Решение б/н Решение по жалобе ООО «АРОСА» на действия заказчика - ООО «Г... от 11 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «АРОСА»

129090, Москва, пер. Живарев, д. 8, стр. 3, ком. 1-6

 

  1. ООО «Газпром питание»
    117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1977/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28.10.2016 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии:

от заказчика - ООО «Газпром питание»

от заявителя - ООО «АРОСА»,

рассмотрев жалобу ООО «АРОСА» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО «Газпром питание» (далее - Заказчик) при проведении открытых запросов предложений на право заключения договоров на поставку мяса куры и свинины свежемороженого для нужд филиала СПб УООП ООО «Газпром питание»; рыбы для нужд филиала СПб УООП ООО «Газпром питание» (реестровые №№ 31604049888; 31604049853) (далее - Закупки), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупок выразилось в следующем:

  1. неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупках;

  2. нарушении принципа информационной открытости Закупок;

  3. неразмещения положения о закупке работ и услуг ПАО «Газпром питание» в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);

  4. в установлении документации о Закупках Третейской оговорки в нарушение действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения инации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В ЕИС Заказчиком размещен протокол от 28.09.2015 № 36, согласно которому в качестве документа, регламентирующего закупочную деятельность ООО «Газпром питание», утверждено положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее - Положение), утвержденного решением Совета директором ОАО «Газпром» от 19.04.2012 № 1969.

06.10.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещены извещения о проведении Закупок.

В соответствии с извещением о проведении Закупок от 06.10.2016 дата окончания подачи заявок - 15.09.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 16.09.2016, дата подведения итогов Закупок - 06.10.2016.

Согласно протоколам подведения итогов Закупок № 31604049853 от 16.10.2016 № 31604049853-01 и № 31604049888 от 06.10.2016 № 31604049888-01 заявка ООО «Ароса» отклонена от участия в Закупках в соответствии с пунктом 2.9.12 Закупочной документации.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

1) По мнению Заявителя нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупках.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 4.1.2.6 Закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в Закупках:

-Письмо о подаче Заявки на участие в запросе предложений;

-Коммерческое предложение;

-Техническое предложение;

-Анкета Участника;

-Информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных);

-Согласие на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России;

-Справка о выполнении аналогичных договоров;

-Справка о кадровых ресурсах Участника;

-Сведения о субподрядчиках/соисполнителях;

-Документы, подтверждающие квалификацию и правоспособность Участника запроса предложений;

-Опись документов, содержащихся в Заявке на участие в запросе предложений;

-Документы субподрядчиков/соисполнителей;

-Прочие документы, указанные в Закупочной документации, а также дополнительные документы (пунктом 4.1.31 информационной карты Закупочной документации).

Следовательно, пунктом 4.1.2.6 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых подать в составе заявки на участие в Закупках.

На основании пункта 2.5.6 Закупочной документации установлено, что основным документом, определяющим суть заявки на участие в запросе предложений, является письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений, которое должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в Закупочной документации, - Письмо о подаче Заявки на участие в запросе предложений (Форма 1).

Вместе с тем, согласно пункту 3.1.1 письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в Закупочной документации, - Письмо о подаче Заявки на участие в запросе предложений (Форма 1).

При этом, пунктом 8.1 приложения № 2 Закупочной документации установлено, что срок действия договора исчисляется с момента (даты) его подписания последней из сторон, о чем указывается в разделе 11 Приложения №1 к Закупочной документации «Договор поставки» и действует по 31 декабря 2016 года.

В силу указанного, письма о подаче заявки участников на участие в Закупках подготавливаются в строгом соответствии с формой 1 Закупочной документации, где указывают сроки действия договора, исчисляя дату начала оказания услуг с даты момента (даты) заключения договора.

В соответствием с пунктом 1 приложения № 5 Закупочной документации проводится анализ и оценка заявок участников на наличие сведений, в том числе в части соответствия срока действия заявки участника требованиям документации.

Вместе с тем, на основании пункта 2.9.12 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об Участниках, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений по перечню оснований, указанных в Методике анализа и оценки заявок участников, являющейся неотъемлемой часть документации о запросе предложений.

Таким образом, в случае несоответствия срока выполнения договорных обязательств в заявке участника требованиям Закупочной документации, такая заявка будет отклонена Заказчиком от участия в Закупках.

Проведя документальный анализ заявки ООО «АРОСА» Комиссия установила, что поданные Заявителем письма о подаче заявки на участие в Закупках заполнены не в соответствии с пунктом 8.1 приложения № 2 Закупочной документации, а именно: датой начала оказания услуг является дата подписания последней из сторон договора, однако в письме о подаче заявки Заявителя в строке «дата начала оказания услуг», содержится дата 19.09.2016. При этом, датой подведения итогов закупки № 31604049853 является 16.10.2016, датой подведения итогов закупки № 31604049888 является 06.10.2016. В связи с этим, Заявитель в нарушение пункта 8.1 приложения № 2 Закупочной документации неверно указал дату начала оказания услуг.

Следовательно, Заказчик правомерно отклонил заявки Заявителя на участие в Закупках в части несоответствия срока выполнения договорных обязательств участника требованиям Закупочной документации в соответствии с пунктом 2.9.11 Закупочной документации.

Также, по пояснениям Заказчика заявка Заявителя была отклонена причине непредоставления документов, подтверждающих информацию о цепочке собственников, в составе заявки.

Согласно пункту 4.1.2.6 Закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в Закупках, в том числе:

-информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.5 Закупочной документации информация о подтверждающих документах должна указываться по каждому собственнику с обязательным приложением подтверждающих документов.

Вместе с тем, на основании подпункта 5 пункта 5.5 Закупочной документации В качестве документов, подтверждающих информацию, содержащуюся в графе «Руководитель/Участник/акционер/бенефициар», помимо ссылок на общедоступные источники могут использоваться:

-для подтверждения данных о руководителе - решение уполномоченного органа о его избрании/назначении;

-для подтверждения данных об участии в уставных капиталах - выписки из реестра акционеров (для акционеров), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для Участников), решения органов власти о создании организаций (например, распоряжения, постановления Правительства Российской Федерации).

В виду изложенного, участник Закупок в составе заявки на участие в Закупках должен представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с приложением документов, подтверждающих указанную информацию.

В ходе заседания Комиссия установила, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупках представлена следующая информация о цепочке собственников: Махалов А.В., Левин, В.Д., Бровчук Г.Ю., Комиссаров Д.С., Миргалимов Р.Г., Михайлов М.Р., что соответствует пункту 4.1.2.6 Закупочной документации.

Таким образом, Комиссия установила неправомерность отклонения Заказчиком заявки Заявителя в части непредоставления документов, подтверждающих информацию о цепочке собственников, в составе заявки в нарушение пункта 4.1.2.6 Закупочной документации.

Помимо этого, Заказчик отклонил заявку Заявителя от участия в Закупках по причине непредоставление согласия на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России специалистов ООО «АРОСА».

В соответствии с пунктом 4.1.2.6 Закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в Закупках, в том числе:

-согласие на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России.

В ходе заседания Комиссия установила, что в составе заявки ООО «АРОСА» не представлены согласия на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России от шести лиц, указанных Заявителем в справке о ключевом персонале ООО «АРОСА» (Форма 7.2).

Кроме того, Заказчик указывает на несоответствие Заявителя квалификационным требованиям согласно пунктам 3.6.5 Закупочной документации, а именно:

-непредоставления информации о материально-технических ресурсах по установленной в настоящей Документации о запросе предложений форме – Справка о материально-технических ресурсах (Форма 6);

В соответствии с пунктом 3.6.5 Закупочной документации для подтверждения соответствия участника Закупок квалификационным требованиям Закупочной документации необходимо предоставить:

-информацию о материально-технических ресурсах по установленной в Закупочной документации форме – Справка о материально-технических ресурсах (Форма 6);

Согласно пункту 5.8 Закупочной документации установлена форма справки о материально-технических ресурсах (форма 6), где содержатся следующие наименования столбцов: «№  п/п»; «Наименование (Модель)»; «Кол-во»; «Технические характеристики»; «Право собственности или иное право (хозяйственного ведения, оперативного управления)»; «Назначение в отношении предмета конкурса»; «Техническое состояние»; «Примечание».

Таким образом, Заказчиком в пункте 5.8 Закупочной документации не раскрыто содержание понятие столбца «Технические характеристики».

В ходе заседания Комиссия установила, что в составе заявки Заявителем была подана информация о предоставлении товара с указанием технической характеристики, а именно: в столбце «Технические характеристики» указано значение «Рефрижиратор».

Суммируя все вышеуказанное Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Закупках в нарушение пункта 3.6.5 Закупочной документации.

2) Также, по мнению Заявителя Заказчиком нарушен принцип информационной открытости Закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:

-информационная открытость закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе: протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о Закупках.

Вместе с тем, на основании пункта 9.9.2 Положения решение закупочной комиссии по подведению итогов запроса предложений оформляется протоколом, в котором должны содержаться следующие сведения:

-общие сведения о закупке (наименования предмета и способа закупки, Заказчика, Организатора, номер и дата извещения о проведении закупки, сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора);

-о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений, об Участниках, представивших заявки на участие в запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в запросе предложений;

-о принятом решении;

-в случае принятия решения о выборе лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.

Следовательно, пунктом 9.9.2 Положения установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию итоговых протоколов Закупок, размещаемых Заказчиком после подведения итогов Закупок.

Изучив итоговые протоколы Закупок Комиссия установила, что в итоговых протоколах Закупок, а именно: протокол подведения итогов Закупки № 31604049853 от 16.10.2016 № 31604049853-01 и протокол подведения итогов Закупки № 31604049888 от 06.10.2016 № 31604049888-01, указаны сведения в соответствии с пунктом 9.9.2 Положения. Вместе с тем, в протоколах подведения итогов Закупок отсутствует информация о причинах отклонения заявок участников Закупок.

Таким образом, Заказчик не отобразил в итоговых протоколах Закупок полную информацию в нарушение пункта 9.9.2 Положения.

Исходя из указанного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя в части нарушения Заказчиком принципа информационной открытости Закупок обоснованным.

3) По мнению Заявителя Заказчик не разметил в ЕИС положение о закупке товаров, работ и услуг, что указывает на нарушение действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупке положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Таким образом, Закон о закупках устанавливает обязательство Заказчика о размещении положения о закупке товаров, работ и услуг в ЕИС.

Комиссия, согласно информации из ЕИС, установила, что Заказчиком размещен протокол от 28.09.2015 № 36, согласно которому в качестве документа, регламентирующего закупочную деятельность ООО «Газпром питание», утверждено положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директором ОАО «Газпром» от 19.04.2012 № 1969. В свою очередь, Положение размещено в ЕИС 20.10.2016.

Исходя из указанного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя о неразмещении Заказчиком Положения необоснованным.

4) Заявителем, в том числе, оспаривается включение в проекты договоров требования о передаче споров, возникающих у сторон по заключаемым договорам, на рассмотрение Третейскому суду ПАО «Газпром». Указанные нормы проектов договоров, по мнению Заявителя, противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 7.2 Проектов договоров в случае недостижения Сторонами согласия по результатам переговоров, все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Третейском суде ПАО «Газпром» в соответствии с его Регламентом. Решение Третейского суда является окончательным.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов.

Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее - Закон о третейских судах) по соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 Закона о закупке правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о закупках составленный заказчиком проект договора является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке и должен быть размещен в установленные законом сроки в ЕИС.

Сам проект договора в силу прямого указания Закона о закупках, является неотъемлемой частью документации о закупке и оспорить содержащиеся в нём условия можно только путем оспаривания документации о закупке, то есть по основаниям, в порядке и сроки, установленные непосредственно Законом о закупках. Не оспоренный на стадии проведения закупки проект договора подлежит подписанию лицом, победившим на торгах, с возможностью последующего оспаривания исключительно в судебном порядке.

В силу пункта 3 статьи 5 Закона о третейских судах третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), недействительно, если такое соглашение заключено до возникновения оснований для предъявления иска.

Таким образом, включая в проект договора документации о закупке заведомо недействительное условие о рассмотрении связанных с этим споров в конкретном третейском суде, от которого победитель закупочной процедуры не может отказаться, заказчик нарушает вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации.

В связи с этим, требования Закона о закупках, Закона о третейских судах не допускают возможность рассмотрения в третейских судах не только споров, возникающих во время проведения закупочной процедуры, но и споров, связанных с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью контрактов, несмотря на подчинение последних требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о третейских судах организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет копии документов о его образовании в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд.

При этих условиях немотивированный выбор заказчиком и внесение им в проект договора конкретного постоянно действующего третейского суда является нарушением требований Закона о третейских судах, не способствует прозрачности и противодействию коррупции при проведении закупок, обеспечивает такому третейскому суду необоснованные преференции в его деятельности, связанной с извлечением третейскими судами дохода.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц, в товарах, работах, условиях с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу не позволяют обеспечить цели регулирования законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

С учётом изложенного, Комиссия пришла в выводу о неправомерном включении в проекты договоров условия о рассмотрении споров, вытекающих из договоров, заключаемых по итогам Закупок, в Третейском суде ПАО «Газпром».

В связи с чем, Комиссией принято решение о признании довода Заявителя в части включения в проекты договоров требования о передаче споров, возникающих у сторон по заключаемым договорам, на рассмотрение Третейскому суду ПАО «Газпром» обоснованным.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика при проведении Закупок нарушения части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок в части отклонения заявки по причине неверного указания даты начала оказания услуг необоснованной, в остальной части - обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 3.6.5, 4.1.2.6 Закупочной документации и части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как имелось другое основание для отклонения заявки Заявителя от участия в Закупках.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны