своей заявке ООО «Химзавод фторсолей» предложило наиболее выгодные условия поставки, однако не было признано победителем Закупки.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 5.2 Закупочной документации срок поставки товара — октябрь 2014.

Согласно пункту 6.1 Закупочной документации срок оплаты товара: в течение 30 дней после поставки продукции и выставления счета на оплату.

В соответствии с пунктом 16.1 Закупочной документации комиссия в течение 5 (пяти) рабочих дней после дня окончания срока подачи документов оценивает и сопоставляет заявки участников запроса предложений в соответствии с критериями и в порядке, установленными Документацией по проведению запроса предложений.

Комиссия может не принимать во внимание мелкие погрешности, несоответствия, неточности в заявке, которые существенно не влияют на ее содержание и дальнейшую оценку при соблюдении равенства всех участников запроса предложений.

Оценка и сопоставление заявок будет осуществляться на основе следующих критериев:

  1. Цена договора.

  2. Срок поставки.

Согласно пункту 16.2 Закупочной документации победитель определяется с целью выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, изложенными в Документации.

В соответствии с пунктом 16.3 Закупочной документации на основании результатов оценки и сопоставления заявок каждой заявке по мере уменьшения степени выгодности, содержащихся в ней условий исполнения договора, присваивается порядковый номер <...> Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в ходе рассмотрения поступивших заявок по проводимой Закупке, были рассмотрены две поступившие заявки - от ООО «АльфаХимПром» и от ООО «Химзавод фторсолей». Оба участника предложили одинаковую цену - 870 000 руб. Однако предложения участников в части срока поставки различны. ООО «АльфаХимПром» предложена поставка товара в течение 7-10 дней. Участником ООО «Химзавод фторсолей» предложен срок поставки в течение трех банковских дней с момента подписания договора.

Срок поставки в документации о Закупке - октябрь 2014 г.

Учитывая обстоятельство, что срок поставки товара, указанный в Закупочной документации, неисполним по причине подведения итогов Закупки 05.11.2014, а не 30.10.2014, как указано в извещении о проведении Закупки, Заказчиком было принято решение не оценивать предложения участников Закупки по критерию «Срок поставки», а лишь производить оценку предложений участников по критерию «Цена договора».

При этом, Заказчик руководствовался пунктом 16.3 Закупочной документации, в соответствии с которым в случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок».

Согласно пункту 12 раздела 10 Положения о закупке товаров, работ, услуг в ОАО «Туполев» при предложении равнозначно выгодных условий исполнения договора несколькими участниками закупки победителем в проведении запроса предложений признается участник, заявка которого поступила ранее заявок других участников закупки.

Протоколом №155-КАЗ/2014 зафиксировано время и дата подачи заявок участниками: ООО «АльфаХимПром» - 23.10.2014 — 12:45, ООО «Химзавод фторсолей» - 23.10.2014 — 12:46.

Учитывая указанное, Заказчик принял решение о признании победителем Закупки ООО «АльфаХимПром», так как заявка указанного участника была подана раньше.

На основании изложенного, Комиссия установила, что Закупочной документацией утверждены критерии оценки, однако у данных критериев отсутствует значимость, что в свою очередь не позволяет участникам Закупки определить правомерность выбора лица, предложившего лучшую заявку, а также отсутствует порядок присвоения баллов по данным критериям.

При этом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик произвел оценку не в соответствии с порядком, утвержденным Закупочной документацией. Изменения срока поставки товара, не является основанием для не осуществления оценки заявок участников по критерию срок поставки. Предложения участников, в части сроков поставки имеют различия, соответственно ранжирование должно было производиться исходя из выгодности предложения.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, отсутствие значимости, а также порядка присвоения баллов, по ранее названным критериям, утвержденным в Закупочной документации не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке и причинах присвоения рейтинговых мест и итоговых баллов по поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны заказчиков, организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Порядок расчета баллов, является необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя о нарушении порядка оценки заявок на участие в Закупке обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Одновременно, на заседании Комиссии Заказчиком представлен договор от 31.10.2014 31.10.2014, заключенный между ОАО «Туполев» и ООО «АльфаХимПром» по итогам Закупки.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 16.1 Закупочной документации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны