Решение б/н Решение по жалобе ООО «АРОСА» на действия заказчика - ООО «Г... от 11 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «АРОСА»
129090, Москва, пер. Живарев, д. 8, стр. 3, ком. 1-6
-
ООО «Газпром питание»
117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-1977/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.10.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от заказчика - ООО «Газпром питание»
от заявителя - ООО «АРОСА»,
рассмотрев жалобу ООО «АРОСА» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО «Газпром питание» (далее - Заказчик) при проведении открытых запросов предложений на право заключения договоров на поставку мяса куры и свинины свежемороженого для нужд филиала СПб УООП ООО «Газпром питание»; рыбы для нужд филиала СПб УООП ООО «Газпром питание» (реестровые №№ 31604049888; 31604049853) (далее - Закупки), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупок выразилось в следующем:
-
неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупках;
-
нарушении принципа информационной открытости Закупок;
-
неразмещения положения о закупке работ и услуг ПАО «Газпром питание» в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
-
в установлении документации о Закупках Третейской оговорки в нарушение действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения инации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В ЕИС Заказчиком размещен протокол от 28.09.2015 № 36, согласно которому в качестве документа, регламентирующего закупочную деятельность ООО «Газпром питание», утверждено положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее - Положение), утвержденного решением Совета директором ОАО «Газпром» от 19.04.2012 № 1969.
06.10.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещены извещения о проведении Закупок.
В соответствии с извещением о проведении Закупок от 06.10.2016 дата окончания подачи заявок - 15.09.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 16.09.2016, дата подведения итогов Закупок - 06.10.2016.
Согласно протоколам подведения итогов Закупок № 31604049853 от 16.10.2016 № 31604049853-01 и № 31604049888 от 06.10.2016 № 31604049888-01 заявка ООО «Ароса» отклонена от участия в Закупках в соответствии с пунктом 2.9.12 Закупочной документации.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1) По мнению Заявителя нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупках.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4.1.2.6 Закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в Закупках:
-Письмо о подаче Заявки на участие в запросе предложений;
-Коммерческое предложение;
-Техническое предложение;
-Анкета Участника;
-Информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных);
-Согласие на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России;
-Справка о выполнении аналогичных договоров;
-Справка о кадровых ресурсах Участника;
-Сведения о субподрядчиках/соисполнителях;
-Документы, подтверждающие квалификацию и правоспособность Участника запроса предложений;
-Опись документов, содержащихся в Заявке на участие в запросе предложений;
-Документы субподрядчиков/соисполнителей;
-Прочие документы, указанные в Закупочной документации, а также дополнительные документы (пунктом 4.1.31 информационной карты Закупочной документации).
Следовательно, пунктом 4.1.2.6 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых подать в составе заявки на участие в Закупках.
На основании пункта 2.5.6 Закупочной документации установлено, что основным документом, определяющим суть заявки на участие в запросе предложений, является письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений, которое должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в Закупочной документации, - Письмо о подаче Заявки на участие в запросе предложений (Форма 1).
Вместе с тем, согласно пункту 3.1.1 письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в Закупочной документации, - Письмо о подаче Заявки на участие в запросе предложений (Форма 1).
При этом, пунктом 8.1 приложения № 2 Закупочной документации установлено, что срок действия договора исчисляется с момента (даты) его подписания последней из сторон, о чем указывается в разделе 11 Приложения №1 к Закупочной документации «Договор поставки» и действует по 31 декабря 2016 года.
В силу указанного, письма о подаче заявки участников на участие в Закупках подготавливаются в строгом соответствии с формой 1 Закупочной документации, где указывают сроки действия договора, исчисляя дату начала оказания услуг с даты момента (даты) заключения договора.
В соответствием с пунктом 1 приложения № 5 Закупочной документации проводится анализ и оценка заявок участников на наличие сведений, в том числе в части соответствия срока действия заявки участника требованиям документации.
Вместе с тем, на основании пункта 2.9.12 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об Участниках, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений по перечню оснований, указанных в Методике анализа и оценки заявок участников, являющейся неотъемлемой часть документации о запросе предложений.
Таким образом, в случае несоответствия срока выполнения договорных обязательств в заявке участника требованиям Закупочной документации, такая заявка будет отклонена Заказчиком от участия в Закупках.
Проведя документальный анализ заявки ООО «АРОСА» Комиссия установила, что поданные Заявителем письма о подаче заявки на участие в Закупках заполнены не в соответствии с пунктом 8.1 приложения № 2 Закупочной документации, а именно: датой начала оказания услуг является дата подписания последней из сторон договора, однако в письме о подаче заявки Заявителя в строке «дата начала оказания услуг», содержится дата 19.09.2016. При этом, датой подведения итогов закупки № 31604049853 является 16.10.2016, датой подведения итогов закупки № 31604049888 является 06.10.2016. В связи с этим, Заявитель в нарушение пункта 8.1 приложения № 2 Закупочной документации неверно указал дату начала оказания услуг.
Следовательно, Заказчик правомерно отклонил заявки Заявителя на участие в Закупках в части несоответствия срока выполнения договорных обязательств участника требованиям Закупочной документации в соответствии с пунктом 2.9.11 Закупочной документации.
Также, по пояснениям Заказчика заявка Заявителя была отклонена причине непредоставления документов, подтверждающих информацию о цепочке собственников, в составе заявки.
Согласно пункту 4.1.2.6 Закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в Закупках, в том числе:
-информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.5 Закупочной документации информация о подтверждающих документах должна указываться по каждому собственнику с обязательным приложением подтверждающих документов.
Вместе с тем, на основании подпункта 5 пункта 5.5 Закупочной документации В качестве документов, подтверждающих информацию, содержащуюся в графе «Руководитель/Участник/акционер/бенефициар», помимо ссылок на общедоступные источники могут использоваться:
-для подтверждения данных о руководителе - решение уполномоченного органа о его избрании/назначении;
-для подтверждения данных об участии в уставных капиталах - выписки из реестра акционеров (для акционеров), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для Участников), решения органов власти о создании организаций (например, распоряжения, постановления Правительства Российской Федерации).
В виду изложенного, участник Закупок в составе заявки на участие в Закупках должен представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с приложением документов, подтверждающих указанную информацию.
В ходе заседания Комиссия установила, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупках представлена следующая информация о цепочке собственников: Махалов А.В., Левин, В.Д., Бровчук Г.Ю., Комиссаров Д.С., Миргалимов Р.Г., Михайлов М.Р., что соответствует пункту 4.1.2.6 Закупочной документации.
Таким образом, Комиссия установила неправомерность отклонения Заказчиком заявки Заявителя в части непредоставления документов, подтверждающих информацию о цепочке собственников, в составе заявки в нарушение пункта 4.1.2.6 Закупочной документации.
Помимо этого, Заказчик отклонил заявку Заявителя от участия в Закупках по причине непредоставление согласия на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России специалистов ООО «АРОСА».
В соответствии с пунктом 4.1.2.6 Закупочной документации установлены требования к составу заявки на участие в Закупках, в том числе:
-согласие на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России.
В ходе заседания Комиссия установила, что в составе заявки ООО «АРОСА» не представлены согласия на обработку и передачу своих персональных данных в ООО «Газпром питание» и ПАО «Газпром» для последующей передачи в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России от шести лиц, указанных Заявителем в справке о ключевом персонале ООО «АРОСА» (Форма 7.2).
Кроме того, Заказчик указывает на несоответствие Заявителя квалификационным требованиям согласно пунктам 3.6.5 Закупочной документации, а именно:
-непредоставления информации о материально-технических ресурсах по установленной в настоящей Документации о запросе предложений форме – Справка о материально-технических ресурсах (Форма 6);
В соответствии с пунктом 3.6.5 Закупочной документации для подтверждения соответствия участника Закупок квалификационным требованиям Закупочной документации необходимо предоставить:
-информацию о материально-технических ресурсах по установленной в Закупочной документации форме – Справка о материально-технических ресурсах (Форма 6);
Согласно пункту 5.8 Закупочной документации установлена форма справки о материально-технических ресурсах (форма 6), где содержатся следующие наименования столбцов: «№ п/п»; «Наименование (Модель)»; «Кол-во»; «Технические характеристики»; «Право собственности или иное право (хозяйственного ведения, оперативного управления)»; «Назначение в отношении предмета конкурса»; «Техническое состояние»; «Примечание».
Таким образом, Заказчиком в пункте 5.8 Закупочной документации не раскрыто содержание понятие столбца «Технические характеристики».
В ходе заседания Комиссия установила, что в составе заявки Заявителем была подана информация о предоставлении товара с указанием технической характеристики, а именно: в столбце «Технические характеристики» указано значение «Рефрижиратор».
Суммируя все вышеуказанное Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Закупках в нарушение пункта 3.6.5 Закупочной документации.
2) Также, по мнению Заявителя Заказчиком нарушен принцип информационной открытости Закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:
-информационная открытость закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе: протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о Закупках.
Вместе с тем, на основании пункта 9.9.2 Положения решение закупочной комиссии по подведению итогов запроса предложений оформляется протоколом, в котором должны содержаться следующие сведения:
-общие сведения о закупке (наименования предмета и способа закупки, Заказчика, Организатора, номер и дата извещения о проведении закупки, сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора);
-о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в запросе предложений, об Участниках, представивших заявки на участие в запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в запросе предложений;
-о принятом решении;
-в случае принятия решения о выборе лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.
Следовательно, пунктом 9.9.2 Положения установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию итоговых протоколов Закупок, размещаемых Заказчиком после подведения итогов Закупок.
Изучив итоговые протоколы Закупок Комиссия установила, что в итоговых протоколах Закупок, а именно: протокол подведения итогов Закупки № 31604049853 от 16.10.2016 № 31604049853-01 и протокол подведения итогов Закупки № 31604049888 от 06.10.2016 № 31604049888-01, указаны сведения в соответствии с пунктом 9.9.2 Положения. Вместе с тем, в протоколах подведения итогов Закупок отсутствует информация о причинах отклонения заявок участников Закупок.
Таким образом, Заказчик не отобразил в итоговых протоколах Закупок полную информацию в нарушение пункта 9.9.2 Положения.
Исходя из указанного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя в части нарушения Заказчиком принципа информационной открытости Закупок обоснованным.
3) По мнению Заявителя Заказчик не разметил в ЕИС положение о закупке товаров, работ и услуг, что указывает на нарушение действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупке положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Таким образом, Закон о закупках устанавливает обязательство Заказчика о размещении положения о закупке товаров, работ и услуг в ЕИС.
Комиссия, согласно информации из ЕИС, установила, что Заказчиком размещен протокол от 28.09.2015 № 36, согласно которому в качестве документа, регламентирующего закупочную деятельность ООО «Газпром питание», утверждено положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директором ОАО «Газпром» от 19.04.2012 № 1969. В свою очередь, Положение размещено в ЕИС 20.10.2016.
Исходя из указанного, Комиссия решила признать довод жалобы Заявителя о неразмещении Заказчиком Положения необоснованным.
4) Заявителем, в том числе, оспаривается включение в проекты договоров требования о передаче споров, возникающих у сторон по заключаемым договорам, на рассмотрение Третейскому суду ПАО «Газпром». Указанные нормы проектов договоров, по мнению Заявителя, противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 7.2 Проектов договоров в случае недостижения Сторонами согласия по результатам переговоров, все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Третейском суде ПАО «Газпром» в соответствии с его Регламентом. Решение Третейского суда является окончательным.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее - Закон о третейских судах) по соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 Закона о закупке правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о закупках составленный заказчиком проект договора является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке и должен быть размещен в установленные законом сроки в ЕИС.
Сам проект договора в силу прямого указания Закона о закупках, является неотъемлемой частью документации о закупке и оспорить содержащиеся в нём условия можно только путем оспаривания документации о закупке, то есть по основаниям, в порядке и сроки, установленные непосредственно Законом о закупках. Не оспоренный на стадии проведения закупки проект договора подлежит подписанию лицом, победившим на торгах, с возможностью последующего оспаривания исключительно в судебном порядке.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона о третейских судах третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), недействительно, если такое соглашение заключено до возникновения оснований для предъявления иска.
Таким образом, включая в проект договора документации о закупке заведомо недействительное условие о рассмотрении связанных с этим споров в конкретном третейском суде, от которого победитель закупочной процедуры не может отказаться, заказчик нарушает вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации.
В связи с этим, требования Закона о закупках, Закона о третейских судах не допускают возможность рассмотрения в третейских судах не только споров, возникающих во время проведения закупочной процедуры, но и споров, связанных с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью контрактов, несмотря на подчинение последних требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона о третейских судах организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет копии документов о его образовании в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд.
При этих условиях немотивированный выбор заказчиком и внесение им в проект договора конкретного постоянно действующего третейского суда является нарушением требований Закона о третейских судах, не способствует прозрачности и противодействию коррупции при проведении закупок, обеспечивает такому третейскому суду необоснованные преференции в его деятельности, связанной с извлечением третейскими судами дохода.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц, в товарах, работах, условиях с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу не позволяют обеспечить цели регулирования законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
С учётом изложенного, Комиссия пришла в выводу о неправомерном включении в проекты договоров условия о рассмотрении споров, вытекающих из договоров, заключаемых по итогам Закупок, в Третейском суде ПАО «Газпром».
В связи с чем, Комиссией принято решение о признании довода Заявителя в части включения в проекты договоров требования о передаче споров, возникающих у сторон по заключаемым договорам, на рассмотрение Третейскому суду ПАО «Газпром» обоснованным.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика при проведении Закупок нарушения части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок в части отклонения заявки по причине неверного указания даты начала оказания услуг необоснованной, в остальной части - обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 3.6.5, 4.1.2.6 Закупочной документации и части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как имелось другое основание для отклонения заявки Заявителя от участия в Закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.