Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-1987/77-18 о нарушении процедуры торг... от 30 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Стройинжиниринг»

440047, г. Пенза, ул. Ульяновск, дом 1, комната 104

 

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы

101000, город Москва, улица Маросейка, дом 11/4, строение 3

 

АО «ЕЭТП»

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,
Москва, 115114

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1987/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

20.11.2018                                                                                                           Москва                              

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «Стройинжениринг» на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы при проведении электронного аукциона.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Частью 5 статьи 182 ЖК РФ установлено, что привлечение региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных норм Правительством Российской Федерации принято постановление от 01.07.2016 № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление № 615), которым утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

В рамках реализации требований Постановления № 615 ФКР г. Москвы провело электронный аукцион на право заключение договора на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Как следует из материалов дела, общество «Стройинжиниринг» протоколом проведения электронного аукциона от 15.10.2018 признано победителем процедуры. В связи с чем, общество обязано было подписать договор и представить надлежащее обеспечение исполнения обязательств по договору не позднее пяти дней с момента с даты получения проекта договора в порядке, установленном в разделах 6 и 7 документации.

25.10.2018 ФКУ г. Москвы актом об уклонении от заключения договора признало общество «Стройинжениринг» уклонившимся.

Не согласившись с названными действиями заказчика, общество «Стройинжениринг» обратилось в антимонопольный орган с жалобой об отсутствии в его действиях уклонения от заключения договора по результатам проведенного аукциона.

Комиссия Управления, рассмотрев доводы жалобы, а также возражения заказчика приняла решение о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.

Как установлено Комиссией Управления, порядок заключения договора по результатам аукциона регламентирован положениями аукционной документации, а также требованиями постановления Правительства № 615.

В соответствии с п. 7.1.2 аукционной документации, договор не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона.

Как следует из материалов дела, заявитель протоколом проведения аукциона от 15.10.2018 признан победителем аукциона

В соответствии с порядком заключения договора, установленным п. 7.1.2 документации, проект договора направляется участнику, с которым заключается договор, с официального электронного адреса заказчика: ks-fkr@dom.mos.ru на электронный адрес участника, указанный в реестре квалифицированных подрядных организаций или в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

В силу п. 7.1.8. документации, в случае если победитель электронного аукциона в срок, предусмотренный Информационной картой электронного аукциона, не представил заказчику подписанный договор и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору, то он признается уклонившимся от заключения договора.

В соответствии с п. 19 Информационной карты электронного аукциона обязанность по подписанию договора и по представлению надлежащего обеспечения исполнения обязательств подлежала исполнению обществом в течение 5 дней с даты получения проекта договора.

Заказчик на заседании Комиссии Управления представил доказательства, подтверждающие факт направления проекта договора заявителю 17.10.2018 по электронной почте по адресам, указанным в заявке и реестре квалифицированных организаций.

На заседании Комиссии Управления представитель заявителя пояснил, что проект договора им был получен 17.10.2018, однако не был подписан обществом ввиду того, что была произведена вынужденная смена генерального директора ввиду увольнения по собственному желанию. Как указывает заявитель, все акты по переоформлению полномочий нового генерального директора были оформлены обществом только 23.10.2018.

 Вместе с тем, Комиссия Управления, рассмотрев доводы заявителя, не может признать их обстоятельствами непреодолимой силы.  

Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной высшими судебными инстанциями (постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12, определение Верховного Суда РФ от 24.03.2015 N 306-ЭС14-7853, пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"), юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.

Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.

Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.

Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

В настоящем случае, увольнение генерального директора и необходимость внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц не является обстоятельством непреодолимый силы в подписании со стороны общества договора в установленный законом срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В силу пункта 4 статьи 32 и пункта 1 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений (в том числе, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) сообщить об этом в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений.

Вместе с тем, статья 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не связывает возникновение или прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственных реестр таких сведений.

При этом отсутствие в ЕГРЮЛ сведений об избранном в установленном порядке руководителе общества не влияет на объем полномочий этого лица и не лишает руководителя права действовать от имени общества без доверенности.

Указанные правовой подход также подтверждается п. 1 ст. 182 ГК РФ, в соответствии с которым сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

В связи с чем Комиссия Управления признает доводы заявителя необоснованными, поскольку общество имело возможность в отсутствие зарегистрированных сведений о полномочиях нового генерального директора подписать договор в установленный документацией срок. Доводы же заявителя о невозможности подписать договор и представить надлежащее обеспечение исполнения договора в связи с переоформлением электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) также подлежат отклонению ввиду того, что этап заключения договора не связан с наличием у общества ЭЦП, так как осуществляется не посредством функционала электронной торговой площадки. Доказательств обратного заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

В связи с чем, Комиссия Управления признает жалобу заявителя необоснованной.

Вместе с тем, Комиссией Управления в действиях заказчика усматривается несоблюдение заказчиком требований, установленных постановлением Правительства РФ № 615.

В соответствии с п. 184. Положения, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан направить протокол проведения электронного аукциона заказчику, который в течение следующего рабочего дня размещает указанный протокол на официальном сайте.

Согласно п. 185. Положения заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю проект договора о проведении капитального ремонта.

В соответствии с аукционной документацией, официальным сайтом признается сайт единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://zakupki.gov.ru. Аналогичная дефиниция также закреплена в п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615.

Таким образом, в контексте рассматриваемой конкурентной процедуры официальным сайтом, на котором надлежит размещать всю информацию о ходе проведения закупки, является сайт единой информационной системы закупок, а не сайт электронной торговой площадки, обеспечивающей лишь техническую часть проведения торгов. В связи с чем, сроки осуществления юридических значимых действий надлежит определять с момента размещения соответствующей информации в единой информационной системе закупок.

Вместе с тем, вопреки требованиям п.п. 184, 185 Положения, заказчиком в единой информационной системе не размещен протокол проведения аукциона, которым общество «Стройинжиниринг» признано победителем.

На основании изложенного, у Комиссии Управления нет оснований для признания действий заказчика по принятию акта об уклонении заявителя правомерными, поскольку принятие такого акта сопряжено с несоблюдением заказчика обязанности по размещению в единой информационной системе закупок юридически значимого документа – протокола признания лица победителем торгов, с даты размещения которого и исчисляются сроки подписания договора со стороны победителя закупки. В связи с наличием в действиях заказчика нарушения опубликования итогов закупки в ЕИС, Комиссия Управления считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписания в целях приведения его действий в соответствие с требованиями постановления Правительства № 616.

В связи с чем, Комиссия Управления на основании совокупности фактически обстоятельств данного дела приняла решение о признании жалобы заявителя необоснованной, однако в действиях заказчика установила нарушение требований п.п. 184, 185 Положения.

Комиссия, руководствуясь ч.ч. 17, 20 статьи 18.1, Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Стройинжиниринг» (ИНН: 5835107507 ОГРН: 1145835002532) на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ИНН: 7701090559; ОГРН: 1157700003230) при проведении аукциона необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение п.п. 184, 185 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
  3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны