Решение б/н Решение по жалобе ИП Мостового О.В. (далее - Заявитель) на д... от 8 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
1. ИП Мостовой О.В.
2. ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»
ул. Новозаводская, д. 18, Москва, 121309
3. АО «ОТС»
пер. 4-ый Добрынинский, д. 8, Москва, 119049
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2004/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.08.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»
в отсутствие:
ИП Мостового О.В., АО «ОТС» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 14.08.2017 № ИШ/40869/17, а также уведомлениями о переносе заседания Комиссии от 21.08.2017 № б/н и от 24.08.2017 № б/н),
рассмотрев жалобу ИП Мостового О.В. (далее - Заявитель) на действия ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (далее — Заказчик) при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг по уборке зданий, сооружений, помещений (реестровый № 31705349276) (далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.
Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью, к закупочной деятельности которых применяются требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) (часть 2 статьи 1).
Закон о закупках, представляющий собой, по сути, рамочный закон, не является единственным регулятором не только проведения торгов, но и процедурных механизмов, в том числе связанных с обжалованием действий заказчиков.
Согласно статьи 6 названного закона контроль за соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения жалоб на действия заказчиков-субъектов Закона о закупках предусмотрен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является полностью процедурной, дополняют и развивают положения Закона о закупках, о чем свидетельствует указание в части 1 названной статьи на возможность применения ее положений на стадии проведения закупки, в то время как положения Закона о закупках распространяют свое действие лишь на стадию их организации.
Кроме того, упомянутая норма права не дифференцирует закупки для антимонопольного органа по субъектному составу лиц, подающих жалобы, и лиц, на действия которых такие жалобы поданы, а позволяет последнему рассматривать жалобы на все закупочные процедуры на любой стадии их проведения.
При этом следует отметить, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 обозначена обязанность антимонопольного органа проверять на соответствие положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках только доводы поступающей жалобы, но в возможности выявления в действиях организаторов закупки (заказчиков) иных нарушений (на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) упомянутый орган не ограничен. Указаний обратного приведенное определение Верховного Суда Российской Федерации не содержит, а расширительному толкованию судебные акты не подлежат.
Таким образом, перечень оснований, упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не является исчерпывающим и Комиссия рассматривает поступившую жалобу по существу, в том числе учитывая положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 21.07.2017. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания приема заявок - 02.08.2017, дата проведения Аукциона - 23.08.2017.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 09.08.2017 № 532 следует, что заявка Заявителя (№ 11) отклонена от участия в Аукционе на основании подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупке вследствие несоответствия предлагаемой продукции требованиям, установленным в разделах 9 документации о закупке и пункте 9 информационной карты, а именно:
1) п. 4 «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметру «Показатель pH 1% раствора» участником закупки указано значение «6,0-8,0», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.
2) п. 4 «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметру «амфотерных ПАВ» участником закупки указано значение «5-15%», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.
3) п. 49 «Средство для удаления пятен» по параметру «Гликолевые эфиры в составе средства» участником закупки указано значение «5-15%», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.
4) п. 51 «Средство для удаления следов жевательной резинки» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,75 – 1,0 г/см3», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.
5) п. 58 «Средство для изделий из кожи» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,997-1,332 г/см3», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.
6) п. 63 «Средство для ухода за напольной плиткой» по параметру «pH 1% раствора» участником закупки указано значение «10,0–13,0», что является непредставлением конкретного значения данного показателя. Для данного показателя необходимо было установить конкретное значение, которое находилось бы в указанном интервале.
Заказчик в ходе заседания пояснил, что Заявителем в составе заявки при указании технических характеристик спорных пунктов не указано конкретное значение, входящее в заданный интервал значений, что свидетельствует о несоблюдении участником инструкции по заполнению заявки на участие в Аукциона, а также отсутствовали документы, обосновывающие указание таких значений.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пунктам 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Следовательно, за Заказчиком закреплена обязанность по указанию в составе Аукционной документации требований к составу заявки на участие в Аукционе и требования к описанию участниками Аукциона предлагаемого к поставке товара.
В соответствии с литерой «г» подпункта 3 пункта 4.5.2.4 Аукционной документации первая часть заявки на участие в редукционе должна включать в себя описание функциональных характеристик /потребительских свойств товара, его количественных и качественных характеристик, указание на зарегистрированные товарные знаки и (или) знаки обслуживания товара, марку, модель, модификацию товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар, используемый для оказания услуг, указание производителя и страны происхождения товара в случае если оказание услуг связано с необходимостью поставки товара, являющегося самостоятельным объектом гражданских прав, и указанное требование установлено в документации о закупке.
Вместе с тем, согласно пункту 9 Информационной карты Аукционной документации требования к качеству, количеству/объему, техническим харатеристикам закупаемой продукции, ее безопасности, к функциональным характеристикам/потребительским свойствам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика указаны в разделе 9 документации о закупке (Техническое задание).
При этом, пунктом 16 Информационной карты Аукционной документации установлено требование к описанию продукции, а именно описание предлагаемой в рамках Аукциона продукции заполняется по форме «Предложение участника процедуры закупки в отношении объекта закупки», установленной в разделе 7 документации о закупке (далее — Форма 2).
Таким образом, участник Аукциона должен представить в составе первой части заявки описание технических, функциональных харатеристик (потребительских свойств) предлагаемой продукции в соответствии с Формой 2 и Техническим заданием Аукционной документации.
На основании подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупках заказчик отказывает участнику процедуры закупки в допуске в случае несоответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке.
Таким образом, в случае предоставления участником Аукциона в составе первой части заявки сведений, несоответствующих требованиям Аукционной документации, заявка такого участника отклоняется Заказчиком от участия в Аукционе.
Из представленных на заседание документов и сведений Комиссия установила следующее.
Форма 2 Аукционной документации содержит указание на то, что предложение участника закупки должно включать все положения раздела 9 документации о закупке «Техническое задание» и может включать предложения участника процедуры закупки, улучшающие качественные характеристики объекта закупки, в виде комментариев к соответствующим положениям раздела 9 документации о закупке «Техническое задание» (комментарии участника процедуры закупки выделяются курсивом). При этом, подробная инструкция по заполнению формы 2 приведена в подразделе 4.6 Аукционной документации.
В Приложении № 2 к техническому заданию Аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к значениям по параметрам:
1) п. 4 товар «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметрам «pH 1% раствора» - «6,0 – 8,0» и «амфотерных ПАВ» - «5 - 15%»;
2) п. 49 товар «Средство для удаления пятен» по параметру «Гликолевые эфиры в составе средства» - «5 - 20%»;
3) п. 51 «Средство для удаления следов жевательной резинки» по параметру «Плотность» - «0,7 – 1,1 г/см3»;
4) п. 58 «Средство для изделий из кожи» по параметру «Плотность» - «0,997-1,332 г/см3»;
5) п. 63 «Средство для ухода за напольной плиткой» по параметру «pH 1% раствора» - «10,0 – 13,0».
Согласно Инструкции по заполнению Приложения № 2 к техническому заданию Аукционной документации (далее - Инструкция) если Заказчиком для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара используется диапазонное значение показателя, которое сопровождается словами «диапазон», «В диапазоне», «в пределах диапазона», то в таком случае участник размещения заказа в своей заявке также должен указать диапазонное значение, соответствующее установленному Заказчиком.
Знак «-» (дефис, тире) разделяет возможное минимальное значение показателя и его максимальное значение, при этом указанные минимальные и максимальные значения входят в требуемый интервал значений.
Следовательно, из указанных положений Инструкции следует, что знак «-» указывает интервал значений, соответствующий требованиям Заказчика.
Вместе с тем, при указании требования к значению по определенному параметру слов «диапазон», «в диапазоне», «в пределах диапазона», то участнику необходимо представить диапазонное значение, соответствующее требованиям Заказчика.
При этом, из Инструкции не следует, что при наличии у показателя знака «-» (дефис, тире) необходимо в заявке указать показатель, входящий в определенный интервал, без указания диапазона значений.
Кроме того, согласно Форме 2 предложение участника должно включать все положения раздела 9 Технического задания Аукционной документации.
При этом, из данных положений Инструкций не следует, что в случае указания участником Аукциона интервала значений по спорным параметрам (пункты 4, 49, 51, 58, 63), соответствующего диапазону, установленного Аукционной документацией, такой интервал значений является несоответствующим требованиям.
В составе заявки Заявителя представлены технические, функциональные характеристики (потребительские свойства) предлагаемого к поставке товара, в том числе:
-
п. 4 «Моющее средство для экспресс-уборки» по параметрам «Показатель pH 1% раствора» участником закупки указано значение «6,0-8,0» и «амфотерных ПАВ» - «5-15%»;
-
п. 49 «Средство для удаления пятен» по параметру «Гликолевые эфиры в составе средства» участником закупки указано значение «5-15%»;
-
п. 51 «Средство для удаления следов жевательной резинки» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,75 – 1,0 г/см3»;
-
п. 58 «Средство для изделий из кожи» по параметру «Плотность» участником закупки указано значение «0,997-1,332 г/см3»;
-
п. 63 «Средство для ухода за напольной плиткой» по параметру «pH 1% раствора» участником закупки указано значение «10,0–13,0».
Таким образом, Заявителем в спорных пунктах представлены значения, соответствующие требованиям Технического задания Заказчика.
При этом, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено доказательств несоответствия заявки Заявителя в указанной части требованиям Аукционной документации, а Комиссией не установлено.
На основании изложенного, Комиссия установила неправомерность отклонения заявки Заявителя от участия в Аукционе на указанных в протоколе основаниях.
Согласно пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупках и решила признать жалобу Заявителя обоснованной.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС Заказчиком 23.08.2017 размещено извещение об отказе от проведение закупки на основании пункта 19 Извещения о проведении Аукциона.
Согласно пояснениям Заказчика, отказ от проведения Аукциона обусловлен наличием в Аукционной документации существенных ошибок в части формирования технического задания, в том числе: в состав Технического задания Аукционной документации включено оказание услуг в помещениях особого режима (цех № 55, включенный в перечень режимных объектов на основании приказа от 01.04.2013 № 2ДСП), в котором производятся работы, связанные с использованием сведений, содержащих государственную тайну, а также отсутствии в Техническом задании требований к персоналу, оказывающего услуги, по недопущению судимости у такого персонала (служебная записка от 15.08.2017 № 206-16/114).
Указанное предполагает, что оказание услуг, предлагаемых Заявителем, на условиях Закупочной документации в текущей редакции не соответствует фактическим потребностям Заказчика, в связи с чем, с целью недопущения понуждения Заказчика к приобретению услуг, несоответствующих целям его закупки, Комиссией было принято соответствующее решение о невыдаче в данном случае предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и подпункта 2 пункта 13.8.8 Положения о закупках.
-
Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как Аукцион отменен по причине наличия необходимости внесения изменений в Аукционной документации ввиду включения в Техническое задание помещения особого режима (цех № 55, включенный в перечень режимных объектов на основании приказа от 01.04.2013 № 2ДСП), а также отсутствии в Техническом задании требований к персоналу, оказывающего услуги, по недопущению судимости у такого персонала (служебная записка от 15.08.2017 № 206-16/114).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.