Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Шлангенз» на действия з... от 30 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Шлангенз»
173526, Новгородская обл., рп. Панковка, ул. Индустриальная, д. 18
-
ГУП «Московский метрополитен»
129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41,
корп. 2
-
АО «ОТС»
119049, Москва, 4-ый Добрынинский пер., д. 8
РЕШЕНИЕ
по делу №1-00-2033/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.12.2015 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
в присутствии представителей:
ГУП «Московский метрополитен» Большого С.А. (по доверенности от 22.07.2015 № НЮ-15/238),
в отсутствие:
ООО «Шлангенз», АО «ОТС» (уведомлены надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 03.12.2015 № ИШ/49066, от 07.12.2015 № ИШ/49493),
рассмотрев жалобу ООО «Шлангенз» на действия заказчика — ГУП «Московский метрополитен» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку шлангов, рукавов (реестровый № 31502918442),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «Шлангенз» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ГУП «Московский метрополитен» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку шлангов, рукавов (реестровый № 31502918442) (далее — Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неразмещении на официальном сайте чертежей, конструкторской документации, содержащих технические требования к поставляемому товару, что привело к невозможности Заявителя подать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее — Положение о закупках, Положение), размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).
Извещение и Аукционная документация размещены на Официальном сайте 02.11.2015. Дата окончания подачи заявок – 01.12.2015. Дата подведения итогов – 11.12.2015.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 09.12.2015 на участие в Аукционе подано три заявки; до участия в Аукционе допущены следующие организации: ООО «Техгидравлика», ОАО «Метровагонмаш».
Согласно пояснениям Заявителя Заказчиком в документации указано, что продукция должна поставляться в соответствии с техническим заданием (ТЗ), прилагаемой в составе Аукционной документации. Техническое задание, в свою очередь, содержит ссылки на Технические условия (ТУ): ТУ 4833-041-45158789-08, ТУ 7563- 012-45158789-98, ТУ 7563-038-45158789-07, ТУ 7563-039-45158789-07, ТУ 4833-049-45158789-10. В первоначальной документации содержалось только ТУ 4833-041-45158789-08, по поводу отсутствия остальных ТУ на электронную площадку ООО «Шлангенз» направило запрос (Запрос на разъяснение № 98658) о необходимости предоставления остальных ТУ, а также указанных в данных ТУ конструкторских документов, в результате чего Заказчиком в Техническое задание были внесены изменения. Вместе с тем, несмотря на содержащиеся в запросе на разъяснение № 8658 требования о предоставлении всех необходимых документов, Заказчиком не размещены в открытых источниках следующие документы:
-
Согласно п.1.1.1, п.1.1.3, п.1.2.3, п.1.5.1, п.3.2.1 ТУ 7563-039-45158789-2007 рукава высокого давления изготавливаются и испытываются согласно конструкторской документации (КД) ТХГ.146.000.00 и ТХГ.151.000.00. Данная КД отсутствует в ТЗ.
-
Согласно п.1.1.1, п.1.1.3, п.1.2.3, п.1.5.1, п.3.2.1 ТУ 7563-038-45158789-2007 рукава высокого давления изготавливаются и испытываются согласно КД ТХГ.145.000.00 и ТХГ.190.000.00. Данная КД отсутствует в ТЗ.
-
Согласно п.1.1.1, п.1.2.5, п.1.5.1, ТУ 7563-012-45158789-98 рукава высокого давления изготавливаются и испытываются согласно конструкторской документации (далее КД) ТХГ.011.000.00. Данная КД отсутствует в ТЗ. ,
-
Согласно п.1.1.1, п.1.1.2, п.1.1.3, п.1.2.3, п.1.5.1, п.3.2.1 ТУ 4833-049-45158789-10 рукава высокого давления изготавливаются и испытываются согласно конструкторской документации (далее КД) ТХГ.199.000.00. Данная КД отсутствует в ТЗ.
-
Поз.1-2, изготавливаемые по ГОСТ 1335-84. Не предоставлена полная техническая информация по концевой арматуре, рабочим режимам изделий. Ссылка на ГОСТ 1335-84 не дает полного ответа на данные вопросы, так как в данном документе указаны общие требования.
-
Поз.23 ТЗ указан общий ГОСТ Р52452-2005, в данном ГОСТе указана общая информация по техническим характеристикам изделия. Конкретная информация по рабочим режимам, присоединительным деталям, их видам и размерам, должна быть представлена в конструкторской документации (КД) за номером ТОР.157КД-35060В5. Данная КД отсутствует в ТЗ.
Также Заявителем в жалобе указано, что согласно представленной Заказчиком информации вышеуказанные документы являются интеллектуальной собственностью ООО «Техгидравлика». ООО «Шлангенз» оформило и направило соответствующий запрос в адрес ООО «Техгидравлика» о предоставлении указанной конструкторской документации, однако ответа не получило. Таким образом, ООО «Шлангенз» лишено возможности в срок до 10 час. 00 мин. 01.12.2015 года (дата и время окончания подачи заявок) проверить соответствие своей продукции требованиям Заказчика, которые имеются в конструкторской документации, не предоставленной Заказчиком, а соответственно и принять участие в аукционе в электронной форме.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с информационной картой Аукционной документации требования, предъявляемые к поставляемому товару/выполнению работ/оказанию услуг отражены в Техническом задании.
Заказчиком утверждено и размещено на официальном сайте Техническое задание на поставку шлангов, рукавов (рукава резиновые с нитяным усилением и металлокордные с присоединительной арматурой, а так же шланги применяются в тормозной системе вагонов подвижного состава метрополитена).
Пунктом 3 Технического задания установлен перечень товаров и их объем:
№ |
Наименование поставляемого товара* |
Ед.изм |
Кол-во |
1 |
РУКАВ 28Х1000ММ ГОСТ 1335-84 |
шт. |
110 |
2 |
РУКАВ 25Х610ММ ГОСТ 1335-84 |
шт. |
20 |
3 |
ШЛАНГ РП 12-2 ТУ 75 63-012-45158789-98 |
шт. |
715 |
4 |
РУКАВ Р2-16-500 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
5 |
5 |
РУКАВ Р1-10-350 ТУ 7563-039-45158789-07 |
шт. |
1163 |
6 |
РУКАВ Р1-16-300 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
224 |
7 |
РУКАВ Р1-16-400 ТУ7563-039-45158789-07 |
шт. |
696 |
8 |
РУКАВ Р1-16-420 ТУ 7563-039-45158789-07 |
шт. |
684 |
9 |
РУКАВ Р1-16-480 ТУ7563-039-45158789-07 |
шт. |
292 |
10 |
РУКАВ Р2-10-720 ТУ 7563-038-45158789-07 |
шт. |
228 |
11 |
РУКАВ Р2-10-980 ТУ 7563-038-45158789-07 |
шт |
92 |
12 |
РУКАВ Р2-12-600 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
43 |
13 |
РУКАВ Р2-16-400 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
21 |
14 |
РУКАВ Р2-16-720 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
81 |
15 |
РУКАВ Р2-16-960 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
231 |
16 |
РУКАВ Р2-20-720 ТУ 7563-038-45158789-07 |
шт. |
200 |
17 |
РУКАВ Р2-20-970 ТУ 7563-038-45158789-07 |
шт. |
456 |
18 |
РУКАВ Р2-25-900 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
16 |
19 |
РУКАВ Р2-6-1000 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
114 |
20 |
РУКАВ Р2-6-600 ТУ7563-038-45158789-07 |
шт. |
44 |
21 |
РУКАВ Р2-6-800 ТУ 7563-038-45158789-07 |
шт. |
353 |
22 |
РУКАВ Р2-8-300 ТУ4833-049-45158789-10 |
шт. |
44 |
23 |
ШЛАНГ ТОР.157КД-3506085 ГОСТ Р52452-2005 |
шт. |
2463 |
ИТОГО: |
шт. |
8295 |
*В случае поставки аналогов указать наименование поставляемой продукции.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 Технического задания поставляемая продукция должна быть изготовлена в соответствии с указанными в пункте 3 данного Технического задания чертежами завода-изготовителя подвижного состава. Допускается поставка аналогов, при этом аналоги должны быть согласованы с заводом-изготовителем подвижного состава».
Также Заказчиком на Официальном сайте размещены следующие технические условия ООО «Техгидравлика»:
-
ТУ 4833-049-45158789-10 на 8 л. в 1 экз.;
-
ТУ 7563-012-45158789-98 на 8 л. в 1 экз.;
-
ТУ 7563-038-45158789-2007 на 8 л. в 1 экз.;
-
ТУ 7563-039-45158789-2007 на 8 л. в 1 экз.
Согласно пункту 1.1.1 ТУ 7563-038-45158789-2007 ООО «Техгидравлика» комплекты изделий должны соответствовать требованиям ТУ и конструкторской документации ТХГ.145.000.00, ТХГ.190.000.00.
Согласно пункту 1.1.2 ТУ 7563-038-45158789-2007 ООО «Техгидравлика» внешний вид рукавов должен соответствовать сборочным чертежам ТХГ.145.000.00СБ, ТХГ.190.000.00СБ.
Согласно, пункту 1.2.3 ТУ 7563-038-45158789-2007 ООО «Техгидравлика» габаритные размеры должны соответствовать сборочным чертежам ТХГ.145.000.00СБ, ТХГ.190.000.00СБ.
В пункте 1.5.1 ТУ 7563-038-45158789-2007 прямо указано, что место и способ маркировки на каждом из рукавов должны соответствовать сборочному чертежу ТХГ.145.000.00СБ, ТХГ.190.000.00СБ.
Аналогичные требования указаны и в других ТУ, размещенных Заказчиком на Официальном сайте.
Также Комиссией установлено, что 17.11.2015 на Официальном сайте размещен ответ Заказчика на запрос разъяснений положений Аукционной документации, содержащий следующую информацию: «В ответ на ваш запрос сообщаем, что продукция должна быть поставлена в соответствии с техническими требованиями, определенными в п. 3 Технического задания. При этом ГУП «Московский метрополитен» не является разработчиком и держателем конструкторских документаций и чертежей, указанных в ТУ, а также в пп. 23 п. 3 Технического задания. Вместе с тем, информируем о том, что вышеуказанные документы являются интеллектуальной собственностью ООО «Техгидравлика». Контактный телефон для связи: 8 (496) 588-0904».
Согласно пояснениям Заказчика ни Закон о закупках, ни Положение о закупках не содержат прямого указания на необходимость размещения на официальном сайте в сети интернет полного объема конструкторской документации. Документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупочной процедуры могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки. В составе документации о закупке размещено техническое задание (содержащее описание товара, требования к нему, в том числе путем указания ГОСТ и ТУ, находящиеся в свободном доступе либо размещенные в составе документации). Данные документы имеют ссылки на Конструкторскую документацию, находящуюся в собственности иных юридических лиц. Кроме того, данная конструкторская документация подпадает под защиту на основании ст. 1250 (защита интеллектуальных прав) и ст. 1252 (защита исключительных прав) ГК РФ. Таким образом, ГУП «Московский метрополитен» не может опубликовать в свободном доступе конструкторскую документацию, принадлежащую другому лицу. В разъяснении к аукционной документации ГУП «Московский метрополитен» указал контактную информацию обладателя интеллектуальных прав, т.е. предоставил всю возможную и необходимую информацию для подготовки заявки на участие в закупке. ГУП Московский метрополитен» не может самостоятельно разрабатывать технические требования к товару - аналогу, поскольку в с п. 11.5. Правил технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации, это напрямую связано с безопасностью движения поездов. Без согласования с разработчиком и производителем подвижного состава любое изменения подвижного состава может повлечь недопустимые последствия и ответственность за данные действия будет возложена на ГУП «Московский метрополитен».
На заседании Комиссия, согласно пояснениям Заявителя, установила, что в размещенных Заказчиком на Официальном сайте Технических условиях содержатся ссылки на конструкторскую документацию, чертежи, содержащие требования, в том числе к комплектам изделий, требования к внешнему виду рукавов, к конкретному размеру резьбы, габаритным размерам, месту и способу маркировки на каждом из рукавов. При этом указанные документы не размещены в открытых источниках.
Исходя из вышеизложенного, без предоставления Заказчиком чертежей, указанных в приведенных в аукционной документации Технических условиях, а также иной информации потенциальным участникам не представляется возможным изготовить и поставить Заказчику продукцию согласно Техническому заданию.
При этом, согласно пояснениям Заказчика, ГУП «Московский метрополитен» не является разработчиком и держателем конструкторских документаций и чертежей, указанных в ТУ, а также в Техническом задании (вышеуказанные документы являются интеллектуальной собственностью ООО «Техгидравлика»), что ставит участников Аукциона в зависимость от действий третьих лиц.
Таким образом, документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, технические характеристики товаров, позволяющих определить потребности заказчика, а также позволяющих принять решение об участии в закупке и подготовки заявки на участие в закупке (в том числе технического предложения).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что технические параметры товара, требуемого к поставке по предмету Аукциона, не определены в Аукционной документации в полном объеме, что приводит к невозможности формирования участником закупки корректного технического предложения. Кроме того, параметры соответствия эквивалента, предложенного участником, требованиям Заказчика в Аукционной документации отсутствуют.
Отсутствие ранее названных сведений может явиться самостоятельным препятствием для формирования и подачи заявок со стороны потенциальных участников аукциона, а также привести к сужению круга таких участников, ограничив их число лицами, заранее извещенными о технических характеристиках требуемых к поставке товаров.
В этой связи в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно необходимых к поставке товаров либо требуемых к выполнению работ или услуг.
Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
-
1. ООО «Шлангенз»
173526, Новгородская обл., рп. Панковка, ул. Индустриальная, д. 18
-
2. ГУП «Московский метрополитен»
129110, Москва, пр-кт Мира, д. 41,
корп. 2
-
3. АО «ОТС»
119049, Москва, 4-ый Добрынинский пер.,
-
д. 8
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №1-00-2033/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.12.2015 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 11.12.2015 по делу № 1-00-2033/77-15,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУП «Московский метрополитен» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку шлангов, рукавов (реестровый № 31502918442) (далее — Аукцион), а именно:
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
-
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) в сети Интернет.
-
Заказчику вернуть участникам Аукциона ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
-
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Московского УФАС России от 11.12.2015 по делу № 1-00-2033/77-15.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее чем пятнадцать дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.
-
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, проведения Аукциона.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 18.01.2016.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.01.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
-
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.