Решение б/н Решение по жалобе ООО «СтройКом-2010» на действия заказчика ... от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «СтройКом-2010»

111402, Москва, ул. Кетчерская, д. 13

 

  1. МГИМО МИД России

119454, Москва, пр-кт Вернадского,
д. 76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2025/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.12.2015 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «СтройКом-2010» (далее - Заявитель) на действия заказчика - МГИМО МИД России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по монтажу адресной АПС в комплексе зданий МГИМО (реестровый № 31502919126) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном допуске заявки ООО «Техно-Делит» к участию в Конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг МГИМО МИД России (далее - Положение о закупках).

03.11.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 03.11.2015 дата окончания подачи заявок - 21.12.2015, дата рассмотрения заявок - 21.12.2015, дата подведения итогов Конкурса - 21.12.2015.

Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 26.11.2015 № 3 установлено, что заявке Заявителя присвоен 2 (второй) порядковый номер с итоговым рейтингом - 80,6 баллов, ценой предложения - 33 850 342,06 рублей, рейтингом по критерию качества работ - 80 баллов. Заявка ООО «Техно-Делит» признано победителем по итогам Конкурса с итоговым рейтингом заявки - 82,85 баллов, ценой предложения - 29 930 893,75 рублей, с рейтингом по критерию качества работ - 80 баллов.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном допуске и признании победителем заявки участника ООО «Техно-Делит».

В ходе заседания Комиссии Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым заявка ООО «Техно-Делит» полностью соответствует требованиям, установленным Конкурсной документацией. По критерию «Качество работ» участники Конкурса представили равные по значимости сведения, в следствии чего Конкурсная комиссия присвоила всем участникам равное количество баллов по данному критерию, а именно - 80 баллов.

Кроме того, ценовое предложение Заявителя было на 3 919 448,31 рублей меньше, чем ценовое предложение ООО «Техно-Делит».

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3.3.1. Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника Конкурса, в случае, если в Информационной карте Конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в Конкурсе, как квалификация участника Конкурса.

Пунктом 1.6.3. Информационной карты Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника Конкурса опыта выполнения (с учетом правопреемства) договора на выполнение работ, являющихся предметом настоящего Конкурса. Стоимость ранее исполненного договора должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится настоящая закупка. Акт о приемке выполненных работ должен быть подписан заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

Согласно пункту 1.4.1. Информационной карты Конкурсной документации начальная (максимальная) цена договора (включая НДС) составляет 34 897 259 (тридцать четыре миллиона восемьсот девяносто семь тысяч двести пятьдесят девять) рублей 86 копеек.

Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в составе Конкурсной документации установлено требование о предоставлении договоров а выполнение работ, являющихся предметом Конкурса и стоимостью не менее 17 448 629 (семнадцать миллионов четыреста сорок восемь тысяч шестьсот двадцать девять) рублей 93 копейки.

В ходе заседания Комиссия изучила заявку участника ООО «Техно-Делит» и установила, что представленные в составе его заявки договоры не соответствуют требованиям, установленным пунктом 1.6.3. Информационной карты Конкурсной документации, а именно: общая стоимость представленных договоров в составе заявки составляет менее 50% от начальной (максимальной) цены договора Конкурса.

Согласно пункту 5.2.5. Конкурсной документации участник закупки не допускается до участию в Конкурсе в следующих случаях:

    1. в случае непредставления копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено Конкурсной документацией либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупке или о товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается закупка;

    2. в случае несоответствия участника закупки требованиям к участникам Конкурса, установленным Конкурсной документацией;

    3. в случае несоответствия заявки на участие в Конкурсе требованиям к заявка на участие в Конкурсе и предложениям участников закупки, установленным Конкурсной документацией, в том числе не предоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, если требование обеспечения заявок на участие в Конкурсе установлено Конкурсной документацией.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках регламентировано, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая изложенное, Заказчик необоснованно допустил заявку ООО «Техно-Делит» к участию Конкурса и признал по его победителем по итогам Конкурса.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 5.3.1. Конкурсной документации единая комиссия проводит оценку и сопоставление заявок участников, допущенных к участию в конкурсе, в соответствии с требованиями и критериями, установленными Конкурсной документацией.

Пунктом 5.3.3., 6.1.1. Конкурсной документации регламентирован порядок оценки заявок участников Конкурса по критериям «Цена договора» (значимость критерия - 20%) и «Качество работ» (значимость критерия - 80%).

Подпунктом 2 пункта 5.3.3., 6.1.1. Конкурсной документации установлен порядок оценки по критерию «Качество работ». В состав данного критерия входят следующие показатели:

    1. предложения по выполнению работ, организационно-технических предложений, в том числе полнота учета технических требований, обоснованность сроков, технологии выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов (максимальный балл - 70);

    2. Предложения по применению факторов, способствующих повышению уровня качества работ, содержание, степень детализации и проработанности технологии и метода выполнения работ по ремонту помещений (максимальный балл - 30).

В ходе заседания Комиссия установила, что по показателю 2.1. подпункта 2 пункта 5.3.3., 6.1.1. Информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок присвоения баллов участникам:

-70 баллов - за предоставление предложения по выполнению работ, организационно-технических предложений, предложение по полноте учета технических требований, обоснованность сроков, технологии выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, а также предоставляет конкретные показатели характеристик материалов, используемых при выполнении работ в соответствии с требованиями технического задания, в том числе технических регламентов;

-15 баллов - за предоставление предложения по выполнению работ, организационно-технических предложений, предложение по полноте учета технических требований, обоснованность сроков;

-5 баллов - за предоставление предложения по выполнению работ, организационно-технических предложений, соответствующих требованиям технического задания;

-0 баллов в случае отсутствия предложения по выполнению работ, организационно-технических предложений, предложение по полноте учета технических требований, обоснованность сроков, технологии выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, а также предоставляет конкретные показатели характеристик материалов, используемых при выполнении работ в соответствии с требованиями технического задания, в том числе технических регламентов.

По показателю 2.2.:

-30 баллов за предоставление предложения по применению факторов, способствующих повышению уровня качества работ, содержание, степень детализации и проработанности технологии и метода выполнения работ по ремонту помещений;

-15 баллов за представление предложения по применению факторов, способствующих повышению уровня качества работ;

-5 баллов за представление предложения степени детализации и проработанности технологии и метода выполнения работ по ремонту помещений;

-0 баллов в случае отсутствия предложения по применению факторов, способствующих повышению уровня качества работ, содержание, степень детализации и проработанности технологии и метода выполнения работ по ремонту помещений.

Исходя из вышеизложенного, установленный в Конкурсной документации порядок оценки (присвоение баллов) по критерию «Качество работ» раскрыт не полностью и приводит к субъективному начислению баллов членами Конкурсной комиссии ввиду наличия неоднозначных показателей оценки участников Конкурса, вместе с тем таких как: «степень детализации», «проработанность технологии» и так далее. Таким образом, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Конкурса, в зависимости от тех или иных представленных документов.

Таким образом Комиссия пришла к выводу, что документы в составе заявки по ранее названному критерию оцениваются субъективно членами комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема сведений, необходимого для получения максимального балла по ранее указанному критерию.

Таким образом, порядок оценки заявок по критерию, утвержденным в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по указанному критерию, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерность определения победителя, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников Конкурса и равные условия для участия в торгах.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимого Конкурса.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Вместе с тем, критерии «Цена договора» и «Качество работ» имеют значимость 20 и 80 соответственно.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Устанавливая такое соотношение значимости цены и качества, Заказчик подвергает себя риску экономически неэффективного расходования денежных средств.

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 5.2.5. Конкурсной документации.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны