Решение б/н Решение по жалобе ИП Мостового О.В. (далее - Заявитель) на д... от 8 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

1. ИП Мостовой О.В.


 

2. ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»

ул. Новозаводская, д. 18, Москва, 121309

 

3. АО «ОТС»

пер. 4-ый Добрынинский, д. 8, Москва, 119049

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2004/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

28.08.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

в присутствии представителей:

ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»

в отсутствие:

ИП Мостового О.В., АО «ОТС» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 14.08.2017 № ИШ/40869/17, а также уведомлениями о переносе заседания Комиссии от 21.08.2017 № б/н и от 24.08.2017 № б/н),

рассмотрев жалобу ИП Мостового О.В. (далее - Заявитель) на действия ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (далее — Заказчик) при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг по уборке зданий, сооружений, помещений (реестровый № 31705349276) (далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).

Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.

Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.

Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.

При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.

Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 21.07.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок - 02.08.2017, дата проведения Аукциона - 23.08.2017.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 09.08.2017 № 532 следует, что заявка Заявителя (№ 11) отклонена от участия в Аукционе на основании подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупке вследствие несоответствия предлагаемой продукции требованиям, установленным в разделах 9 документации о закупке и пункте 9 информационной карты, а именно:

1) п. 4 «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметру «Показатель pH 1% раствора» участником закупки указано значение «6,0-8,0», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.

2) п. 4 «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметру «амфотерных ПАВ» участником закупки указано значение «5-15%», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.

3) п. 49 «Средство для удаления пятен» по параметру «Гликолевые эфиры в составе средства» участником закупки указано значение «5-15%», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.

4) п. 51 «Средство для удаления следов жевательной резинки» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,75 – 1,0 г/см3», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.

5) п. 58 «Средство для изделий из кожи» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,997-1,332 г/см3», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.

6) п. 63 «Средство для ухода за напольной плиткой» по параметру «pH 1% раствора» участником закупки указано значение «10,0–13,0», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.

Заказчик в ходе заседания пояснил, что Заявителем в составе заявки при указании технических характеристик спорных пунктов не указано конкретное значение, входящее в заданный интервал значений, что свидетельствует о несоблюдении участником инструкции по заполнению заявки на участие в Аукциона, а также отсутствовали документы, обосновывающие указание таких значений.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пунктам 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Следовательно, за Заказчиком закреплена обязанность по указанию в составе Аукционной документации требований к составу заявки на участие в Аукционе и требования к описанию участниками Аукциона предлагаемого к поставке товара.

В соответствии с литерой «г» подпункта 3 пункта 4.5.2.4 Аукционной документации первая часть заявки на участие в редукционе должна включать в себя описание функциональных характеристик /потребительских свойств товара, его количественных и качественных характеристик, указание на зарегистрированные товарные знаки и (или) знаки обслуживания товара, марку, модель, модификацию товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар, используемый для оказания услуг, указание производителя и страны происхождения товара в случае если оказание услуг связано с необходимостью поставки товара, являющегося самостоятельным объектом гражданских прав, и указанное требование установлено в документации о закупке.

Вместе с тем, согласно пункту 9 Информационной карты Аукционной документации требования к качеству, количеству/объему, техническим харатеристикам закупаемой продукции, ее безопасности, к функциональным характеристикам/потребительским свойствам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика указаны в разделе 9 документации о закупке (Техническое задание).

При этом, пунктом 16 Информационной карты Аукционной документации установлено требование к описанию продукции, а именно описание предлагаемой в рамках Аукциона продукции заполняется по форме «Предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки», установленной в разделе 7 документации о закупке (далее — Форма 2).

Таким образом, участник Аукциона должен представить в составе первой части заявки описание технических, функциональных харатеристик (потребительских свойств) предлагаемой продукции в соответствии с Формой 2 и Техническим заданием Аукционной документации.

На основании подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупках заказчик отказывает участнику процедуры закупки в допуске в случае несоответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке.

Таким образом, в случае предоставления участником Аукциона в составе первой части заявки сведений, несоответствующих требованиям Аукционной документации, заявка такого участника отклоняется Заказчиком от участия в Аукционе.

Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила следующее.

Форма 2 Аукционной документации содержит указание на то, что предложение участника закупки должно включать все положения раздела 9 документации о закупке «Техническое задание» и может включать предложения участника процедуры закупки, улучшающие качественные характеристики объекта закупки, в виде комментариев к соответствующим положениям раздела 9 документации о закупке «Техническое задание» (комментарии участника процедуры закупки выделяются курсивом). При этом, подробная инструкция по заполнению формы 2 приведена в подразделе 4.6 Аукционной документации.

В Приложении № 2 к техническому заданию Аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к значениям по параметрам:

1) п. 4 товар «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметрам «pH 1% раствора» - «6,0 – 8,0» и «амфотерных ПАВ» - «5 - 15%»;

2) п. 49 товар «Средство для удаления пятен» по параметру «Гликолевые эфиры в составе средства» - «5 - 20%»;

3) п. 51 «Средство для удаления следов жевательной резинки» по параметру «Плотность» - «0,7 – 1,1 г/см3»;

4) п. 58 «Средство для изделий из кожи» по параметру «Плотность» - «0,997-1,332 г/см3»;

5) п. 63 «Средство для ухода за напольной плиткой» по параметру «pH 1% раствора» - «10,0 – 13,0».

Согласно Инструкции по заполнению Приложения № 2 к техническому заданию Аукционной документации (далее - Инструкция) если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара используется диапазонное значение показателя, которое сопровождается словами «диапазон», «В диапазоне», «в пределах диапазона», то в таком случае участник размещения заказа в своей заявке также должен указать диапазонное значение, соответствующее установленному Заказчиком.

Знак «-» (дефис, тире) разделяет возможное минимальное значение показателя и его максимальное значение, при этом указанные минимальные и максимальные значения входят в требуемый интервал значений.

Следовательно, из указанных положений Инструкции следует, что знак «-» указывает интервал значений, соответствующий требованиям Заказчика.

Вместе с тем, при указании требования к значению по определенному параметру слов «диапазон», «в диапазоне», «в пределах диапазона», то участнику необходимо представить диапазонное значение, соответствующее требованиям Заказчика.

При этом, из Инструкции не следует, что при наличии у показателя знака «-» (дефис, тире) необходимо в заявке указать показатель, входящий в определенный интервал, без указания диапазона значений.

Кроме того, согласно Форме 2 предложение участника должно включать все положения раздела 9 Технического задания Аукционной документации.

При этом, из данных положений Инструкций не следует, что в случае указания участником Аукциона интервала значений по спорным параметрам (пункты 4, 49, 51, 58, 63), соответствующего диапазону, установленного Аукционной документацией, такой интервал значений является несоответствующим требованиям.

В составе заявки Заявителя представлены технические, функциональные характеристики (потребительские свойства) предлагаемого к поставке товара, в том числе:

  • п. 4 «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметрам «Показатель pH 1% раствора» участником закупки указано значение «6,0-8,0» и «амфотерных ПАВ» - «5-15%»;

  • п. 49 «Средство для удаления пятен» по параметру «Гликолевые эфиры в составе средства» участником закупки указано значение «5-15%»;

  • п. 51 «Средство для удаления следов жевательной резинки» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,75 – 1,0 г/см3»;

  • п. 58 «Средство для изделий из кожи» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,997-1,332 г/см3»;

  • п. 63 «Средство для ухода за напольной плиткой» по параметру «pH 1% раствора» участником закупки указано значение «10,0–13,0».

Таким образом, Заявителем в спорных пунктах представлены значения, соответствующие требованиям Технического задания Заказчика.

При этом, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено доказательств несоответствия заявки Заявителя в указанной части требованиям Аукционной документации, а Комиссией не установлено.

На основании изложенного, Комиссия установила неправомерность отклонения заявки Заявителя от участия в Аукционе на указанных в протоколе основаниях.

Согласно пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупках и решила признать жалобу Заявителя обоснованной.

Кроме того, согласно сведениям из ЕИС Заказчиком 23.08.2017 размещено извещение об отказе от проведение закупки на основании пункта 19 Извещения о проведении Аукциона.

Согласно пояснениям Заказчика, отказ от проведения Аукциона обусловлен наличием в Аукционной документации существенных ошибок в части формирования технического задания, в том числе: в состав Технического задания Аукционной документации включено оказание услуг в помещениях особого режима (цех № 55, включенный в перечень режимных объектов на основании приказа от 01.04.2013 № 2ДСП), в котором производятся работы, связанные с использованием сведений, содержащих государственную тайну, а также отсутствии в Техническом задании требований к персоналу, оказывающего услуги, по недопущению судимости у такого персонала (служебная записка от 15.08.2017 № 206-16/114).

Указанное предполагает, что оказание услуг, предлагаемых Заявителем, на условиях Закупочной документации в текущей редакции не соответствует фактическим потребностям Заказчика, в связи с чем, с целью недопущения понуждения Заказчика к приобретению услуг, несоответствующих целям его закупки, Комиссией было принято соответствующее решение о невыдаче в данном случае предписания об устранении выявленного нарушения.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупках.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как Аукцион отменен по причине наличия необходимости внесения изменений в Аукционной документации ввиду включения в Техническое задание помещения особого режима (цех № 55, включенный в перечень режимных объектов на основании приказа от 01.04.2013 № 2ДСП), а также отсутствии в Техническом задании требований к персоналу, оказывающего услуги, по недопущению судимости у такого персонала (служебная записка от 15.08.2017 № 206-16/114).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны